Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

             Почему НДС не нашел свое  применение в США? В США уже  с 1960-х годов выдвигались предложения  о введении  налога на добавленную стоимость в качестве средства решения острых финансово – бюджетных проблем страны (иногда в качестве частичной замены  налога на прибыль). Основным аргументом служили ссылки на широкое использование этого налога в странах ЕС, что, по мнению американских сторонников НДС, ставит внешнюю торговлю этих стран в более выгодное положение по сравнению с США.

             Американские противники введения  НДС в качестве основного контраргумента ссылались на опасность в результате введения этого налога: Усиление инфляции в США и связанных с этим других отрицательных последствий, уменьшая снижение платежеспособного спроса основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста. Последняя позиция опиралась на широко распространенное в общественном мнении США отрицательное отношение к косвенным  налогам, ввиду их откровенного социально несправедливого характера (поскольку в качестве источника этих налогов служит потребление всего населения без учета уровня доходов его отдельных слоев). В  результате позиция противников НДС одержала победу.

             В ходе широкомасштабной налоговой  реформы, проведенной администрацией президента Рейгана в первой половине 1980-х годов, были значительно сокращены такие ведущие прямые налоги, как налог на прибыль и индивидуальный подоходный налог, но косвенное обложение было затронуто слабо и  никаких шагов по введению НДС предпринято не было [11].

             В Японии центральным моментом  налоговой реформы 1989 года стало введение налога на добавленную стоимость. Крайне серьезное и опирающееся на широкую поддержку сопротивление было оказано введению НДС в Японии. Против этого налога был выдвинут ряд серьезных возражений; прежде всего, осуждалось вызываемое этим налогом повышение цен и соответственно сужение платежеспособного спроса; подчеркивалось, что НДС ставит в невыгодное положение трудоемкие производства, а также компании с высокой прибыльностью, особенно крупные. Все эти возражения заставили правительство Японии долго медлить с введением этого налога; когда же оно пошло на эту меру, ответом была широкая отрицательная реакция общественности страны, выразившаяся в частности в подрыве политического авторитета правящей либерально – демократической  партии [18].

             Фискальная роль современных косвенных налогов (с решающей долей налога на добавленную стоимость) выявляется на базе оценки доли этих налогов в общих налоговых поступлениях.

             Необходимо уделить пристальное  внимание зарубежному опыту: для  решения проблем и недопущения ошибок в дальнейшем, для совершенствования действующей практики исчисления и взимания косвенных налогов, в частности налога на добавленную стоимость.

 

             1.3. Экономическая сущность косвенных  налогов

 

             Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к которым относятся НДС, акцизы, налог с продаж и таможенные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета.

             Косвенные налоги взимаются в  процессе движения доходов или  оборота товаров, работ и  услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, косвенные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги).

              Косвенные налоги являются наиболее  простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют ещё и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта  налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций [32].

             Наиболее существенным из применяемых  в Российской Федерации косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. 

             При решении задачи развития  рыночных отношений в России  возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 года, который более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными ценами и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и  предложения, исключается возможность формирования бюджета в значительной степени за счет налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило  введение  в  Российской  Федерации с 1 января 1992 года налога на добавленную стоимость [20].

             Налог на добавленную стоимость  заменил два ранее действовавших налога: налог с оборота и налог с продаж. Вышеназванные налоги функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами. Новый налог выгодно отличается от своих «предшественников». Налог более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с его ростом налоговые поступления должны стабильно увеличиваться. Он менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. НДС относительно легче для потребителя – покупателя в связи с тем, что налог с оборота, несмотря на широкую систему льгот, в отдельных случаях взимался не один раз с одного товара. И, наконец, это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков на территории страны установлен одинаковый механизм взимания. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно – правовых форм и форм собственности. Введение  налога на добавленную стоимость, а так же акцизов, означает признание косвенного обложения [27].

             Переход к косвенному налогообложению  в нашей стране обусловлен  необходимостью решения следующих  задач: ориентацией на гармонизацию  налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет;  систематизации налогов [12].

             Основная функция НДС – фискальная. За рубежом налог на добавленную стоимость  рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС “ориентирован на пункт назначения”, то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление.

             К достоинствам НДС западные  эксперты традиционно относят,  прежде всего, его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. В частности, в отличие от налога с оборота, который подвержен каскадному эффекту, НДС сохраняет индифферентность по отношению к числу посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это, является отличительной чертой “правильного, справедливого” налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов [26].

             Нейтральность НДС проявляется и в отношении момента потребления товара или услуги, будь это немедленное или отложенное потребление. Хотя НДС сокращает абсолютную величину прибыли от накоплений, он не уменьшает чистую норму прибыли. НДС является налогом, стимулирующим инвестиции, а, следовательно, и экономический рост. В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % валового внутреннего продукта (далее ВВП) на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.

             В странах ЕС НДС играет  важную роль, поскольку он способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах Союза. В ЕС приняты схемы администрирования НДС, позволяющие осуществить точное начисление и возмещение этого налога на экспортируемые товары и услуги, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако, прибыв в страну назначения, импортированные товары и услуги облагаются НДС точно так же, как и отечественные. Это свойство НДС позволяет создать однородную налоговую среду для товаров и услуг, вышедших на международный рынок, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах. Если какая-либо страна действительно намерена стать полноправным членом мирового рынка, ее налоговая система не должна диссонировать с международным порядком [23].

             На протяжении всей истории  России вопросам таможенного  налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая  в СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного  регулирования внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь, базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.

             Использование таможенных платежей  как инструмента налогового регулирования  при экспорте служит поддержанию  рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет. Таможенные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на (с) таможенную территорию РФ. 

             Понятие «таможенные платежи»  значительно уже, чем «платежи», предусмотренные таможенным законодательством», которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере внешнеэкономической деятельности, как средства от реализации конфискатов, проценты за представление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и другое [12].

             По своей экономической сущности  таможенная пошлина (если употреблять  именно это    название) является  не чем иным, как налогом, поскольку, исходя из определения, пошлина предполагает оказание услуги. Сам факт таможенного оформления    товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Таким образом, сравнение таможенных сборов и  таможенной пошлины отчётливо демонстрирует нам налоговую природу последней.

             Таможенные пошлины обладают  всеми основными сущностными  признаками налога. Основным принципом  регулирования налоговых отношений в сфере ВЭД является принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, который запрещает субъектам данных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин. Средства от таможенных  пошлин поступают в федеральный бюджет, где обезличиваются и как и все прочие налоги выполняют фискальную функцию. Акцизы как и налог на добавленную стоимость  - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товаров. Но в отличие от НДС акцизы охватывают весьма ограниченный перечень товаров и не распространяются на работы и услуги. Акцизы – важный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов РФ. Показатель удельного веса акцизов в доходах того или иного бюджета предопределяется условием распределения этого налога между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в процессе их формирования. Реальным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, которая мгновенно фиксирует любые изменения, вносимые в перечень подакцизных товаров, состав объектов налогообложения, величину налоговых ставок и размеры льгот. В июне 1998г. в налоговой системе РФ появился новый элемент – налог с продаж, который являлся региональным налогом, устанавливался и вводился в действие законами субъектов РФ и был обязателен к уплате на их территории.         

             В период действия налога с  продаж данный налог являлся  крупным доходом для местных  и  территориальных бюджетов. Согласно нормативов распределения  налога (от установленной ставки 5%) принимаемых Законодательством субъектов РФ налог с продаж поступая в местные бюджеты позволял решить проблему сбалансированности местных бюджетов, сократить количество дотационных муниципалитетов. Поэтому обеспечивалась заинтересованность региональных и местных властей в расширении объемов розничной торговли и улучшении контроля за ее осуществлением. При этом издержки государства по администрированию этого налога были минимальными.

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета