Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.
Введение
Регулирование процесса
Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является переменным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Косвенное налогообложение,
Налоговую систему России по
обеспечению доходной части
Становление системы
Одно из ведущих мест в
НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой. Из 24 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития применяют НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. На его долю приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов.
На протяжении нескольких лет на основе принятых законов и налогового законодательства государство разрабатывает, устанавливает и совершенствует систему налогообложения по НДС, так как постоянно изменяющаяся экономическая ситуация, постепенно развертывающиеся и укрепляющиеся механизмы рыночной саморегуляции требует внесения соответствующих корректив и изменений, адекватных происходящим в экономике процессам.
Актуальность темы «Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета» заключается в том, что косвенные налоги занимают стратегическое место в системе налогообложения, являясь в тоже время предметом ожесточенных споров и дискуссий по поводу действующей практики исчисления и взимания. В связи с этим возникает ключевая проблема собираемости косвенных налогов (неплатежи), а так же ряд других проблем, заслуживающих всеобщего внимания и обсуждения.
Именно по этому мною выбрана тема «Косвенные налоги и их роль в формировании доходной части бюджета».
Данная тема актуальна на
Цель дипломной работы состоит
в рассмотрении значимости
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования
Эту работу я подготовила на
основе законодательного и инст
1. Значение системы косвенного налогообложения
1.1. Становление системы косвенного налогообложения в процессе историко-экономического развития общества
Налоги применялись еще на
заре человеческой цивилизации.
В развитии методов взимания
налогов можно выделить три
этапа. На первом этапе –
от древнего мира до начала
средних веков государство не
имеет финансового аппарата
Старейшими формами косвенного
налогообложения являются тамож
История не сохранила для нас документов о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре князя Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.
В V-IV в.в. до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки.
Издавна у русских
Финансовая система Руси стала складываться с IX века. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» – за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.
В XII- начале XIII в.в. государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы, феодалы, на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми. Хмельные напитки - квас, пиво и питной мед – с древних времен считались на Руси неплохим источником казенных доходов. «Медовая дань», вероятно, была первой формой такого налогообложения. Сведения о ней встречаются уже в источниках X века. Тогда же приблизительно возникла и «бражная» пошлина с солода, хмеля и меда. При Иване III и само право варить мед и пиво, употреблять хмель принадлежало казне.
С 1555 года Москва (в лице Ивана IV – «Грозного») предписывает наместникам повсюду прекращать частный питейный промысел и заводить «царевы кабаки».
Частные лица платили казне за право выделки алкогольных напитков пошлину – «явку». Монастыри до конца XVII века «курили» вино свободно и «явку» на принадлежавших «черному воинству» землях взимали в свою пользу [12].
Косвенные налоги взимались
В конце XVII – начале XVIII веках в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, то есть от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %. Какого либо научного обоснования размеров налогообложения не было.
В 1646 году был повышен акциз на соль с 5 до 20 копеек за пуд. В России соляной налог был временно отменен после народных (соляных) бунтов.
В середине XVII века в России взималось семнадцать различных таможенных сборов. В 1753 - 1757 г.г. была проведена крупная таможенная реформа, которая принесла казне значительную прибыль.
Транзитные пошлины с
Ставки ввозных пошлин
Косвенные налоги давали 42 % в 1764 г. и 43 % в 1794 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. Питейный доход издавна играл большую роль в русском государственном бюджете. В 1819 г. питейные сборы составляли 16 % всех поступлений в бюджет, в 1826 г. – уже 21 %, а в 1858 г. – 33 % общей суммы сборов. Если же взять валовую откупную сумму за 1859 – 1863 г.г., то вместе с выручкой она составила 46 % общих поступлений в государственный бюджет. Соединенные усилия правительства и общественности вывели питейные сборы по уровню доходности на первое место среди всех прочих налогов.
Откровенная не
Тем не менее, ввоз продукции в Россию возрастал: в 1886 – 1890 г.г. в среднем за год закупали товаров на 410 млн. руб., в 1896 г. – на 585 млн. руб., что объяснялось резким отставанием предложения российских товаров от уровня спроса на внутреннем рынке.
С середины XIX века на таможенные сборы, включая пошлины, был установлен по аналогии с акцизами бандерольный порядок обложения, позволявший учитывать движение ввозимых товаров во внутренних товарных потоках, предотвращать контрабанду.
С шестидесятых годов XIX века и до начала Первой мировой войны питейные сборы составляли треть всех поступлений в государственную казну, утроившись при этом за указанный срок в натуральном исчислении. Это было связано с монопольным способом их взимания. К середине XIX столетия фискальные монополии не были новым делом; достаточно указать на табачную монополию во Франции и в ряде других государств или, хотя бы на соляную монополию, существовавшую в России в XVII веке. Но все эти «регалии» бледнели перед водочной монополией – самым грандиозным способом государственного обогащения, бывшим когда-либо в распоряжении казенного хозяйства. «Только путем монополий, заявил 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте в Государственном Совете, - государство может извлечь из налога на спирт необходимый ему и значительно больший, нежели ныне, доход с наименьшими стеснениями и неудобствами».
Монополия – это ни что иное,
как фискальный метод
Винная монополия на всей
Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета