Возникновение аудита и его экономическая обусловленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, лекция

Описание работы

Зарождение и развитие товарно-денежных отношений обусловило необходимость проведения финансового контроля за деятельностью экономических субъектов. Впервые система финансового контроля была создана в Китае в 700 г. до н.э. Исторические факты указывают, что в это время существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Файлы: 1 файл

основы аудита лекции.docx

— 175.90 Кб (Скачать файл)

5) если организация (за исключением  органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного  фонда, а также государственного  и муниципального учреждения) представляет  и (или) публикует сводную (консолидированную)  бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных  федеральными законами.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной  собственности или собственности  субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

По объектам проверки выделяют следующие  виды аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит – проводится независимым аудитором или аудиторской фирмой на договорной основе по просьбе клиентов с целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и выражения мнения о достоверности финансовой отчетности.

Внутренний аудит – осуществляется специальной службой организации или ее работниками. Это форма непрерывного аудита с целью выявления фактов злоупотребления, выявления резервов, увеличения рентабельности и прибыли и т.д.

По сфере деятельности выделяют: общий аудит, банковский, страховой и аудит прочей деятельности; по периодичности проведения – первоначальный и согласованный; по стадии развития – подтверждающий, системно-ориентированный и аудит,  базирующийся на риске.

Первоначальный аудит – проведение аудиторской проверки в данной организации впервые.

Согласованный (периодический, повторяющийся) аудит – осуществляется в данной организации одной аудиторской организацией при повторных договорных отношениях.

Аудит, базирующийся на риске означает концентрацию аудиторской проверки в областях и объектах контроля, где риски появления искажений наиболее высоки.

Системно-ориентированный аудит предполагает проведение экспертизы объектов проверки с учетом оценки состояния и эффективности системы внутреннего контроля.

1.7. Услуги, сопутствующие аудиту

Аудиторским организациям (аудиторам) запрещается заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. В числе  таких услуг в соответствии с  п.7 ст.1 закона «Об аудите» выделяют:

1) постановку, восстановление и  ведение бухгалтерского учета,  составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового  учета, составление налоговых  расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и  финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реорганизацией организаций или  их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью,  включая консультации по правовым  вопросам, представление интересов  доверителя в гражданском и  административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях,  в органах государственной власти  и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского  учета и внедрение информационных  технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных  проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе  на бумажных и электронных  носителях;

10) обучение в областях, связанных  с аудиторской деятельностью.

Перечисленные услуги могут быть совместимы или несовместимы с обязательной аудиторской проверкой. К несовместимым  услугам относят: ведение и восстановление бухгалтерского учета, составление  налоговых деклараций, а так же составление бухгалтерской отчетности.

В процессе оказания сопутствующих  услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов. Сопутствующие услуги можно классифицировать как: услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых  установлен в договоре с экономическим  субъектом, ранее экономическим  субъектом не созданных.

К  услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом (контроль ведения учета и составления отчетности, контроль начисления и уплаты налогов и т.д.)

К  информационным  услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение семинаров, обучения; создание методических рекомендаций; информационное обслуживание.

Выполнение сопутствующих аудиту услуг и работ требует от аудиторов  соответствующих материально-технических  и методических возможностей.

При оказании сопутствующих услуг аудитор обязан следовать тем же принципам, что и при проведении аудита. По итогам выполнения услуг аудиторская организация подготавливает документацию, отражающую результаты выполнения задания и выводы. При этом следует действовать в соответствии с правилом «Письменная информация руководству экономического субъекта».

Аудиторская организация несет  ответственность за качество и сроки  оказания сопутствующих услуг согласно действующему законодательству, а также  в соответствии с условиями договора.

2.1. Правовые основы аудиторской  деятельности

В настоящее время регулирование  аудиторской деятельности в России проводится с учетом мировой практики, в которой выделяют две концепции. Первая из них предполагает строгое  регламентирование аудиторской  деятельности централизованными органами (Австрия, Франция, другие европейские  страны). Вторая концепция развита  в англоязычных странах (США, Великобритания), в которых аудиторская деятельность саморегулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями. В России сложилась многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности, которая находится в процессе адаптации к современным экономическим условиям (табл.2). В частности, определяются и конкретизируются права и обязанности органов, регулирующих аудиторскую деятельность, роль и функции государственных и общественных организаций, а также продолжается работа в области стандартизации аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности ведется по двум направлениям: нормативное и организационное. Нормативное регулирование заключается в принятии нормативных актов, содержащих правила осуществления данного вида предпринимательской деятельности; организационное осуществляется через деятельность уполномоченных органов государственного регулирования аудита.

Таблица 2

Система нормативного регулирования  аудита в России

Уровень

Нормативные акты

Органы, принимающие нормативные  акты

Федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

другие федеральные законы;

указы Президента РФ

Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент  РФ

II

Постановления Правительства РФ

Правительство РФ

III

Приказы, письма, распоряжения, положения  и рекомендации Министерства финансов РФ

Минфин РФ, Совет по аудиторской  деятельности

IV

Документы СРОА

Саморегулируемые организации аудиторов

V

Документы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы


Первый (верхний) уровень включает законы, устанавливающие правоотношения в аудиторской деятельности, в  числе которых центральное место  занимает закон «Об аудиторской  деятельности, который принят 30 декабря 2008 года. Он относится к основным законодательным актам прямого  действия. Этот закон определяет правовые основы регулирования аудита и его  место в финансово-хозяйственной  деятельности в качестве необходимого и равноправного элемента. Для  России это особенно важно, поскольку  исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими  видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление  аудита в РФ состоялось. Другие законы

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся  постановления Правительства, которые  определяют общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности. Например, Постановление Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности», которым установлены  для обязательного исполнения всеми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами соответствующие правила проведения аудита.

Третий уровень системы нормативного регулирования представлен нормами  аудита, также обязательными для  всех субъектов рынка, в числе  которых Федеральные стандарты  аудиторской деятельности (далее  ФСАД), утвержденные приказами Минфина  РФ. Стандарты определяют критерии, по которым производится оценка качества аудиторской проверки, процесс сбора  доказательств и формирования аудиторского заключения. Документы этого уровня определяют общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, учитываются  в арбитражном процессе. 

Четвертый уровень включает внутренние стандарты саморегулируемых организации аудиторов (далее СРОА) и устанавливают нормы аудита действующие в рамках этих организаций. К числу таких документов относят кодекс этики аудиторов, правила независимости аудиторов-членов СРОА и др.

Пятый уровень включает внутрифирменные  стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы на базе ФПСАД и ФСАД и практики аудита. Содержание и форма таких  документов являются прерогативой аудиторских  фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства  РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное  регулирование аудиторской деятельности в РФ определено Министерство финансов РФ.

Основными функциями уполномоченного  федерального органа в соответствии со ст. 15 закона «Об аудите» являются:

1) выработка государственной политики  в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование  в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных  стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах  своей компетенции иных нормативных  правовых актов, регулирующих  аудиторскую деятельность и (или)  предусмотренных законом;

3) ведение государственного реестра  саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских  услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим  Федеральным законом функции.

В структуре Минфина России выполнение данных функций возложено на Департамент  регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской  деятельности. организации аудиторской  деятельности.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается Совет по аудиторской  деятельности при уполномоченном федеральном  органе. Совет по аудиторской деятельности:

1) рассматривает вопросы государственной  политики в сфере аудиторской  деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных  стандартов аудиторской деятельности  и иных нормативных правовых  актов, регулирующих аудиторскую  деятельность, и рекомендует их  к утверждению Минфином РФ;

3) одобряет порядок разработки  проектов федеральных стандартов  аудиторской деятельности, правила  независимости аудиторов и аудиторских  организаций и кодекс профессиональной  этики аудиторов, определяет области  знаний, из которых устанавливается  перечень вопросов, предлагаемых  претенденту на квалификационном  экзамене;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение уполномоченного  федерального органа предложения  о порядке осуществления уполномоченным  федеральным органом по контролю  и надзору внешнего контроля  качества работы аудиторских  организаций;

Информация о работе Возникновение аудита и его экономическая обусловленность