Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Содержание работы

Введение - 3стр
Налоги: понятие и их роль.
Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
Функции налогов. - 9 стр
Классификация налогов. -13 стр
Роль налогов в формировании доходов бюджета. -18 стр

Налоговая система и налогообложение.
Сущность и виды налоговой системы. -23 стр
Принципы налогообложения. -29 стр
Способы взимания налогов -32 стр

Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
Правовое значение объекта налогообложения.
Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» -35 стр
Основные виды налогов, взимаемые на
территории ПМР. -37 стр
Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр

Заключение -42 стр
Список используемой литературы -44 стр

Файлы: 1 файл

Приднестровский Государственный Университет - копия.docx

— 472.31 Кб (Скачать файл)

Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система  налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней  необходимости, однако достаточно часто  пересматриваются системы льгот.

К настоящему времени сложились  две основные концепции налогообложения. 
Первая концепция основана на установлении размера налогов пропорционально тем выгодам, которые получают от государства физические и юридические лица. Речь идет о финансировании тех благ, которыми пользуются хозяйствующие субъекты и получают от них выгоду. Например те, кто пользуются мостами, дорогами и т. д., должны оплачивать расходы, связанные с их содержанием и ремонтом. Осуществление этой концепции связано с трудностями определения личных выгод, получения каждым налогоплательщиком доходов за счет расходов государства на оборону, здравоохранение, просвещение и т. д.

Вторая концепция основана на системе установления размера  налогов, которая строится в прямой зависимости от получаемого дохода физическими и юридическими лицами. Данная концепция является более  справедливой, рациональной и относительно простой.

Кривая А. Лаффера. При налогообложении весьма важным моментом является установление оптимальных ставок налогов. Общеизвестно, что высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, что ведет к сокращению объемов производства и доходов. Низкие налоги усиливают стимулирование производителей и тем самым способствуют расширению производства и увеличению доходов.

Существуют разные подходы  к использованию налоговых ставок с целью воздействия на экономические  процессы. Одни решают возникшие в  экономике проблемы с позиций  спроса («экономика спроса»), другие - с  позиций предложения («экономика предложения»).

Представители экономики  спроса, к числу которых относятся  кейнсианцы, например, предлагают при повышении темпов инфляции вводить более высокие налоги. Совокупные доходы и покупательная способность общества уменьшаются, что ведет к ограничению спроса. В результате цены снижаются и инфляция затухает.

Сторонники экономики  предложения, наоборот, советуют снижать  налоги, что стимулирует производство, ведет к увеличению предложения  и снижению темпов инфляции. Они  полагают, что высокие налоги увеличивают  издержки предприятий, которые перекладываются на потребителя в форме более высоких цен, вызывая тем самым усиление инфляции.

В результате возникает дилемма: представители экономики спроса считают, что спрос создает свое собственное предложение, а сторонники экономики предложения полагают, что предложение создает себе свой спрос. Решение этой дилеммы  не имеет однозначного ответа.

В то же время американский экономист Артур Лаффер в начале 1980-х гг. установил, что при повышении ставки налогов доходы государства сначала увеличиваются. Но, если налоговая ставка превысит некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться, так как слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой» легальной экономике. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Отображенная графически взаимосвязь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривой Лаффера (рис. 2).

Рис. 2. Кривая Лаффера

Графическое изображение  кривой свидетельствует о том, что  при нулевой ставке налога поступления  в бюджет отсутствуют, при 100 %-ной ставке поступления в бюджет также отсутствуют. В легальной экономике при отсутствии дохода никто работать не желает, население и предприниматели уходят в теневую экономику. В остальных случаях производители будут работать и платить налоги, которые поступают в бюджет.

Максимальная величина налоговых  поступлений в бюджет достигается  в точке А при налоговой ставке rд = 50 %. Если экономика, находящаяся справа от точки А, сместится в точку В, то уменьшение уровня налоговой ставки до rB в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению (повышение стимулов к труду приведет к расширению предпринимательской деятельности в легальной экономике).

Следует иметь в виду, что на практике идеи А. Лаффера использовать достаточно трудно, так как кривая Лаффера не дает ответа на вопрос о том, какая ставка налога является максимальной. В разных странах используются различные налоговые ставки, величины которых обусловлены налоговой политикой государства; величиной и структурой государственного сектора; состоянием экономического положения страны и т. д. Считается, что высшая ставка подоходного налогообложения колеблется в пределах 50-70 %.

