Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, лекция
Зарождение и развитие товарно-денежных отношений обусловило необходимость проведения финансового контроля за деятельностью экономических субъектов. Впервые система финансового контроля была создана в Китае в 700 г. до н.э. Исторические факты указывают, что в это время существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.
5) если организация (за
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
При проведении обязательного аудита
в организациях, в уставных (складочных)
капиталах которых доля государственной
собственности или
По объектам проверки выделяют следующие виды аудита: внешний и внутренний.
Внешний аудит – проводится независимым аудитором или аудиторской фирмой на договорной основе по просьбе клиентов с целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и выражения мнения о достоверности финансовой отчетности.
Внутренний аудит – осуществляется специальной службой организации или ее работниками. Это форма непрерывного аудита с целью выявления фактов злоупотребления, выявления резервов, увеличения рентабельности и прибыли и т.д.
По сфере деятельности выделяют: общий аудит, банковский, страховой и аудит прочей деятельности; по периодичности проведения – первоначальный и согласованный; по стадии развития – подтверждающий, системно-ориентированный и аудит, базирующийся на риске.
Первоначальный аудит – проведение аудиторской проверки в данной организации впервые.
Согласованный (периодический, повторяющийся) аудит – осуществляется в данной организации одной аудиторской организацией при повторных договорных отношениях.
Аудит, базирующийся на риске означает концентрацию аудиторской проверки в областях и объектах контроля, где риски появления искажений наиболее высоки.
Системно-ориентированный аудит предполагает проведение экспертизы объектов проверки с учетом оценки состояния и эффективности системы внутреннего контроля.
Аудиторским организациям (аудиторам)
запрещается заниматься какой-либо
предпринимательской
1) постановку, восстановление и
ведение бухгалтерского учета,
составление бухгалтерской (
2) налоговое консультирование, постановку,
восстановление и ведение
3) анализ финансово-
4) управленческое
5) юридическую помощь в областях,
связанных с аудиторской
6) автоматизацию бухгалтерского
учета и внедрение
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ
9) проведение научно-
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Перечисленные услуги могут быть совместимы
или несовместимы с обязательной
аудиторской проверкой. К несовместимым
услугам относят: ведение и восстановление
бухгалтерского учета, составление
налоговых деклараций, а так же
составление бухгалтерской
В процессе оказания сопутствующих услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов. Сопутствующие услуги можно классифицировать как: услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.
К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом (контроль ведения учета и составления отчетности, контроль начисления и уплаты налогов и т.д.)
К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение семинаров, обучения; создание методических рекомендаций; информационное обслуживание.
Выполнение сопутствующих
При оказании сопутствующих услуг аудитор обязан следовать тем же принципам, что и при проведении аудита. По итогам выполнения услуг аудиторская организация подготавливает документацию, отражающую результаты выполнения задания и выводы. При этом следует действовать в соответствии с правилом «Письменная информация руководству экономического субъекта».
Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности
В настоящее время регулирование аудиторской деятельности в России проводится с учетом мировой практики, в которой выделяют две концепции. Первая из них предполагает строгое регламентирование аудиторской деятельности централизованными органами (Австрия, Франция, другие европейские страны). Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), в которых аудиторская деятельность саморегулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями. В России сложилась многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности, которая находится в процессе адаптации к современным экономическим условиям (табл.2). В частности, определяются и конкретизируются права и обязанности органов, регулирующих аудиторскую деятельность, роль и функции государственных и общественных организаций, а также продолжается работа в области стандартизации аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности ведется по двум направлениям: нормативное и организационное. Нормативное регулирование заключается в принятии нормативных актов, содержащих правила осуществления данного вида предпринимательской деятельности; организационное осуществляется через деятельность уполномоченных органов государственного регулирования аудита.
Таблица 2
Система нормативного регулирования аудита в России
Уровень |
Нормативные акты |
Органы, принимающие нормативные акты |
I |
Федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; другие федеральные законы; указы Президента РФ |
Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ |
II |
Постановления Правительства РФ |
Правительство РФ |
III |
Приказы, письма, распоряжения, положения и рекомендации Министерства финансов РФ |
Минфин РФ, Совет по аудиторской деятельности |
IV |
Документы СРОА |
Саморегулируемые организации аудиторов |
V |
Документы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов |
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы |
Первый (верхний) уровень включает
законы, устанавливающие правоотношения
в аудиторской деятельности, в
числе которых центральное
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся постановления Правительства, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности. Например, Постановление Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», которым установлены для обязательного исполнения всеми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами соответствующие правила проведения аудита.
Третий уровень системы
Четвертый уровень включает внутренние стандарты саморегулируемых организации аудиторов (далее СРОА) и устанавливают нормы аудита действующие в рамках этих организаций. К числу таких документов относят кодекс этики аудиторов, правила независимости аудиторов-членов СРОА и др.
Пятый уровень включает внутрифирменные
стандарты аудиторской
Функции федерального органа государственного
регулирования аудиторской
Постановлением Правительства
РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 уполномоченным
федеральным органом
Основными функциями уполномоченного федерального органа в соответствии со ст. 15 закона «Об аудите» являются:
1) выработка государственной
2) нормативно-правовое
3) ведение государственного
4) анализ состояния рынка
5) иные предусмотренные
В структуре Минфина России выполнение данных функций возложено на Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности. организации аудиторской деятельности.
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Совет по аудиторской деятельности:
1) рассматривает вопросы
2) рассматривает проекты
3) одобряет порядок разработки
проектов федеральных
4) оценивает деятельность
5) вносит на рассмотрение
Информация о работе Возникновение аудита и его экономическая обусловленность