Возникновение аудита и его экономическая обусловленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, лекция

Описание работы

Зарождение и развитие товарно-денежных отношений обусловило необходимость проведения финансового контроля за деятельностью экономических субъектов. Впервые система финансового контроля была создана в Китае в 700 г. до н.э. Исторические факты указывают, что в это время существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

Файлы: 1 файл

основы аудита лекции.docx

— 175.90 Кб (Скачать файл)

7) Когда проверка финансовой  информации выполняется с целью  выражения независимого мнения, то деятельность аудитора регламентируется  исключительно его полномочиями.

8) Профессиональный статус независимого  аудитора адекватен его профессиональным  обязанностям.

9) Годовой бухгалтерский отчет,  не подвергшийся аудиту, не заслуживает  достаточного доверия.

10) Информация, подвергшаяся аудиторской  проверке, более полезна, чем не  подвергшаяся ей.

Надо отметить, что последние  два постулата появились сравнительно недавно: № 9 – в 1982 году (предложен  Т.Ли), №10 – в 1985 году (предложен Д. Робертсом). Их появление связано с тем, что при усиливающейся интенсификации хозяйственной деятельности, как внутри страны, так в международном масштабе, в виду глобализации экономики, расширения международных связей, качеству экономической информации придается все более и более серьезное значение.

3.2. Этика аудитора

Практически в каждой стране с развитой системой аудита разрабатывается национальный этический кодекс профессиональной деятельности аудитора. В некоторых  государствах аудитор дает клятву служить общественным интересам. В США Комитетом по этике AICPA регулярно издаются и обновляются разъяснения правил поведения. Сами правила поведения, а также разъяснения к ним тщательно пронумерованы, а их тематика весьма обширна.

В России официально Кодекс профессиональной этики аудиторов был утвержден  Аудиторской палатой России 4 декабря 1996 г. Кодекс состоял из 15 статей и  основывался на этических нормах Международной федерации бухгалтеров (IFA). Периодически кодекс изменялся и 22 марта 2012 г. Совет по аудиторской деятельности одобрил протоколом №4 Кодекс профессиональной этики аудиторов, действующий с 1 января 2013 года. СРОА должны принять указанный кодекс, а АНО «Единая аттестационная комиссия» с учетом одобрения Кодекса профессиональной этики аудиторов должна уточнить перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора, в том числе проводимом в упрощенном порядке.  

Кодекс этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Поскольку профессия аудитора является общественно значимой, то это налагает на аудиторов ответственность за соблюдение общественных интересов. Различные  пользователи аудиторских услуг, в  том числе правительство и  другие члены делового сообщества во многих вопросах полагаются на компетентные рекомендации аудиторов. Соответственно отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.

В кодексе с учетом этих аспектов содержится два раздела: «Основные  принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению» и  «Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях».

В первом разделе приведены основные принципы профессиональной этики аудиторов  и общее руководство по их соблюдению, которое аудитор должен применять при:

- выявлении угроз нарушения  основных принципов этики;

- оценке значимости выявленных  угроз;

- принятии мер предосторожности  для устранения угроз или сведения  их до приемлемого уровня, при  котором соответствие основным  принципам этики не подвергается  опасности. 

Меры предосторожности необходимы в случаях, когда аудитор принимает решение, что угрозы превосходят уровень, при котором разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив конкретные факты и обстоятельства, известные аудитору на момент принятия решения, может обоснованно считать, что соблюдение основных принципов этики не подвергается опасности.

Аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики:

а) честность;

б) объективность;

в) профессиональная компетентность и должная тщательность;

г) конфиденциальность;

д) профессиональное поведение.

Во втором разделе описано, как  применять концептуальный подход к  соблюдению основных принципов этики  в конкретных ситуациях. Здесь также  содержатся примеры мер предосторожности, уместных в отношении угроз нарушения  основных принципов этики, и описание ситуаций, в которых невозможно принять  достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих  к возникновению таких угроз.

Так при заключении договора на оказание профессиональных услуг аудитор должен оценить приемлемость отношений с клиентом и задания, причины смены аудитора и возможные конфликты интересов, второе мнение и вознаграждение аудитора.

В этом разделе содержатся вопросы  проведения рекламы и предложения  профессиональных услуг, поведения  аудитора в ситуациях с подарками  и знаками внимания, принятия на хранение активов клиента, соблюдение принципа объективности при оказании всех видов услуг.

Требования профессиональной этики, содержащиеся в Кодексе, применимы  во всех случаях оказании аудиторских  и прочих связанных с аудиторской  деятельностью услуг.

4.1. Цели и основные принципы стандартов аудита

Важную роль в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности играют стандарты аудита. Они имеют широкое признание во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Условие единообразия аудиторской деятельности необходимо ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты формулируют  единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской  проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, к аудиторскому заключению и к самому аудитору. С изменением экономической среды аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для  проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские  стандарты являются основанием для  доказательств качества проведения аудита в суде и меры ответственности  аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской  проверки, виды отчетов аудиторов, а  также методологию аудита. В них  содержатся базовые принципы, которым  должны следовать все представители  профессии. Стандарты должны соблюдаться  независимо от условий, в которых  проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение стандартов состоит в  том, что они:

- обеспечивают высокое качество  аудиторской проверки;

- содействуют внедрению в аудиторскую  практику новых научных достижений;

- помогают пользователям понимать  процесс аудиторской проверки;

- создают общественный имидж  профессии;

- устраняют контроль со стороны  государства;

- помогают аудитору вести переговоры  с клиентом;

- обеспечивают связь отдельных  элементов аудиторского процесса.

С развитием транснациональных  корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные  группы появилась необходимость  унификации аудита в международном  масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире. Когда в профессиональной организации  какой-либо страны приступают к разработке очередного вопроса, прежде всего выясняют, сталкивались ли с этой проблемой  в других организациях, разрабатывающих  аудиторские стандарты, и изучают  их вариант решения.

В настоящее время система стандартов включает:

- национальные (ФПСАД, ФСАД, стандарты  СРОА, внутрифирменные стандарты  – в России);

- международные;                          

В конечном итоге цель системы стандартов достигается формированием и  применением внутрифирменных стандартов.

4.2. Национальные стандарты аудита в России

Национальные стандарты аудита есть в каждой стране, имеющей свою специфику в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, специфику в стадии экономического развития, регулирования экономики и т.д. В Российской Федерации подготовку и принятие аудиторских стандартов на разных уровнях осуществляют Правительство РФ, Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ, СРОА, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Национальные стандарты аудита в РФ создавались на основе международных аудиторских стандартов, с учетом специфических условий, связанных с переходом к рыночной экономике в РФ.

Национальные стандарты подразделяются на:

- федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности (ФПСАД);

- федеральные стандарты аудиторской  деятельности (ФСАД);

- внутренние правила (стандарты)  аудиторской деятельности, действующие  в саморегулируемых организациях аудиторов;

- внутрифирменные стандарты аудиторской  деятельности аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов. 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, являются обязательными для аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Наряду с ФПСАД разработаны федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказами Минфина РФ, которые также обязательны для всех аудиторов. На 1 января 2013 года из 34 утвержденных ФПСАД действует 30 и 9 ФСАД.

Внутренние правила (стандарты) аудиторской  деятельности (которые не могут противоречить  федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности) вправе устанавливать  для своих членов Саморегулируемые организации аудиторов, если это предусмотрено их уставами. При этом требования внутренних стандартов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Система правил (стандартов) аудиторской  деятельности состоит из четырех  взаимосвязанных последовательных блоков:

- общие стандарты

- рабочие стандарты

- стандарты отчетности

- прочие стандарты.

Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой  работы. Эти стандарты являются основополагающими  в определении цели, образовательного стандарта и единых принципов  ведения аудита (письмо-обязательство  аудиторской организации о согласии на проведение аудита, понимание деятельности экономического субъекта, порядок заключения договоров на оказание аудиторских  услуг, права и обязанности аудиторов  и проверяемых организаций, образование  аудитора).

Рабочие стандарты аудита устанавливают  общие правила осуществления  проверок и условия работы аудиторов. В правилах (стандартах) проведения аудиторской проверки раскрываются положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, получения доказательных  материалов, документирования аудита, проведении аудиторской выборки  и т.п.

Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям. Правила составления  отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверялась в ходе аудита, а также  разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта. Отчет аудитора должен содержать  заключение по поводу бухгалтерской  отчетности экономического субъекта или  указания причины, по которой заключение не может быть составлено.

Прочие стандарты необходимы для  проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны (особенности аудита малых  экономических субъектов, аудит в условиях компьютерной обработки данных и т.д.).

4.3. Международные стандарты аудита

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимаются несколько организаций, среди них Международная федерация  бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC), созданная в 1977 г. в целях координации бухгалтерской профессии во всем мире. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee – IAPC), действующей на правах постоянного автономного комитета. Комитетом издаются Международные стандарты по аудиту (International Auditing Guidelines – IAG), которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита включает в себя не только стандарты аудита (MCA), но и международные руководства по аудиторской практике.

Международные стандарты по аудиту действуют в любых случаях  проведения независимого аудита и также  могут применяться по мере необходимости  в отношении прочей сопутствующей  деятельности аудиторов. Однако эти  стандарты не превалируют над  местными установлениями, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в отношении финансовой информации в той или иной стране.

В некоторых странах, как, например, в Австралии, Бразилии, Индии и  Голландии, международные стандарты  используются в качестве базы для  разработки собственных стандартов.

Информация о работе Возникновение аудита и его экономическая обусловленность