Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Содержание работы

Введение - 3стр
Налоги: понятие и их роль.
Сущность налогов., элементы и их признаки . Появление налогообложения. - 5 стр
Функции налогов. - 9 стр
Классификация налогов. -13 стр
Роль налогов в формировании доходов бюджета. -18 стр

Налоговая система и налогообложение.
Сущность и виды налоговой системы. -23 стр
Принципы налогообложения. -29 стр
Способы взимания налогов -32 стр

Налоговая система ПМР и проблемы ее совершенствования
Правовое значение объекта налогообложения.
Закон ПМР «Об основах налоговой системы в ПМР» -35 стр
Основные виды налогов, взимаемые на
территории ПМР. -37 стр
Налоговая политика и проблемы ее совершенствования -39 стр

Заключение -42 стр
Список используемой литературы -44 стр

Файлы: 1 файл

Приднестровский Государственный Университет - копия.docx

— 472.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в  период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений  налогов в бюджет непосредственно  зависит от величины доходов плательщиков.

 

2.Регулирующая функция[№6, стр 89] имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых  льгот — сокращение размера налоговых  обязательств плательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой  льготы налоговые кредиты принимают  следующие формы:

- снижение налоговой ставки;

- сокращение окладной суммы

- возврат ранее уплаченного налога или его части;

- отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

- зачет ранее уплаченного налога;

- замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция  направлена на регулирование финансово-хозяйственной  деятельности производителей товаров  и услуг через систему налоговых  платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных  для восстановления израсходованных  ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени  их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция  налогов проявляется не только в  сфере производства, но и через  платежеспособность физических лиц  — на рынке спроса и предложения  на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

 

3.Социальная функция[5] налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов.

Налоги взимаются в  большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям  населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК ПМР, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов.

Значение социальной функции  налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая  часть населения нуждается в  социальной защите.

На практике в налоговой  системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется  не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

 

4.Контрольная функция- при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. Эта функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции[№3, стр 51]

 

Наряду с названными основными  функциями налогов в экономической  литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

- функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

- антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Таким образом можно сказать, что функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

 

    1. Классификация налогов

 

Многообразие налогов, различающихся  по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает  необходимость их систематизации и  классификации.

Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному  виду позволяет более четко уяснить  содержание и суть данного налога. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Попытки классификации налогов  известны с самого начала формирования науки о налогообложения. Так, Н.И.Тургенев в 1818 году писал: «…налоги могут быть всего приличнее разделены следующим образом: 1) налоги с дохода от земли; 2) налоги с доходов от капитала…3) налоги с самих капиталов…Некоторые разделяют налоги: 1. На обыкновенные и необыкновенные. 2. На общие и особенные, смотря по тому, платят ли их все или некоторые. 3. На главные и побочные, смотря по тому, более или менее они важны для государства. 4. На вещественные и личные, т.е с вещей или лиц. 5. На налоги платимые деньгами или натурою…» [4]

Классификация налогов — это распределение  налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и  задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Современные специалисты  классифицируют налоги в соответствии с несколькими критериями, причем каждый исследователь вправе предлагать свою классификацию. Тем не менее многие экономисты и юристы склоняются к следующей классификации (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Классификация  налогов

1.По способу взимания налогов, различают прямые и косвенные налоги. Предваряя дальнейшее изложение, отметим, что различия между ними сводятся к следующему (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Различия между  прямыми и косвенными налогами

.

Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

К прямому налогу относятся  подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта.

Реальные налоги взимаются  в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения  и доходов налогоплательщика. В  зависимости от объекта обложения  к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и  др.

Личные налоги в отличие  от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для  каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В  зависимости от объекта обложения  различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог  с наследств и дарений и  др.

Косвенными  налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает собой как ценообразующий фактор.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Таким образом, каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

2.Классификация налогов по объекту обложения — классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Встречается также выделение в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН).

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в предыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными — облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными — облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства.

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения