Налоги и таможенные платежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:34, лекция

Описание работы

Налоги и налоговая система это не только источники бюджетных доходов но и важнейшие структурные элементы экономики. Налоги возникли в глубокой древности , первоначально они существовали в форме дани, подати, возникли налоги вместе с появлением государства , которое нуждалось в средствах для содержания чиновников армии прокуратуры судов, а так же с развитием товарного производства. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. В современном обществе налоги являются основным источником государственных доходов.

Содержание работы

1)экономическая сущность налогов
2)функции и элементы налогов
3) принципы и методы налогообложения . способы взимания налогов.
4) классификация налогов.

Файлы: 1 файл

nalogi_i_platezhi.docx

— 126.75 Кб (Скачать файл)

4вопрос 

Вся совокупность налоговсборов пошлин других платежей подразделяется на группы по определённым критериям признакам . Первая классификация налогов была построена в 17 веке, сегодня ольшинство исследователей выделяют 7 основных признаков оп которым классифицируются налоги : 1) по способу взымания налоги делятся на прямы и косвенные. Прямые налоги это налоги которые уплачивают товаро производители , физ лица получающие доход , такие налоги взимаются непосредственно  с дохода плательщика к ним отностся на лог на прибыль организаций. На доходы физ лиц , налог на имущество организаций , налог на имущество физ лиц , земельный налог, транспортный и т д .

Косвенные налоги это налоги которые связаны с расходами и перекладываются на потребителя.  Такие налоги взимаются менее заметным способом , путём установления надбавок к ценам на товары и услуги которые уплачиваются потребителями а затем поступают в бюджеты государства. Косвенное налогообложение вызывает удорожание  товаров что ведёт к сокращению спроса а следовательно может вызвать и сокращение производства .

2) по статусу налоги  подразделяются на федеральные  региональные и местные  .  К федеральным налогам относятся налоги установленные налоговым кодексом и являющиеся обязательными к уплате н а всей территории РФ .  К федеральным относятся 8 налоговых сборов :НДС , акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых , водный налог, гос пошлина , сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов . Региональные налоги установлены налоговым кодексом  и вводятся в действие субъектами РФ и обязательны к уплате на территории этого субъекта федерации.  Существует три региональных налога:на имущество организаций, транспортный , на игорный бизнес.

3. Местные – явл налоги и сборы кот установлены правом =вымиа ктмами органов месного свамоуправления в соответствии с нал кодексом и обязательной уплате на территории соотвеистующих муниципальных образований. 1.Налог на имущество физических лиц.2. земельный налог.

4 По налогоплательщику  по субъектам: налоги с физических  лиц(НДФЛ, имущество). Налоги с юр лиц(на прибыль организации, на имущество)Смежные налоги(транспортый налог земельный)

5. по срокам уплаты: подразделяются  на срочные уплачиваются по  сроку, периодично календарные  -  срок уплаты по кот устанавливаются  календарно(ежемесечные налоги, полуквартальные)

6. по уровню зачисления  – закреплёные и регулирующие. Закреплёные налоги зачисляются в определёный бюджет полностью или в строго фиксированыхпроцентах на постояной или долговременной основе. Регулирующие н распределяются м.у бюджетами разных уровней ежегодно.

7.По целевой направленности: общие- кот вводятся для формирования доходной части бюджета в целом без указания конкретного- и целевые вводятся государством для финансирования определённого направления расходов.

8. В зависимости от характера  налоговых  ставок: пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

27.02.13

Тема 2: налоговая система  государства.

1) сущность налоговой системы . Становление налоговой системы в РФ.

2) налоговые системы экономически  развитых стран .

Налоговая политика любого государства  определяется его способностью обеспечивать доходы бюджета их распределение , стимулировать или ограничивать деятельность хоз субъектов а так же поддерживать интересы общества. В основе налоговой политики лежит налоговая система государства . Налоговая система включает совокупность взымаемых в государстве налогов и других налоговых платежей сборов пошлин, включает свод законов регулирующих порядок правила налогообложения и государственные налоговые органы , которые обеспечивают сбор налогов т е полноту и своевременность их уплаты , налоговый контроль.

Налоговый механизм включает в себя : установление налога, введение налога , взимание налога т е его исчисление и уплату а так же налоговый контроль .

 Установление и взимание  налогов с одной стороны это  прерогатива власти с другой  стороны формирование налогов  и установление величины или  уровня налогового бремени диктуется  условиями рынка и уровнем развития экономики .

Налоговые системы разных стран отличаются как по видам  налогов так и по уровню налоговых  ставок , по организации налогового контроля и другим параметрам.

Для характеристики налоговых  систем применяется такой показатель как налоговое бремя или налоговая  нагрузка который характеризует  роль налогов в экономике . Этот показатель определяется как отношение налоговых платежей к налоговой базе выраженной в процентах нб=н\v*100%.

Налоговая система России в основных чертах сформировалась осенью 91 года.  Формирование налоговой  системы в этот период было призвано обеспечить деятельность государства  в кризисных условиях . Основным документом регулирующим налоговую систему в этот период был ФЗ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 91 года, вступил в действие с 1 января 92 года.

Этим законом были определены основные принципы и условия организации  налоговой системы России ; структурные  элементы налогов , категории плательщиков, льготы по налогам и другие параметры.

Налоговая система в России создавалась в условиях падения  производства, не стабильной экономической  ситуации и отсутствие квалифицированных  кадров .

Для налоговой системы в этот период  было характерно : постоянно меняющееся налоговое законодательство , которое касалось изменения количества налогов, видов налогов , налоговых ставок , льгот; не соответствие федеральных и региональных законодательных актов , множественность налогов , превышение в структуре налоговых поступлений доли косвенных налогов над прямыми .

По структуре и принципам  построения российская налоговая система , которая сложилась к середине 90х годов в основном уже соответствовала обще распространённым в мировой практике налоговым системам  , но  была недостаточно эффективной и нуждалась в реформировании .

Необходимость реформирования объяснялась множественностью налогов, неэффективностью , противоречивостью законов и подзаконных актов , жёсткой системой финансовых санкций и другими причинами.

Все эти причины отпугивали иностранных инвесторов и создавали  проблемы, препятствия в работе отечественных  предприятий организаций , провоцировали отклонения от уплаты налогов.

В конце 90х годов возникла необходимость принятия налогового кодекса в котором были закреплены основы российской налоговой системы соответствующие экономике рыночного типа.

В результате постепенного принятия налогового кодекса РФ  сложилась  переходная система налогового законодательства , когда одновременно  с прямым законодательством функционировали законодательные акты не прямого действия  т е налоговые законы и инструкции по применению тех налогов которые не были включены в налоговый кодекс.

В настоящее время налоговый  кодекс является основным документом налогового законодательства РФ.  Является актом прямого действия , в нём разъяснён порядок исчисления и уплаты отдельных налогов, налогов всех уровней.

Первая часть налогового кодекса состоит из семи  разделов , двадцати глав , и ста сорока двух статей и включает основные положения налогообложения в РФ , в частности виды налогов и сборов взимаемых в РФ , так же основания возникновения изменения или прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов , принципы установления введения в действия и прекращение действия региональных и местных налогов права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов , формы и методы налогового контроля , ответственность за совершение налоговых правонарушений , порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

Вторая часть налогового кодекса состоит из четырёх разделов регламентирующих действия федеральных  законов , специальных налоговых режимов , региональных налогов и местных налогов.  Правоотношения касающиеся остальных сборов на территории РФ  определяются специальными ФЗ  иными нормативными актами которые не противоречат налоговому кодексу.  Порядок применения конкретных налоговых законов определяется соответствующими инструкциями ФНС которые не могут устанавливать или отменять налоговые обязательства , данные инструкции призваны регламентировать способы практической деятельности налогоплательщиков и налоговых органов .  Налоговый кодекс обобщил теорию  и практику  налогообложения , учёл опыт накопленный в стране и за рубежом. В регулировании налоговых отношений важную роль играют законы РФ о федеральном бюджете на очередной год  в которых устанавливаются нормы распределения налогов по уровням бюджетной системы.

Система регулирования налоговых  отношений это совокупность законодательных  и нормативных актов различного уровня  содержащих налоговые законы и нормы  в частности ФЗ , законов и подзаконных актов субъектов РФ , ведомственных нормативных актов , законодательных актов органов местного самоуправления .  Кроме законодательных актов налоговые отношения регулируются конституцией РФ , указами президента РФ , постановлениями правительства РФ , законодательными актами ФНС и МИН ФИНа, постановлениями конституционного суда РФ , решениями и определениями высшего арбитражного суда РФ.

Кроме национального законодательства отношение в налоговой сфере  регулируются и международными договорами в частности заключаются договоры об устранении двойного налогообложения .

Вопрос 2

Основным инструментом государственного регулирования  всех сфер экономической  жизни во в всём мире является налоговая политика и финансовое воздействие  на частное предпринимательство . при помощи налогов можно как стимулировать так и ограничивать деловую активность проводить протекционистскую политику .

Основными направлениями  воздействия  бюджетно-  финансового механизма на процесс финансового бюджетного механизма на процесс расширенного воспроизводства являются следующие: 1) прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд кредитов 2) государственные инвестиции в экономику 3) реализация значительной части товаров и услуг через систему гос закупок 4) налоговое регулирование включая налоговые ставки и льготы .

Налоговая политика экономически развитых стран обычно рассчитана на привлечение частного капитала или частных инвестиций . В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определённые регионы в частности находящиеся на окраинах , экономически отсталые . в таких странах как Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Нидерланды используются гос инвестиции в отдельные регионы ,субсидии и займы целевого назначения.

Начиная с 80 годов 20 века в  ряде стран применяются налоговые  методы стимулирования создания высоко технологичных производств.  Финансовое воздействие на развитие экономики так же может быть сдерживающим, что необходимо для регулирования развития районов с высокой концентрацией населения в основе сдерживающих мер со стороны государства лежит налогообложение и лицензирование предпринимательской деятельности . Дополнительное налогообложение применятся в Японии  и Нидерландах, Лицензирование в Великобритании , Франции, Италии. 

В  экономически развитых странах практикуется так же введение новых налогов и повышение  ставок существующих налогов.  При  этом налоги помогают решить соц вопросы.

В ярде стран западной Европы очень высокие акцизы на табак. Алкоголь и т д.

Установлены дифференцированные налоги на автотранспорт с учётом экологической чистоты двигателя, что помогает решить экологические  вопросы.

В экономически развитых странах  рыночный механизм  обеспечивает установление равновесных рыночных цен , но при возникновении монополий рыночный механизм не срабатывает .

Деятельность монополий  ограничивается по нескольким направлениям в частности это прогрессивное  налогообложение доходов корпораций , налоги на сверх прибыль , антимонопольное антитрестовское законодательство.

Налоговые системы экономически развитых стран обычно являются трёхуровневыми и кроме фискальных функций успешно  выполняют функции экономического и социального развития  при .том общегосударственные налоги играют ведущую роль а местные налоги вспомогательную роль . значение и соотношение налогов разных уровней в различных странах отличаются.  Общегосударственными обычно являются прямые налоги в частности подоходный налог и налог на доходы корпораций.

Региональные и местные  налоги в основном косвенные , это НДС и акцизы.

Местные органы управления кроме  основных источников доходов используют так же земельные налоги, имущественные  налоги, промысловые налоги.  При  всей множественности налогво правительства экономически развитых стран стремятся к их оптимизации .Степень налогообложения в западной европе несколько выше чем в северной америке.

Так налоговое бремя по отношению к ввп в сша составляет более 30% , в канаде около 34%, в европейских странах до40%, в европейских странах в отличиии от сша  местные налоги при всей своей множественности выполняют более вспомогательные функции. Общегосударсвнные или федеральные налоги  в законодательно установленном порядке распределяются между бюджетами всех уровней.

 

6.03.2013год

 Тема №3  Система налогового контроля в РФ.

1) права и обязанности  и ответственность налогоплательщиков  и налоговых органов 

2) структура налоговых  органов , формы налогового контроля

3) налоговые проверки, их  виды

Вопрос 1

Участниками налоговых правоотношений в РФ являются организации , предприятия , учреждения, физические лица , ФНС её подразделения, ФТС и её подразделения, министерство финансов , федеральные и региональные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти местного самоуправления, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований . Юридические и физические лица в соответствии с налоговым кодексом могут быть налогоплательщиками , плательщиками сборов а так же налоговыми агентами .

Информация о работе Налоги и таможенные платежи