Построение и функционирование национальной системы налогообложения  зависят от состояния экономики  и общественно-политической ситуации в стране в конкретный временной  период. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения  конечных стоимостных результатов, дохода; преимущественного обложения  сделок купли-продажи; рентного налогообложения  и др.

Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем  составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему  как таковую, являются:

– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих  территориальных образований;

– субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в  соответствии с принятыми в государстве  законами;

- органы государственной  власти и местного самоуправления  как институты власти, которые  наделены определенными правами  по изъятию налогов с субъектов  налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

– законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности  субъектов налога и институтов изъятия  налогов и контроля за уплатой  налогов налогоплательщиками[№12, стр 34]

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная  налоговая система широко применяется в Западных государствах.

С 2000 года в нашей стране действует новая налоговая система. Общие права и обязанности налогоплательщиков, а также основные принципы построения налоговой системы построения определил Закон «Об основах налоговой системы в ПМР» от 04.04.95 г. в редакции 25.12.02 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом  под налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке, размерах, в сроки и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в соответствии с действующим законодательством, образуют налоговую систему.

Исключительным правом установления республиканских налогов и сборов и перечня местных налогов  и сборов, порядка их взимания и  введения, а также установления предельного  размера на налогоплательщика обладает Верховный Совет ПМР (статья 62 Конституции).[№20, стр 10]

Для обеспечения контроля за соблюдением налогового законодательства в ПМР создана Государственная налоговая служба (Закон от 14.07.1992 «О государственной налоговой службе» в текущей редакции)

Государственная налоговая  служба Приднестровской Молдавской Республики - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и во внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Единая система Государственной  налоговой службы Приднестровской  Молдавской Республики состоит из Министерства доходов, входящих в его состав Управления налоговой милиции и его структурных  подразделений по городам и районам, Главного налогового Управления и государственных  налоговых инспекций по городам  и районам (далее по тексту именуемые  налоговыми органами).

Государственные налоговые  инспекции по городам и районам  являются юридическими лицами и в  своей деятельности подчиняются  Министерству доходов и Главному Налоговому Управлению.

Основной задачей Министерства доходов является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Под термином «налоговое законодательство»  понимаются только законы ПМР, решения  органов государственной власти, которые изданы на основе Конституции  и в пределах полномочий, предоставленных  этим органам Конституцией ПМР.

Согласно ст. 52 Конституции  ПМР каждый обязан платить налоги установленные законом. [№20, стр 7]

Понятие «установленный законом» включает в себя и вид правового  акта, на основании которого взимается  налог и сбор. Таким актом может  быть только закон. Конституция ПМР  не допускает взимания налога или  сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить  обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок  его исполнения.

Установить налог –  значит установить и определить все  существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет  налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 9 Закона «Об основах  налоговой системы в ПМР» в  целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные  акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу  налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или  внебюджетный фонд, в который зачисляется  налоговый оклад.

Законом «Об основах налоговой  системы в ПМР» вводится двухуровневая  система налогообложения :

1. Республиканские (общегосударственные)  налоги взимаются по всей территории  ПМР. 

2. Местные налоги, из них  общеобязателен только 1 – налог  на имущество физических лиц.

Местные налоги взимаются  местными органами на соответствующей  территории и поступают в местные  бюджеты. К числу важнейших налогов  относятся: 
♦ Подоходный налог с физических лиц - прямой прогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов населения. Подоходный налог является регулирующим налогом. Значительная его часть обычно зачисляется в местные бюджеты. 
♦ Налог на прибыль предприятий и организаций - прямой пропорциональный налог.

♦ Налог на добавленную  стоимость (НДС) - косвенный, регрессивный налог, относящийся к числу регулирующих.  
Акцизы - это сборы, взимаемые при продаже особых товаров. Их перечень утверждается специальным законом. К числу таких товаров обычно относятся табачные изделия, драгоценности, нефтепродукты и т. д. Этот налог является косвенным, регрессивным, регулирующим, устанавливается на товары с неэластичным спросом. 
Поимущественные налоги - это налоги на личное имущество граждан и имущество (фонды) предприятий.

 Компетенция органов  государственной власти в решении   вопросов о налогах определяется  в соответствии с настоящим   Законом  и  другими законодательными  актами.

Органы государственной  власти  всех  уровней  не  вправе  вводить дополнительные налоги и  обязательные  отчисления,  не  предусмотренные законодательством  Приднестровской Молдавской Республики, равно  как  и повышать ставки установленных налогов и налоговых  платежей.[7]

Заканчивая обзор сущности налогов, приходим к выводу, что налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой  системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут  быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения