Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

                                                                      

 



Введение

 

             Регулирование процесса формирования  и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

             Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

             В связи с этим знание  налогового  законодательства, порядка и условий его функционирования является переменным условием восприятия налоговой культуры  как обществом в целом, так и каждым его членом.

             Косвенное налогообложение, имеющее  многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства  и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия  после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967г.  Директив Европейского Союза (далее ЕС), в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.

             Налоговую систему России по  обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

             Становление системы косвенного  налогообложения в процессе историко-экономического развития общества и зарубежный опыт в области косвенного налогообложения заслуживают должного изучения.

             Одно из ведущих мест в системе  косвенного налогообложения отводится  налогу на добавленную стоимость,  так как удельный вес НДС  в доходной части бюджета составляет значительную долю.

             НДС успешно применяется в  большинстве стран с рыночной экономикой.  Из 24 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития применяют НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. На его долю приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов.

             На протяжении нескольких лет  на основе принятых законов  и налогового законодательства государство разрабатывает, устанавливает и совершенствует систему налогообложения по НДС, так как постоянно изменяющаяся экономическая ситуация, постепенно развертывающиеся и укрепляющиеся механизмы рыночной саморегуляции требует внесения соответствующих корректив и  изменений, адекватных происходящим в экономике процессам.

             Актуальность темы «Косвенных  налогов и их роли в формировании доходной части бюджета» заключается в том, что косвенные налоги занимают стратегическое место в системе налогообложения, являясь в тоже время предметом ожесточенных споров и дискуссий по поводу действующей практики исчисления и взимания. В связи с этим возникает ключевая проблема собираемости косвенных налогов (неплатежи), а так же ряд других проблем, заслуживающих всеобщего внимания и обсуждения.

             Именно по этому мною выбрана  тема «Косвенные налоги и их  роль в формировании доходной части бюджета».

             Данная тема актуальна на сегодняшний  день, заслуживает особого внимания и касается каждого гражданина Российской Федерации (далее РФ), так как косвенные налоги уплачиваются конечными потребителями товаров, то есть, главным образом, населением.

             Цель дипломной работы состоит  в рассмотрении значимости косвенных  налогов в формировании доходной  части бюджета, в частности  поступление НДС как основного  косвенного налога.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность косвенных налогов;
  • проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
  • выявить имеющиеся  недостатки в системе косвенного налогообложения;
  • сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

          Объектом исследования выступают  налоговые доходы федерального, консолидированного бюджета, в  том числе косвенные налоги, в  частности НДС с 2001г. по 2003г.

              Эту работу я подготовила на  основе законодательного и инструктивного материала, с использованием практического материала имеющегося в  Инспекции министерства РФ по налогам и сборам по г.Бузулуку, Управлении Министерства РФ по налогам  и сборам по Оренбургской области. Важная роль отводится анализу контрольно – экономической работы налоговых органов  Оренбургской  области.  В  работе  использованы  научные   исследования  В. Г. Панскова, Г. И. Букаева и других.

 

             1. Значение системы косвенного  налогообложения

 

              1.1. Становление системы косвенного налогообложения в процессе              историко-экономического развития общества

 

              Налоги применялись еще на  заре человеческой цивилизации.  Они  являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения государства.

             В развитии методов взимания  налогов можно выделить три  этапа. На первом этапе –  от древнего мира до начала  средних веков государство не  имеет финансового аппарата для  определения и сбора налогов.  Оно определяет лишь сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI- начало XIX веков) в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за сбором налогов. И третий этап, современный этап – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения со временем успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играли роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

             Старейшими формами косвенного  налогообложения являются таможенные пошлины и акцизы, первые упоминания о них относятся к эпохе Древнего Рима.

             История не сохранила для нас документов о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре князя Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие  в жизни явления.

             В V-IV в.в. до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки.

             Издавна у русских существовало  правило взимать «мыт», или  «мыто»- сбор за провоз товаров через заставы. Было «мыто сухое» – при перевозе товаров по суше и «мыто водяное» - при перевозе по воде.

             Финансовая система Руси стала  складываться с IX века. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» – за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

             В XII- начале XIII в.в. государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы, феодалы, на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми. Хмельные напитки - квас, пиво и питной мед – с древних времен считались на Руси неплохим источником казенных доходов. «Медовая дань», вероятно, была первой формой такого налогообложения. Сведения о ней встречаются уже в источниках X века. Тогда же приблизительно возникла и «бражная» пошлина с солода, хмеля и меда. При Иване III и само право варить мед и пиво, употреблять хмель принадлежало казне.

             С 1555 года Москва (в лице Ивана IV – «Грозного») предписывает наместникам повсюду прекращать частный питейный промысел и заводить «царевы кабаки».

             Частные лица платили казне  за право выделки алкогольных  напитков пошлину – «явку». Монастыри  до конца XVII века «курили» вино свободно и «явку» на принадлежавших «черному воинству» землях взимали в свою пользу [12].

             Косвенные налоги взимались через  систему откупов, главными из  которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.

             В конце XVII – начале XVIII веках в европейских странах стало формироваться  административное государство, создавшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно  у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, то есть от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %. Какого либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

             В  1646 году был повышен акциз  на соль с 5 до 20 копеек  за пуд. В России соляной налог был временно отменен после народных (соляных) бунтов.

             В середине XVII века в России взималось семнадцать различных таможенных сборов. В 1753 - 1757 г.г. была проведена крупная таможенная реформа, которая принесла казне значительную прибыль.

             Транзитные пошлины с российских  товаров перестали взиматься  еще в 1754 г., а их размер в  отношении иностранных товаров  неуклонно снижался.

             Ставки ввозных пошлин определялись  таможенным тарифом, существовавшим с 1724 г., и колебались в прямой зависимости от производимых в Российской империи товаров, а не выпускавшиеся в стране – ввозимыми пошлинами не облагались.

             Косвенные налоги давали  42 % в  1764 г. и  43 % в  1794 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. Питейный доход издавна играл большую роль в русском государственном бюджете. В 1819 г. питейные сборы составляли 16 % всех поступлений в бюджет, в 1826 г. – уже 21 %, а в 1858 г. – 33 % общей суммы сборов. Если же взять валовую откупную сумму за 1859 – 1863 г.г., то вместе с выручкой она составила 46 % общих поступлений в государственный бюджет. Соединенные усилия правительства и общественности вывели питейные сборы по уровню доходности на первое место среди всех прочих налогов.

             Откровенная не конкурентоспособность  отечественной промышленности признавалась министром финансов С. Ю. Витте  главной причиной «драконовских» пошлин: «Новая промышленность не может вырасти за короткий срок. Поэтому и покровительственные пошлины должны продержаться десятки лет для того, чтобы успеть привести к положительному результату» [12, с. 31].

             Тем  не  менее, ввоз  продукции   в  Россию  возрастал: в 1886 – 1890 г.г. в среднем за год  закупали товаров на  410 млн.  руб., в 1896 г. – на  585 млн. руб., что объяснялось резким отставанием предложения российских товаров от уровня спроса на внутреннем рынке.

             С середины XIX века на таможенные сборы, включая пошлины, был установлен по аналогии с акцизами бандерольный порядок обложения, позволявший учитывать движение ввозимых товаров во внутренних товарных потоках, предотвращать контрабанду.

             С шестидесятых годов XIX века и до начала Первой мировой войны питейные сборы составляли треть всех поступлений в государственную казну, утроившись при этом за указанный срок в натуральном исчислении. Это было связано с монопольным способом их взимания. К середине XIX столетия фискальные монополии не были  новым  делом;  достаточно  указать  на   табачную    монополию во Франции и в ряде других государств или, хотя бы на соляную монополию, существовавшую в России в XVII веке. Но все эти «регалии» бледнели перед водочной монополией – самым грандиозным способом государственного обогащения, бывшим когда-либо в распоряжении казенного хозяйства. «Только путем монополий, заявил 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте  в Государственном Совете, - государство может извлечь из налога на спирт необходимый ему и значительно больший, нежели ныне, доход с наименьшими стеснениями и неудобствами».

             Монополия – это ни что иное, как фискальный метод извлечения  государственного дохода.

             Винная монополия на всей территории  европейской части России была введена с 1 июля 1901 года.

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета