Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Содержание работы

Введение - 3стр
Налоги: понятие и их роль.
Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
Функции налогов. - 9 стр
Классификация налогов. -13 стр
Роль налогов в формировании доходов бюджета. -18 стр

Налоговая система и налогообложение.
Сущность и виды налоговой системы. -23 стр
Принципы налогообложения. -29 стр
Способы взимания налогов -32 стр

Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
Правовое значение объекта налогообложения.
Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» -35 стр
Основные виды налогов, взимаемые на
территории ПМР. -37 стр
Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр

Заключение -42 стр
Список используемой литературы -44 стр

Файлы: 1 файл

Приднестровский Государственный Университет - копия.docx

— 472.31 Кб (Скачать файл)

Процесс взимания налога обеспечивается через принуждение. Благодаря этому свойству государство имеет гарантию получения налоговых поступлений. Причем механизм принуждения включается только в тот момент, когда имеются случаи налогового правонарушения. В этом случае принудительный характер подразумевается, а реализуется только в случае налоговых правонарушений[№13, стр 27]

Способ взимания налога - тоже достаточно существенное звено  в понимании существа налогов  и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом  происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается  гражданин. Например, одно дело - получать заработную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказывается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

1.Кадастровый способ — (от слова кадастр — таблица, справочник)

когда объект налога дифференцирован  на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

Кадастровый способ уплаты налога предполагает использование  кадастра -  
реестра, устанавливающего перечень типичных объектов (земля, доходы, население и т.п.), классифицируемых по внешним признакам с установлением средней доходности объекта обложения. Кадастры могут быть парцеллярными, если в основу его построения положена какая-либо характеристика объекта (для земельного кадастра - вид земли: пашня, лес и пр.), и реальными, если за основу классификации берется юридическое основание, например собственность лица на определенное имущество, тогда реальный земельный кадастр отражает доходность земли, принадлежащей определенному  
налогоплательщику. Особенность кадастрового способа уплаты налога заключается в том, что момент уплаты налога не связан напрямую с моментом получения дохода, поэтому устанавливаются фиксированные сроки взноса налогов (например, земельный налог уплачивается двумя равными долями к 15 сентября и к 15 ноября текущего года.  
Сроки уплаты определяются налоговым законодательством для каждого налога.  
Методы взимания налога определяют также способы контроля за уплатой  
налога, фиксируемые в законодательных актах по конкретному налогу.  

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

На основе декларации налоговый  орган исчисляет налог и вручает  налогоплательщику извещение о  его уплате (например, при уплате подоходного налога с  
физических лиц). Декларация может включать сумму налога, самостоятельно рассчитанную налогоплательщиком; налоговый орган проверяет правильность  
расчетов и в случае обнаружения ошибок производит возвращение излишне уплаченных сумм налога или доначисление. В этом случае плательщик самостоятельно перечисляет сумму налога в установленный срок (например, при исчислении и уплате налога на прибыль предприятий и организаций).

 

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.[5]

Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается  предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

 

Таким образом, кадастровый способ это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка; при домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т. д. , с помощью декларации налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога(у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога, а

Способ источника  предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

 

3.Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования

 

3.1.Правовое значение объекта налогообложения. Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР»

 

Исследование правовых налоговых  форм обращает нас к теории государства  и права. Исходную основу методологических исследований налоговых проблем  определяют совокупные положения экономических  законов и одновременно законов, сформулированных наукой о государстве  и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых  правоотношений.

В первую очередь правовая сущность налогов связана с существованием государства. Именно оно определяет общественные потребности, в том  числе и их структуру. Системы  налогов в разных странах отличаются друг от друга по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым  ставкам, фискальным полномочиям различных  уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы  складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.

Налоговая система, стимулирующая  развитие производства и зарабатывание  доходов- стабильный и испытанный фактор роста экономики. Политическое руководство республики осознало необходимость радикального преобразования налоговой системы. Доминантной макроэкономической политики стала налоговая реформа. Ее задачи впервые сбалансированно отражают необходимость улучшения инвестиционного климата и достижение наименьшей дефицитности государственного бюджета существенное снижение и выравнивание налогового бремени. Можно утверждать, что поставлена задача согласования долгосрочных интересов республики, цивилизационных предпринимателей и большинства населений.

Конституция ПМР, статья 99 гласит: «Налоговая система государства нацелена на благо и пользу населения, удовлетворение финансовых потребностей государства, на справедливое распределение доходов и национального богатства, стимулирование национального производства».[№20, стр 27]

К законам о налогообложении  предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться  исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения, а также границы требований государства в отношении имущества плательщика.

 Введение   новых   и  изменение  существующих  налогов  может производиться  только  на основании закона или при соблюдении условий, предписанных законом.     Правом   предоставления   налоговых   льгот   и  иных  финансовых освобождений  в  установленных  законом пределах и оговоренных законом случаях    наделяется    Правительство    Приднестровской   Молдавской Республики, а в иных случаях это может быть сделано только посредством принятия Верховным Советом соответствующего закона.

 Законы  и  иные правовые акты, устанавливающие новые налоги и другие     обязательные     платежи     или    ухудшающие    положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и вступают в силу с началом нового   финансового   года  при  условии,  что  они  были  официально опубликованы не позднее, чем за три месяца до его начала. Никто  не  может  быть  принужден  к  выплате  налогов  и  других

обязательных  платежей,  установленных  не  по  закону,  или  расчет и

взимание которых осуществляются не по закону, либо в ином порядке, чем

это предусмотрено законом.

 Правительство   Приднестровской   Молдавской  Республики  на основании  закона вправе отменять, вводить новые, а также увеличивать, уменьшать  в  пределах,  установленных  действующими  законодательными актами, налоги и сборы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а в случае необходимости - сокращать и запрещать ввоз, вывоз и транзит продуктов, товаров и имущества с целью регулирования внешней торговли, экономики  республики,  стабильности  отечественного  производства,  и

осуществлять   любые   другие   меры  в  целях  развития  экономики  и государства.  Правительство  Приднестровской Молдавской Республики при представлении  Верховному  Совету  проекта ежегодного государственного бюджета  представляет  на  рассмотрение Верховного Совета информацию о мерах,  предпринятых  в  осуществление указанных полномочий в отчетном финансовом году.[№20, стр26, статья 98]

Налог-это сложная система  отношений, включающая в себя ряд  взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Положение о выделении этих элементов отражено в Законе «Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республики». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной. Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов , то налогоплательщик имел бы право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

В ПМР обязанность налогоплательщика  возникают у юридических и  физических лиц при наличии у  них объекта налогообложения  и по основаниям, установленным законодательными актами. В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты ПМР определяют субъект налогообложения ( налогоплательщика), объект и источник налога, норму (ставку) и единицу налогообложения, а также сроки уплаты налога, бюджет и внебюджетный фонд, в который зачисляется налог.

Субъектами или Плательщиками  налогов  (далее   налогоплательщиками)    являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица,  на

которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность

уплачивать  налоги. Плательщики  налогов  равны  перед  законом.  Все  юридические  и физические лица  участвуют  в  формировании  доходов  государственного бюджета.  Государство гарантирует единый подход к  налогоплательщикам, независимо от вида собственности и форм хозяйствования.

Объектами налогообложения являются  доходы  (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды  деятельности  налогоплательщика, операции  с  ценными  бумагами,  пользование  природными    ресурсами, имущество, передача имущества, добавленная стоимость продукции,  работ и услуг и другие объекты, подлежащие налогообложению в соответствии, с действующим законодательством.

Согласно, статьи 10 Закона «Об  основах системы в ПМР» устанавливаются  меры ответственности налогоплательщика  и его должностных лиц за нарушение  налогового законодательства. Так, например,

    1.  За  нарушение налогового  законодательства  в установленных случаях налогоплательщик несет ответственность в виде:

     а) за сокрытие  выручки -  взыскания  в   бюджет  суммы  налогов  с сокрытой выручки и  штрафа  в  размере  100%  от  до начисленной  суммы налога; за занижение, не учёт выручки (прибыли) либо иного обязательного объекта налогообложения - взыскания в бюджет суммы налога  (сбора  или иного обязательного платежа) на сумму заниженной прибыли либо на  иной объект налогообложения и штрафа в размере 20% от до начисленной  суммы налога;

     б)  не предоставление  налогоплательщиками   по    истечении    15 календарных дней от установленного налоговым  законодательством  срока документов,  необходимых  для  исчисления,  а  также  уплаты   налогов (сборов, иных обязательных платежей) влечёт применение санкций как за занижение объекта налогообложения;

     в) за  нарушение   налогового  законодательства  должностные   лица предприятий,  учреждений,    организаций,    независимо    от    формы собственности,  несут  ответственность  в  соответствии   с    нормами административного и уголовного законодательства;

     2.  За  нарушение порядка и сроков  удержания,    перечисления подоходного налога  с  физических  лиц  к  предприятиям,  учреждениям, организациям и иным работодателям, а  также  за  нарушение  порядка  и сроков удержания  перечисления  госпошлины  к  учреждениям,  взимающим госпошлину, применяются санкции, предусмотренные пунктом  1  настоящей статьи. Руководители и должностные  лица  предприятий,  учреждений  и организаций и иные работодатели несут установленную законодательством административную ответственность  за  нарушение  порядка  удержания  и перечисления в бюджет указанных налогов.

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения