Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:26, реферат
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Введение - 3стр
Налоги: понятие и их роль.
Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
Функции налогов. - 9 стр
Классификация налогов. -13 стр
Роль налогов в формировании доходов бюджета. -18 стр
Налоговая система и налогообложение.
Сущность и виды налоговой системы. -23 стр
Принципы налогообложения. -29 стр
Способы взимания налогов -32 стр
Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
Правовое значение объекта налогообложения.
Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» -35 стр
Основные виды налогов, взимаемые на
территории ПМР. -37 стр
Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр
Заключение -42 стр
Список используемой литературы -44 стр
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
2.2 Принципы налогообложения
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.
Под принципами налогообложения
следует понимать основные исходные
положения системы
Принципы (от латинского principium – основа, первоначало) – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.[№1, стр 66]
Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить три такие системы : - экономические принципы налогообложения; - юридические принципы налогообложения (принципы налогового права)- организационные принципы налоговой системы
Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т. д.
1. Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:[№ 1, стр 67]
1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»';
3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип максимального
учета интересов и
4) принцип экономичности
(эффективности). Каждый из указанных
принципов нуждается в
1.1 Принцип справедливости
Согласно принципу справедливости,
каждый подданный государства обязан
принимать участие в
1.2 Принцип соразмерности
Принцип соразмерности заключается в соотношении напол-ндемости бюджета и неблагоприятных для налогоплагельщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплателыцика и государственной казны.[№ 1, стр 69]
Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.
Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности^ В России экономические сложности переходного периода конца 1993 года вызвали введение в 1994 году двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местным органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38%.
1.3 Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков
Данный принцип является
одним из важнейших экономических
положений, известных в России еще
с начала XIX в. В соответствии с
данным принципом налогообложение
должно характеризоваться
Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления и уплаты налога.[№ 1, стр 70]
1.4 Принцип экономичности (эффективности)
Принцип экономичности называют
также принципом эффективности,
так как по сути он означает, что
суммы сборов по каждому отдельному
налогу должны превышать затраты
на его сбор и обслуживание. Примером
игнорирования этого принципа может
стать налог на имущество граждан.
Усилия налоговых органов по выявлению
объектов налогообложения, исчислению
налога, извещению граждан и контролю
едва покрываются суммами
2.Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права. Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:
1) принцип юридического
равенства перед законом любых
хозяйствующих субъектов и
2) все налоговые преференции
обязательно утверждаются в
3) принцип стабильности
и последовательности в
4) принцип налоговой
5) обратная сила налогового
закона запрещается, а именно:
система ответственности
6) принцип ориентации
на прогрессивные формы
7) принцип антидискреционности решений налоговых органов;
8) принцип соразмерности
распределяемых налоговых
3. Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают:
а) единство налоговой системы;
б) подвижность
в) стабильность налоговой системы;
г) множественность налогов;
д) исчерпывающий перечень налогов.
Законодательное закрепление указанных принципов лишь должным образом обеспечивает реализацию этих принципов, формализуя их. Природа основных принципов служит воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, основ государственного устройства. Основные принципы налогообложения направляют и связывают законодательную власть, имея для неё “эталонное” значение. Поэтому закрепление этих принципов в законе о налоге является своего рода их констатацией, а не установлением законодательной воли.
Таким образом, налоги выполняют три важнейшие функции.
1. Обеспечение финансирования государственных расходов ( фискальная
функция );
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения
доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства
между ними ( социальная функция );
3. Государственное регулирование
экономики (регулирующая
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую
очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.
Стабильность налогов
означает относительную неизменность
в течение ряда лет основных принципов
системы налогообложения, а также
наиболее значимых налогов и ставок,
определяющих взаимоотношения
Применение налогов является одним из экономических методов управления
и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими
интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы
предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий
всех форм собственности с
местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При
помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая
привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и
прибыль предприятия.
Исчисление налога может
производиться самим
налог на прибыль предприятий исчисляет
само предприятие на основании
бухгалтерского учета и отчетности), налоговым
органом (например, при
расчете суммы налога на имущество физических
лиц налоговые органы должны
собрать сведения, необходимые для налогообложения,
составить и вручить
налогоплательщику к установленному законом
сроку платежные извещения) или
третьим лицом (т.н. фискальным агентом
или сборщиком налога). В последнем
случае ответственность за правильное,
своевременное исчисление налога,
удержание и перечисление суммы налога
в бюджет лежит не на
налогоплательщике, а на третьем лице.
Например, роль фискального агента по
закону выполняет работодатель при исчислении
и удержании подоходного
налога с физических лиц (суммы налогов,
подлежащие взысканию у источника
выплат). Организация или предприятие
имеет право взыскать с граждан
неудержанные или удержанные не полностью
суммы налога, но штраф за
неправильное исчисление или пеню за несвоевременное
поступление суммы
налога в бюджет несет только работодатель.
Существует несколько
способов исчисления налогов: обложение
налоговой базы
по частям (некумулятивная система исчисления
налогов), исчисление налогов
нарастающим итогом (кумулятивная система),
сочетание первых двух способов.
В первом случае каждая выплата или доход
облагается отдельно без учета
ранее полученных сумм. При некоторой
простоте ведения учета доходов
налогоплательщиков и причитающихся ему
льгот в конце налогового периода
необходим сложный пересчет фактически
полученного дохода, что не
обеспечивает равномерности поступления
средств в бюджет. Второй способ
позволяет определять сумму дохода и общую
сумму льгот на определенную
дату. С общей суммы дохода с учетом суммы
скидок, также рассчитанных
нарастающим итогом, исчисляют налог.
При уплате сумму расчетного налога
уменьшают на сумму налога, уплаченную
ранее. Этот способ удобен для
налогоплательщиков, имеющих доход из
одного источника, но требует точного
учета источников выплат доходов и удержанных
налогов. В РФ применяется
сочетание обоих способов исчисления
налогов при получении
налогоплательщиком доходов из нескольких
источников при невозможности
регулярного подсчета его доходов.
Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения