Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Содержание работы

Введение - 3стр
Налоги: понятие и их роль.
Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
Функции налогов. - 9 стр
Классификация налогов. -13 стр
Роль налогов в формировании доходов бюджета. -18 стр

Налоговая система и налогообложение.
Сущность и виды налоговой системы. -23 стр
Принципы налогообложения. -29 стр
Способы взимания налогов -32 стр

Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
Правовое значение объекта налогообложения.
Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» -35 стр
Основные виды налогов, взимаемые на
территории ПМР. -37 стр
Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр

Заключение -42 стр
Список используемой литературы -44 стр

Файлы: 1 файл

Приднестровский Государственный Университет - копия.docx

— 472.31 Кб (Скачать файл)

Приднестровский Государственный Университет

им. Т.Г.Шевченко

 

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

НА ТЕМУ: «Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка:23 группы, з/о

специальность:

 «Финансы и кредит»

Есипова М.С.

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель 

Дорофеева Л.В.

 

 

 

 

Тирасполь 2011г.

Содержание:

 

Введение  - 3стр

 

  1. Налоги: понятие и их роль.
    1. Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
    2. Функции налогов. - 9 стр
    3. Классификация налогов. -13 стр
    4. Роль налогов в формировании доходов бюджета.  -18 стр

 

  1. Налоговая система и налогообложение.
    1. Сущность и виды налоговой системы.    -23 стр
    2. Принципы налогообложения.     -29 стр
    3. Способы взимания налогов      -32 стр

 

  1. Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
    1. Правовое значение объекта налогообложения.

Закон ПМР «Об основах  налоговой системы в ПМР» -35 стр

    1. Основные виды налогов, взимаемые на

территории  ПМР.       -37 стр

    1. Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр

 

Заключение          -42 стр

 

Список используемой литературы       -44 стр

 

Приложение          -46 стр 

Введение

История налогов уходит корнями  в глубокую древность. Налоги появились  вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали  играть главную роль в формировании его казны. У властей были популярны  чрезвычайные (на случай войны) и целевые  налоги (например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная  нужда финансировалась путем  введения специального налога. Таким  образом, формировалась финансовая система государства.

К современному обоснованию  существования налогов человечество пришло не сразу. Одной из первичных форм налогообложения выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами первый прообраз налогов — налог на побежденных. 

В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший признак — его обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже выделяется один из элементов налога — ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». То есть первая ставка налога на доход составила 10 процентов. [№3, стр 4 ]

В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства.

В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог. 

В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих пор в немецком языке по-прежнему название налога — steuer означает поддержку. 

Однако в XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французском — impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.

Всякая государственная  власть во все времена нуждалась  в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств  менялись в зависимости от обстоятельств  и уровня развития общества. В древнем  мире государства жили грабежом соседей, а наиболее мощные из них- от разовых нападений переходили к регулярному сбору дани. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

На Руси финансовая система  начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань - сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за ней. Также существовали на Руси и косвенные налоги в виде различных торговых и судебных пошлин. Такая пошлина, как "мыт", взималась за провоз товаров через городские заставы. "Гостиная" - за право иметь склады; "вес" и "мера" - за взвешивание товаров. "Вира" представляла собой штраф за убийство. "Продажа" - штраф за прочие преступления. В годы татаро-монгольского ига основным налогом был "выход" - дань, которую русские князья платили Золотой Орде. В то время главным источником внутренних доходов Русского государства стали пошлины. Историк П.Н. Павлов провел очень интересное исследование размеров дани, выплачиваемой Русью татарской Золотой Орде. Оказалось, что на душу населения годовая величина дани составляла 1-2 рубля (в современной стоимости).

А. Смит (1723—1790) определял  налог как бремя, накладываемое  государством в законодательном  порядке, в котором предусмотрены  его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для  общества. Но одновременно Смит понимал  налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому  налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.[№ 1, стр 21]

«Налог — жертва и в  то же время благо, если услуги государства  за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого—либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Современные определения  налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.). В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю )указывают, что «налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

Современные налоги это продукт  демократичности общества. По мере  развития общества налоговые реформы  менялись, но основной смысл понятия  налога оставался не изменным.[6]

По мере развития экономических  отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.

Целью данной работы является определение понятия налогов  и их роли в жизни общества и  современного государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

1. раскрыть понятие налогов,  их виды;

2. определить место налогов  в обществе и государстве.

Основным методом решения  поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы. 
1.Налоги: понятие и их роль

 

    1. Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения .

 

Один из авторов Декларации независимости США – Франклин (1706–1790) сказал: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налоги возникли вместе с товарным производством, появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, чиновников и другие нужды.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Закон Приднестровской  Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Таким образом, налоги –  это порождение государства. Государство  в силу своего положения обладает правом изымать налоги. Изъятие государством в свою пользу определенной части  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Налог есть продукт  одновременного проявления экономических  и правовых отношений. Это – комплексная  экономико-правовая категория, одновременно употребляемая и теорией экономики, и теорией права. С экономической  точки зрения налог представляет собой внеэкономическую форму принуждения  по уплате части дохода в бюджет государства и муниципальных  образований.

Налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи (взносы) в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленных порядке и размерах. [№21, стр 81]

На протяжении развития нашей  цивилизации мы встречаем различные  квазианалоговые и налоговые  формы: жертвоприношение, дань с побежденного народа, военные трофеи, использование  труда рабов, дары, подарки главе  государства, помощь государству, властные отношения государства со своими гражданами. По мере общественного  развития все эти формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

Экономическая сущность налога определяется всей системой производственных отношений. Так, в современной  налоговой системе можно увидеть «следы» древнеримских налогов, а в Налоговом кодексе России и ПМР – конгломерат французской и американской налоговых систем. Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз, особенно распределения и перераспределения денежной формы стоимости. Экономисты рассматривают налог как неотъемлемый элемент расширенного воспроизводства и фактор роста экономического потенциала.

На наш взгляд, исследование сущности налога должно происходить  не только в качестве объективной  экономической категории, но и в  качестве конкретной формы правовых взаимоотношений налогоплательщиков с государством. Отсюда можно сделать  вывод, что налоги – это категория  не только экономическая и правовая, но еще и социальная. Налоги –  это и форма отражения общественного  сознания в виде налоговых потоков, поэтому налоги и налоговая система  должны учитывать и этику отношений, и психологию личности.

На каждом этапе развития общества понятие «налог» все  более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических  воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы  существования и методы управления обществом, парадигмой развития и самой  финансовой науки. Общество в зависимости  от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном  порядке ту или иную налоговую  концепцию.

На первом этапе развития государства никаких налоговых  форм практически не было. В средневековом  обществе налоговые формы все  еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства, для  процесса их взимания характерны высокая  степень добровольности и близость к понятию «жертва».

Для государств, средневековой Европы, был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных доменов. Однако расходы государства росли более высокими темпами, чем его доходы, поэтому получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям.[10]

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения