Налоги и таможенные платежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:34, лекция

Описание работы

Налоги и налоговая система это не только источники бюджетных доходов но и важнейшие структурные элементы экономики. Налоги возникли в глубокой древности , первоначально они существовали в форме дани, подати, возникли налоги вместе с появлением государства , которое нуждалось в средствах для содержания чиновников армии прокуратуры судов, а так же с развитием товарного производства. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. В современном обществе налоги являются основным источником государственных доходов.

Содержание работы

1)экономическая сущность налогов
2)функции и элементы налогов
3) принципы и методы налогообложения . способы взимания налогов.
4) классификация налогов.

Файлы: 1 файл

nalogi_i_platezhi.docx

— 126.75 Кб (Скачать файл)

Налоги и таможенные платежи  Шульгина

13-.02.13

1 тема :налоги в экономической системе общества

1)экономическая сущность  налогов

2)функции и элементы  налогов 

3) принципы и методы  налогообложения . способы взимания налогов.

4) классификация налогов.

Рекомендуемая литература: налоговый  кодекс РФ; таможенное законодательство.

Литература: налоги и налоговая  система Рф Пансков 2011 , Скрипниченко Налоги и налогообложение 2010 ; Миляков Налоги и налогообложение 2012;  Налоги и налогообложение Романовский Врублевская 2011; Налоги и налогообложение Владыко Тарасова Сапрыкина 2010; Тарасова Налоги и налогообложение 2011. Журналы финансы и кредит; налоги и налогообложение ; экономика и жизнь; коммерсант.

Вопрос 1

Налоги и налоговая  система  это не только источники  бюджетных доходов но и важнейшие структурные элементы экономики.  Налоги возникли в глубокой древности , первоначально они существовали в форме дани, подати, возникли налоги вместе с появлением государства , которое нуждалось в средствах для содержания чиновников армии прокуратуры судов, а так же с развитием товарного производства. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства.  В современном обществе налоги являются основным источником государственных доходов .  Экономическую сущность налогов составляет изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости ввп в виде  обязательного взноса.  Уплату налогов осуществляют основные участники производства ввп , во первых хозяйствующие субъекты действующие в сфере предпринимательства, а так же работники создающие своим трудом материальные и не материальные блага и получающие определённый доход. 

Налоги  представляют собой  обязательные индивидуальные безвозмездные  платежи взимаемые органами гос власти с юр и физ лиц и поступающими на бюджет разных уровней. Налоги являются экономической базой содержания гос аппарата , армии и непроизводственной сферы.  Роль налогов первоначальна сводилась только к выполнению фискальных полномочий , в дальнейшем с усложнением экономической деятельности  налоги стали выполнять так же роль макро экономического регулятора . Налоговое регулирование доходов предполагает сосредоточение в руках государства денежных средств необходимых для решения экономических проблем, социальных проблем , научно технического развития страны в целом , с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств в которых одной стороной является государство другой стороной субъект налогообложения . С экономической точки зрения налоги это инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макро уровне.  Таким образом различают два направления регулирующей деятельности государства в сфере налогообложения . первое направление связано с аккумулированием налоговых платежей и формированием доходной части бюджета с целью обеспечения государства средствами  для выполнения им своих функций . Второе направление заключается в стимулировании  либо дестимулировании  по средствам налоговых рычагов определённых видов экономической деятельности и отраслей экономики.  Сущность налогообложения выражается через понятие налогов сборов методов их исчисления , способов и порядка взимания с налогоплательщиков.

Вопрос 2

Функции налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Функция налога показывает каким  образом реализуется его общественное назначение . Налогам свойственны следующие функции: 1) фискальная отражает основное предназначение налога т е формирование финансовых ресурсов государства. 2) распределительная функция – выражает сущность налога как особого инструмента распределительных отношений в обществе  т е при помощи налогов происходит распределение и перераспределение доходов. 3) регулирующая функция – направлена на достижение задач налоговой политики государства через налоговый механизм . Регулирующая функция имеет следующие подфункции например стимулирующую которая направлена на поддержание развития тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот и приференций . Во вторых дестимулирующая подфугкция которая направлена на установление препятсивй развитию отдельных экономических процессов. В третьх воспроизводственная подфункция которая направлена на привлечение средств на восстановление использованных ресурсов . 4) контрольная функция – оценивает эффективность налогового механизма обеспечивает контроль за движением финансовых ресурсов , выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и даёт возможность количественно отображать налоговые поступления и сопоставлять их с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных  актах государства , основным из которых является налоговый кодекс Рф.  В законодательстве определены конкретные методы построения и взимания налогов т е определены  элементы налогообложения. ,

Различают две группы элементов  налогообложения: существенные и факультативные. К существенным элементам налога относятся те без которых налоговые  обязательства и порядок их исполнения не могу считаться определёнными , это субъект налогообложения , объект налогообложения, налогооблагаемая база , налоговый период, отчётный период , налоговая ставка, порядок исчисления налога, срок и способ уплаты налога. Факультативные элементы это те отсутствие которых не влияет на степень определённости налогового обязательства.  Это в частности налоговые льготы , порядок зачёта и возврата не правильно удержанной суммы налога , ответственность за налоговые правонарушения , источник налога , получатель налога и тд.

Элементы налоговой системы:

1) субъект налогообложения  это физ  ил юр лицо являющееся плательщиком налога.  Существуют механизмы переложения налогового бремени на других лиц, поэтому выделяют такое понятие как носитель налога.  Носитель налога это лицо которое фактически уплачивает   налог.

2) объект налогообложения  это реализация товаров работ  услуг имущества , прибыль , доход ,расходы или иное  обстоятельство  имеющее стоимостную количественную или физ характеристику с наличием которой у плательщика возникает обязанность по уплате налога . Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога т е с доходом из которого выплачивается налог.  Объект налога отличается о предмета налога. Предмет налога это материальные и не материальные объекты с наличием которых закон связывает возникновение налогового обязательства.  В соответсвии с законодательством под имущетсвом  понимаются виды объектов гражданских прав причисляемые к имуществу в соответствии с гражданским кодексом РФ.  Товаром считается любое имущество реализуемое или предназначенное для реализации . работой считается деятельность результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы . Услуга это деятельность результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления деятельности.

Налоговая база это стоимостная  физическая или иная характеристика объекта налогообложения .

налоговая ставка  это  величина налога на единицу обложения.  Различают следующие виды налоговых  ставок:1) по методу установления ставки бывают равные , устанавливаются в твёрдой денежной сумме для каждого налогоплательщика независимо от величины налоговой базы; ) твёрдые ставки или специфические определяются в абсолютной сумме на какой – либо физический показатель. ) процентные ставки  или адвалорные устанавливаются в виде процента к налоговой базе в стоимостном выражении.

  Бывают так же комбинированные  ставки например процентные плюс твёрдые.

2) по отношению к изменению  налоговой базы: пропорциональные  ставки не изменяются при изменении  налоговой базы, прогрессивные ставки  увеличиваются при увеличении  налоговой базы , регрессивные уменьшаются при увеличении налоговой базы.

Различают простую прогрессию , когда увеличивающаяся ставка применяется ко всей налоговой базе и сложная прогрессия при которой налоговая база делится на части , каждая из которых облагается своей ставкой . 

3) по экономическому содержанию: маргинальные указаны в законодательстве  по конкретному налогу ; для сравнения  распределения налогового бремени  между категориями плательщиков  вводятся средние и экономические  ставки . Средние или фактические ставки определяются как отношение суммы налога  к налоговой базе , отличаются от маржинальных если те не пропорциональные . Экономические ставки эт отношение суммы налога ко всему полученному доходу с учётом не облагаемых вычетов. 

Совокупность налоговых  ставок и налоговых льгот называется налоговым режимом . в некоторых случаях устанавливаются специальные налоговые режимы т е особый порядок исчисления уплаты налогов сборов . в настоящее время действует пять специальных налоговых режимов,: упрощённая система налогообложения, енвд, единый сельхоз налог, потентная система налогообложения, единый налог при выполнении соглашения о разделе продукции.

Налоговый период – это  период месяц квартал год по окончании  которого определяется налоговая база исчисляется сумма налога .

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов , по итогам которых уплачиваются авансовые платежи налогов .

Порядок исчисления налога- это определённые законом методические правила расчёта величины налога. Обязанность по исчислению налога может возлагаться на самого налогоплательщика , на налоговый орган или на налогового агента. 

Налоговый агент это лицо физ ил юр на которое в соответствии с налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению удержанию у плательщиков и перечислению бюджету налогов .

20.02.13

Порядок уплаты налога  это определённый законом порядок перечисления налога в бюджеты . 

Уплата налога может производится в наличной или без наличной форме разовым платежом всей суммы либо авансовыми платежами в установленные законодательством сроки применительно к конкретному налогу.  Срок установленный законодательством о налогах и сборах определяется календарной датой истечением периода времени , указанием на события которое должно произойти .

Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога .

 В соответствии с  налоговым законодательством предусмотрены  следующие виды льгот:

1) не облагаемый минимум  объекта налогообложения 

2) изъятие из обложения  определённых элементов объекта  налогообложения

3) освобождение от уплаты  налогов отдельных лиц или  категорий плательщиков 

4) понижение налоговых  ставок 

5) целевые налоговые льготы  включая налоговые кредиты  т е отсрочки и рассрочки взимания налогов

6) прочие налоговые льготы 

Субъекты РФ  в своих  законодательных актах в пределах компетенции  могут устанавливать  собственный перечень налоговых  льгот дополняющих федеральные  льготы .

3 вопрос

Специфика налогов заключается  в их соответствии определённым принципам . Принципы налогообложения впервые были сформулированы Адамом Смитом в работе исследования о природе и причинах богатства народов 1776 год.  Он  рассматривать 3 источника налога; ренту прибыль и оплату труда.

Смит сформулировал принципы налогообложения: 1) принцип справедливости который предполагает что налоги должны соответствовать доходам  налогоплательщиков 2) принцип стабильности( определённости) предполагает устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени т е то что способ время платежа, величина платежа должны быть заранее известны плательщику 3) принцип простоты и удобства предполагает что налог должен взиматься тем способом и в то время когда плательщику удобнее всего платить этот налог 4) принцип не отягощённости предполагает умеренность налогов относительно не высокий уровень налоговых изъятий уплата которых не должна быть тяжким бременем для плательщика .

Исторически сложившиеся  принципы Смита применимы и к  современному налогообложению , но по мере развития регулирующих функций государства в сфере налогообложения их перечень был расширен . в частности в ходе подготовки российиского налогвого законадательства в начале 90 х годов были выдвинуты следующие принципы: 1) всеобщность т е охват налогами всех экономических субъектов получающих доходы 2) принцип обязательности т е принудительности налога , неизбежности его уплаты 3) принцип справедливости был разбит н а: принцип социальной справедливости  предполагает установление налоговых ставок и льгот  таким образом что бы они ставили всех в примерно равные условия относительно налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения ; принцип горизонтальной справедливости предполагает что плательщики находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково ; вертикальная справедливость предполагает что находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами не одинаково.

Тем не менее построить  налоговую систему отвечающую всем перечисленным принципам оказалось  сложно поскольку многие принципы трудно совместимы противоречивы поэтому  имели место нарушения , в частности нарушался принцип стабильности , простоты, удобства, не отягощённости .

Динамичность налоговой  системы характерна для многих стран  поскольку налоговая политика это  важнейшая часть экономической  политики  и социально политического  курса страны в целом . На долю налогов приходится до 90% бюджетных доходов поэтому возникновение и рост бюджетного дефицита обычно ведёт к изменениям в налоговой системе .

При разработке нового налогового кодекса действующего в настоящее  время в РФ были предусмотрены  дополнительно следующие принципы: 1) однократность налогообложения 2) налоги не должны подавлять предпринимательскую  активность хозяйствующих субъектов  и населения 3) налоги должны обладать сбалансированностью т е их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы которые иначе следует сокращать .4) Налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов населения ниже прожиточного минимума . 5) формы налогового контроля .

Различают так же следующие  методы налогообложения: 1) пропорциональный налог  2) прогрессивный метод  3) регрессивный метод  4) метод равного налогообложения  основан на равных налоговых ставках.

При налогообложении существуют три способа взимания налога т  е учёта и оценки объекта налогообложения : 1) кадастровый способ основан на использовании кадастра  т е  реестра содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта  налогообложения для исчисления соответствующего налога.  2) декларационный предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы декларации о  величине налоговой базы куда включаются сведения о доходах расходах источников доходов , налоговых льготах в частности вычетов. 3) у источника дохода  предполагает исчисление и изъятие образовавшегося объекта налогообложения что обычно используется бухгалтерией организации выплачивающей доходы работникам .

Информация о работе Налоги и таможенные платежи