Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Содержание работы

Введение - 3стр
Налоги: понятие и их роль.
Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
Функции налогов. - 9 стр
Классификация налогов. -13 стр
Роль налогов в формировании доходов бюджета. -18 стр

Налоговая система и налогообложение.
Сущность и виды налоговой системы. -23 стр
Принципы налогообложения. -29 стр
Способы взимания налогов -32 стр

Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
Правовое значение объекта налогообложения.
Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» -35 стр
Основные виды налогов, взимаемые на
территории ПМР. -37 стр
Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр

Заключение -42 стр
Список используемой литературы -44 стр

Файлы: 1 файл

Приднестровский Государственный Университет - копия.docx

— 472.31 Кб (Скачать файл)

Все налоговые потоки легко  разделить на две категории: налоги и сборы, на основе принципа целевого характера. В свою очередь сборы  целесообразно разбить на две  группы: сборы, имеющие целевой характер изъятия, и сборы с целевым  характером изъятия и/или использования. Все остальные характеристики налогов  и сборов (объект налогообложения, осуществление  или отсутствие юридически значимых действий со стороны государства, направления  движения денежных потоков, элементы обязательности уплаты) носят производный характер и определяются первичным принципом.

Что касается прочих платежей, действующих в настоящее время  и рассматриваемых как стоимость  услуг, оказываемых государственными органами, то у государства, действующего за счет бюджета, не должно быть платных  услуг. Если средств на какие-либо цели недостаточно, необходимо назвать этот платеж «сбором», что будет точно  соответствовать характеру его  изъятия, и не завуалировать границы  системы налогообложения государства.

 

Проанализируем доходную и расходную часть Государственного бюджета за 2010г в процентном соотношение в Приложении 1 видим поступивший доход составил 1.01.2011г 2076,5 (млн.руб), что основной доход поступает в бюджет от налога на доходы, который составляет 25,4%, подоходный налог 15,5%, а низкий процент поступления составляют налоги от торговли 5,4%. Это говорит о том, что основной доход составляют налоги. Полученные поступления идут на распределяются на экономику 3,3%, социально-культурные мероприятия 45,3%. Это говорит о том что большое внимание уделяется образованию 19,5% от поступивших доходов, здравоохранению 10,5%, на социальные нужды 12,8%. По таблице 13,1,2 видно, что все поступившие средства распределены и не имеют остатка. Однако, это не говорит о том, что государство получило в полном объеме доходы, которые планировались на начало года. Многие юридические и физические лица не способны на конец отчетного года полностью выплатить все налоги, так как на период мирового кризиса упал спрос на выполнения услуг и продукции. Так, возьмем задолженность предприятий на 2011г перед бюджетом составляет 326820 (тыс.руб.), согласно (Приложения 2), что составляет 15,7% от поступивших доходов, что не дает возможность полностью реализовать Государством запланированные расходы.[№23]

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая  политика и финансовое воздействие  на частное предпринимательство. Осуществляя  это воздействие, государство, как  правило, ставит следующие главные  цели: 
- достижение устойчивого постоянного экономического роста; 
- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги; 
- обеспечение полной занятости трудоспособного населения; 
- обеспечение определённого минимального уровня доходов населения; 
- создание системы социальной защищённости граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных; 
- равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить  меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка  приведёт к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью  приведёт к повышению цен, ибо  надо выплачивать заработную плату  большему количеству людей и снизиться  конкуренция на рынке труда. Найти  сбалансированное соотношение это  и есть главное в экономической политике государства.

Таким образом, одним из основных инструментов в руках государства  является финансовое воздействие, прежде всего через налоговую систему.

Объективная необходимость  По закону Вагнера: чем быстрее у государства развивается рыночная экономика тем быстрее растут расходы, а следовательно для их обеспечения нужны ресурсы и мощное производства , что обязаны налогам, которые и обеспечивают государство посредствам своих функций. 
Роль: В структуре бюджетов всех уровней налоги составляют достаточно значимый удельный вес примерно 75 процентов, важный инструмент в политике государства.

Налоги составляют основную часть доходов бюджетов всех уровней. Посредством налогов современное  государство реализует свои главные  общественные функции: управление, оборона, поддержание правопорядка, обеспечение  населения такими важными общественными  благами, как образование, здравоохранение, культура и т. д. Налоги могут выступать  как эффективный финансовый регулятор.

Для того, чтобы налоги действительно помогали развитию государства, необходима правильно организованная и отвечающая основным принципам система налогообложения. Так же немало важную роль в стабильности налогообложения играет налоговый контроль. Так как обеспечивает правильность и своевременность уплаты налогов, то есть получение доходов государством.  
Таким образом, приходим к следующим выводам:

1. Налог – историческая  возникшая категория, опосредствующая  процесс обобществления необходимой  для общества части индивидуальных  доходов (социализацию потребностей), обусловленная уровнем развития  экономических отношений, степенью  влияния государства на экономику,  внедрением элементов гражданского  общества и развитостью демократии.

2. Налоги по своей внутренней  сути тесно связаны с государством, развитие и изменение форм  которого всегда сопровождалось  преобразованием налоговых систем.

3. Несмотря на связь  налогообложения и государства,  исторически первопричиной существования  налоговых отношений стала необходимость  перераспределить часть доходов  для удовлетворения общенациональных  интересов.

4. Необходимость объединить  усилия для удовлетворения самых  первых общественных потребностей (противодействия силам природы,  внешним врагам, градостроительство, содержание нетрудоспособных) объясняет  причину существования налога  как такового.

5. Налог предполагает  двойственность его содержания  и внешней правовой формы проявления. Налог – это экономическая  категория и одновременно конкретная  форма правовых взаимоотношений,  закрепляемых в законодательном  порядке при наполнении доходами  казны государства (бюджета). 

  1. Налоговая система и налогообложение.

 

    1. Сущность и виды налоговой системы

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, подчас весьма существенно отличающихся друг от друга, что во многом обусловлено  традициями, а также конкретной социально-экономической  ситуацией и задачами, которые  решает налоговая система в тот  или иной период времени. Тем не менее, современные национальные налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое  и выполняющих единую задачу –  изъятие налогов и сборов с  субъектов налога в соответствующие  бюджеты и внебюджетные фонды  территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно рассматривать  как законодательно принятую в государстве  совокупность налогов и сборов, изымаемых  соответствующими органами с субъектов  налога (налогоплательщиков).

К налоговой системе, как  и иной другой системе, предъявляется  ряд требований, которым она должна удовлетворять. Требования, предъявляемые  к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность  и эффективность функционирования.

К основным требованиям, характеризующим  налоговую систему, можно отнести  следующие:

– рациональность;

– оптимальность;

– минимизацию количества элементов, составляющих налоговую  систему;

– справедливость, в том  числе социальную справедливость распределения  налогового бремени;

– простоту исчисления налогов;

– доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;

– экономичность;

– эффективность и др.

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения  в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов  и минимальным количеством нормативных  документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин), и  контролем за их уплатой в соответствующие  бюджеты: республиканский и местный.

Под налоговой системой понимают совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке и устанавливающих  существенные условия налогообложения.[№12, стр 34] Ей присущи следующие признаки. 
 
1. Органическая целостность предполагает тесную взаимосвязь налогов, исключение двойного налогообложения, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, строгое разделение налогов на центральные и местные. 
 
2. Гибкость проявляется в регулярном заполнении правовых пробелов, уточнении ставок и осуществление налоговой политики с учетом изменения политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету. 
 
3. Множественность налогов предполагает, что налоговая система основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения. Благодаря этому налоговое бремя перераспределяется между налогоплательщиками. 
 
4. Стабильность означает, что налоговая система должна существовать без изменений вплоть до налоговой реформы. За годы рыночной реформы налоговая система России и ПМР значительно изменилась. С введением Налогового кодекса произошло сокращение и упорядочение налогов и сборов. Множественные платежи во внебюджетные фонды заменены на единый социальный налог, снижены ставки налога на прибыль предприятий и на доходы физических лиц.

 
Налоговая система – совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях; это важный элемент экономики служащий стимулирующим или угнетающим фактором деятельности коммерческого предприятия.[9]

 

Национальные налоговые  системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют фундамент налоговых  отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие определяют условия построения и функционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. В связи с  этим комплекс принципиальных установок  для системы налогообложения  разграничиваются на две подсистемы:

1)Классические, или общенациональные, принципы. Они как бы идеализируют  налогообложение. Если налоговая  система строится строго на  их основе использования, то  ее можно считать оптимальной.

2)Организационно – экономические,  или ее внутринациональные, принципы. На основе этих принципов создаются  налоговые концепции и задаются  условия действия налогового  механизма применительно к типу  государства, политическому режиму  и возможностям экономики, сложившимся  социальным условиям развития. [№6, стр 54]

Современная налоговая система  базируется на основных принципах построения

1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3.Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

В зависимости от преобладания тех или иных видов налогов  определяются особенности национального  налогообложения. Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее значимую роль в  налоговом механизме играет налоговое  законодательство, устанавливающее  конкретный механизм налогообложения, т. е. порядок исчисления того или  иного налога (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Изменяя механизм налогообложения, можно придать налоговой системе  качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при  этом количественного и видового состава налогов. В самом простом  случае это достигается путем  изменения ставок наиболее значимых налогов.

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения