Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:26, реферат
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Введение - 3стр
Налоги: понятие и их роль.
Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
Функции налогов. - 9 стр
Классификация налогов. -13 стр
Роль налогов в формировании доходов бюджета. -18 стр
Налоговая система и налогообложение.
Сущность и виды налоговой системы. -23 стр
Принципы налогообложения. -29 стр
Способы взимания налогов -32 стр
Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
Правовое значение объекта налогообложения.
Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» -35 стр
Основные виды налогов, взимаемые на
территории ПМР. -37 стр
Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр
Заключение -42 стр
Список используемой литературы -44 стр
Можно сделать вывод, что налог является индивидуально безэквивалентным взиманием денежных средств либо по праву сильного, либо по юридически закрепленному праву с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. Отсюда – налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления.
Для характеристики налога
необходимо выделить те специфические
юридические признаки, которые позволяют
определить условия и порядок
его существования как
– императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
– смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
– безвозвратность и
– легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.
- уплата в денежной форме - уплата
налогов в натуральной или другой форме,
отличной от денежной, осуществлена быть
не может;
- цель взимания налога - финансовое обеспечение
расходов, осуществляемых государством
в процессе своей деятельности.
- налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения.
Признак абстрактного налогового взимания основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Иными словами, совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Данный принцип выводится из базового положения финансового права о всеобщности и единстве бюджета. Единый бюджет предупреждает возникновение тесной связи между определенными видами государственных расходов и налоговых доходов, которая могла бы привести к ранжированию государственных расходов и соответственно их финансированию по “остаточному принципу”[№3, стр 68].
Налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи (взносы) в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленных порядке и размерах[№21, стр 181].
Налог - категория комплексная,
которая имеет экономическое
и юридическое значения. Рассматривая
категорию «налог» с
Однако на практике решающее
значение при определении категории
«налог» приобретает именно его
правовая интерпретация. Научное толкование
содержания категории «налог» способствует
правильному установлению норм и
правил налогового законодательства страны,
ограничивающих право плательщика
на собственность, подлежащую отчуждению
при налогообложении. Конкретными
формами проявления категории «налог»
являются виды налоговых платежей,
устанавливаемых
Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Их не следует отождествлять с понятием “налог”, так: пошлина – это соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя; сбор – платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет [№6, стр 74]
Налог как комплексное экономико-правовое явление представляет собой совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение, а именно:
Выделение самостоятельных
элементов, обусловлено особой важностью
отношений, затрагивающих материальные
интересы налогоплательщиков.
Первым элементом налога выступает налогово-правовая
форма, то есть общее правило поведения
в налоговой сфере, установленное в определенном
порядке и санкционированное компетентным
государственным органом. Именно налоговая
норма регулирует возникновение и реализацию
налоговых обязательств. Без налоговой
нормы обязанность уплачивать налог не
может считаться “законно установленной”
и не влечет для участников налоговой
сферы никаких последствий.
Объект обложения – это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог, иными словами, это - предмет, на который падает налог: доход, земля, имущество, капитал и тому подобное.
Для установления налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб обложения – это единица, которая кладется в основу измерения налога (например, в земельном налоге - площадь), то есть определенная законом физическая характеристика или параметр измерения объекта налогообложения.
В то же время, единица обложения – часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы (в современной трактовке это налогооблагаемая база).
Плательщик (субъект налога) – лицо или хозяйство, выполняющие возложенные на него налоговые обязательства в силу обладания им объектом налогообложения.
Носитель налога- физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога различаются только тогда, когда существуют условия для переложения налога( н-р: косвенный налог- производитель или продавец товара, носитель- потребитель товара)
Норма налогообложения – доля дохода, взимаемая через налоги с налогооблагаемых объектов.
Налоговая ставка – размер налога с единицы обложения. Различают:
- твердые ставки-, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода(н-р: на тонну нефти);
-пропорциональные ставки- действующие в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
-прогрессивные ставки-предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги- это налоги, бремя которых сильнее «давит» на лиц с высокими доходами;
-регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.
К регрессивным налогам относятся, как правило, косвенные налоги:
* оклад налога-сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период и подлежащая внесению в бюджетный фонд;
* налоговый период-время, определяющее период начисление оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд;
* налоговая квота-доля оклада налога в источнике налога. Она отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в целом;
При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы – уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого:
-налогооблагаемый минимум объекта налога;
-изъятие из обложения
объекта налогообложения
-освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков (н-р: ветеранов войны)
-понижение налоговых ставок;
-целевые налоговые льготы, включая налоговый кредит. [№2, стр 216,217].
Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим:
*налоговая политика- меры в области налогов, направленные на достижение каких-либо целей;
*налоговый кадастр- перечень объектов налога с указанием их должности;
*система налогов-перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве.
Обязательность налога устанавливается Конституцией ПМР и предполагает необходимость его уплаты населением, что подкрепляется мерами принуждения.
Таким образом налоги выступают необходимым звеном экономических отношений, и в силу этого во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени исследователи, рассматривая проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов. Налогообложение по внешним признакам можно определить как совокупность философских, экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости, выражающую собой одностороннее, в большей степени без эквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. [11]
Таким образом сущность налогов
может рассматриваться как цена услуг
государства а так же система денежных
отношений имеющих законодательно-правовую
форму платежей предназначенных для обеспечения
расходов государства.
Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.
Функции налогов выявляют
их социально-экономическую
Рис. 1. Функции налогов
1.Фискальная функция[№6, стр 84] вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы— это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
Однако реализация фискальной
функции налогов имеет
Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.
Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения