Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Содержание работы

Введение - 3стр
Налоги: понятие и их роль.
Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
Функции налогов. - 9 стр
Классификация налогов. -13 стр
Роль налогов в формировании доходов бюджета. -18 стр

Налоговая система и налогообложение.
Сущность и виды налоговой системы. -23 стр
Принципы налогообложения. -29 стр
Способы взимания налогов -32 стр

Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
Правовое значение объекта налогообложения.
Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» -35 стр
Основные виды налогов, взимаемые на
территории ПМР. -37 стр
Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр

Заключение -42 стр
Список используемой литературы -44 стр

Файлы: 1 файл

Приднестровский Государственный Университет - копия.docx

— 472.31 Кб (Скачать файл)

Налоги с использования  ресурсов {рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести водный налог, сборы за пользование водных ресурсов, земельный налог.

3.По субъекту- налогоплательщику различают:

а) налоги с физических лиц  ( подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, преходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и до.)

б) налоги с юридических  лиц ( налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций

в) смешанные налоги, которые  уплачивают как физические лица, так  и предприятия и организации  ( госпошлина, таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.)[№2, стр220]

4.Классификация налогов по принадлежности к уровню правления, 
подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения НК.

5.По  уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж:

- закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

- регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).[№1, стр 114]

6. По целевой направленности введения налога

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким- либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение ( например: отчисление на социальное страхование или в дорожные фонды)[№2, стр 220]

7. По  лицу исчисляемому налог: [№22, стр 6]

- окладные налоги исчисляют не налогоплательщики, а налоговые органы. В современной налоговой системе России к числу окладных относятся транспортный и земельный налоги (если плательщиком является физическое лицо), а также налог на имущество физических лиц. После исчисления суммы налога налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком названного уведомления. В уведомлении указываются размер налога, налоговая база и сроки уплаты налога. Как видно, окладными налогами облагаются физические лица. Если обязать этих лиц самостоятельно исчислять указанные налоги, то неизбежны ошибки и судебные разбирательства.

- неокладные налоги налогоплательщики исчисляют самостоятельно. Налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления налогов (камеральный контроль деклараций либо контроль в форме выездной проверки) и своевременность их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных предпринимателей – неокладные. Упомянутые в связи с окладным обложением транспортный и земельный налоги также рассматриваются как неокладные, если их уплачивают организации.

8. Классификация по порядку введения налога( присуще для России): [№22, стр 6]

- общеобязательные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся федеральными законами. Эти налоги обязательны к уплате на всей территории России. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 13 НК РФ.

- факультативньми признаются все региональные и местные налоги, предусмотренные ст. 14, 15 НК РФ. Эти налоги также устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ (муниципальных образований) в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) о налогах. Факультативность налогов означает, что их введение на той или иной территории не обязанность, а право местных властей. Впрочем, поскольку в современной отечественной налоговой системе установлены лишь три региональных и два местных налога, их факультативность только декларируется. Действительно, вряд ли субъекты РФ и муниципалитеты в условиях недостаточности финансовых ресурсов откажутся от введения на своей территории этих налогов.

9. Классификация по форме уплаты: [№22, стр 6]

• изымаемые в натурально-вещественной форме;

• изымаемые в денежной форме.

Натурально-вещественные налоги – исторически исходная форма налогообложения, когда публичная власть изымала определенную часть созданного налогоплательщиком продукта. Объясняется это неразвитостью товарно-денежных отношений.

Денежные налоги – это превалирующая форма налогообложения. Этот налог определен как платеж, взимаемый в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщику денежных средств.

10. Классификация налогов по срокам уплаты: [№22, стр 6]

- срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина.

- периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год.

Таким образом можно заметить, что представленные классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования.

 

    1.  Роль налогов в формировании доходов бюджета.

 

        Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства( бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций- социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги ( через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.[3]

«Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства»,- отмечал  основоположник российской финансовой науки Н.И.Тургенев в книге «Опыт теории налогов» (1818г) [4] Но каковы пределы налогового бремени, который можно было бы считать справедливым и предпринимателю, и гражданину?- этот вопрос увязывал Тургенев с образованностью народа: «Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов…налоги начали быть распределяемые и собираемы с большей справедливостью и платимы с большей готовностью».

В ходе развития и усложнения экономических и общественных отношений  государство расширяет свое участие  в жизни граждан, его расходы  возрастают, а потому оно вынуждено  изыскивать пути получения дополнительных доходов. Рост расходов привел к тому, что налоги постепенно становятся основным видом государственных доходов.

Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать(или сдерживать)людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения— это равномерность и определенность. Равномерность— это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона [№8, стр 171]

Налоги, как форма отчуждения части собственности физических лиц, появились вместе с возникновением государства. Объективная потребность  последнего в налоговых поступлениях понятна: содержание государственного аппарата и армии требует средств, которые государство не получает в достаточном количестве от эксплуатации собственного имущества и ссудных операций.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта:

- работник, своим трудом  создающие материальные и нематериальные  блага и получающие определенный  доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие  в сфере предпринимательства. [№3, стр 47]

Потребность же физических лиц платить налоги своему государству  должна возникнуть с пониманием происходящих в стране процессов и наблюдением  за последствиями действий государства  во благо этих лиц. Это длительный процесс. 
Таким образом, налоги имеют исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни. Кроме перечисленного, важную роль в формировании потребности уплачивать налоги государству играет культурный и образовательный уровень населения.

Исторический аспект можно  рассматривать как объективную  закономерность: то, что существует много веков, не могло возникнуть по желанию одной только стороны  — государства. Известны примеры, когда  в тяжелые для страны времена  население добровольно отдавало на благо Родины свое имущество, чаще всего в натуральной форме.

Социальный аспект существует при любой организации общества. Необходимо содержать за счет работающих пенсионеров, инвалидов, детей-сирот. На эти цели у государства недостаточно средств. Безусловно, каждый в ответе за своих родителей или члена  семьи, ставшего по какой-либо причине  инвалидом, но когда вопрос приобретает  личностный характер, возможно отсутствие средств или сострадания для  содержания этих людей. Сделать этот процесс общественным и является прерогативой государства, т. е. собирать налоги в интересах социально  незащищенных слоев населения. Каждый же отдельный гражданин должен прийти к осознанию того, что если это  не касается его или его родных лично, то вполне возможно будет иметь  к нему отношение в ближайшем будущем.

Общегражданское значение налогов  заключается в том, что все  члены общества нуждаются в поддержании  правопорядка и государственной  неприкосновенности. Обеспечить эти  функции самостоятельно население  не может, так как их должны выполнять  профессиональные сотрудники внутренних органов и армия. Осознание этой общности с позицией государства  должно побуждать граждан исправно платить налоги на содержание этих структур. Они в свою очередь должны добросовестно выполнять свои обязанности  под контролем того же государства.

Территориальная защита интересов  страны должна строиться на налогах, точнее на сборах при въезде (выезде) физических лиц и ввозе товаров  на территорию страны (их вывозе). Эта система только частично направлена на собственное население страны, так как большая часть налогов собирается при въезде (ввозе). Разумная политика налогообложения, защита интересов внутренних производителей — непременный атрибут действия государства в этой сфере. Столь же осмотрительной она должна быть и по отношению к внешнему налогоплательщику для того, чтобы не остаться в изоляции от мирового экономического сообщества. Объяснить необходимость территориальных налогов легко: зарубежный предприниматель желает расширить границы своей деятельности, поэтому он должен отчислять часть своих доходов государству, на территории которого он действует.

Все налоги и сборы, собираемые исторически и в настоящее  время в любой стране мира, можно  разделить на две крупные группы: взимаемые государством с наиболее удобных объектов налогообложения  в значительном количестве для общеэкономических  целей и взимаемые для узкоцелевого регулирования определенных сфер деятельности или жизни.

В налогах заложены большие  возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом  механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.[19]

Налоги, напрямую поступающие  в бюджет и не имеющие трансфертов  из него ни в каком виде, облагают прибыль предприятия, доходы физических лиц, их имущество, стоимость производимых и реализуемых товаров (работ, услуг). Эти объекты налогообложения  можно назвать «удобными», так  как они существуют независимо от вида деятельности, а что касается собственности, то и в отсутствии деятельности в настоящий момент. Направления расходования государством полученных в виде налогов средств  никак не связаны с объектами  налогообложения.

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения