Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа
Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.
Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы
Налоговые инспекторы вправе ознакомиться с подлинниками документов налогоплательщика. По общему правилу, установленному п. 12 ст. 89 НК РФ, ознакомление производится на территории налогоплательщика. Однако из этого правила есть два исключения:
- выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа;
- налоговый орган производит выемку документов в порядке, определенном ст. 94 НК РФ.
Для ознакомления с оригиналами документов налоговый орган представляет налогоплательщику уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, по форме, рекомендованной Письмом ФНС России от 08.10.2010 N АС-37-2/12931@.
В уведомлении перечисляются
3.15. Инвентаризация имущества
в ходе выездной налоговой проверки
Налоговые инспекторы, проводящие выездную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ). Порядок проведения такой инвентаризации утвержден совместным Приказом Минфина России и ФНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39.
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического
наличия имущества и
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества производится по месту нахождения налогоплательщика. В перечень может быть включено любое имущество налогоплательщика, подлежащее инвентаризации, независимо от его местонахождения. Так, налоговые органы вправе провести инвентаризацию (п. 1.3 Положения об инвентаризации):
- основных средств;
- нематериальных активов;
- финансовых вложений;
- производственных запасов;
- готовой продукции;
- товаров;
- прочих запасов;
- денежных средств;
- кредиторской задолженности;
- иных финансовых активов.
Перечень проверяемого
имущества устанавливается
Налоговый орган составляет распоряжение об инвентаризации, подписываемое руководителем налогового органа (его заместителем), где указываются:
- наименование или фамилия,
имя и отчество
- юридический адрес или
место жительства
- состав инвентаризационной комиссии во главе с председателем;
- имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;
- сроки проведения
- причина проведения налоговой инвентаризации.
Обратите внимание! Проверку фактического наличия имущества налоговые органы вправе производить только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель
Материально ответственные лица дают расписки о том, что:
- к началу инвентаризации
все расходные и приходные
документы на имущество сданы
в бухгалтерию, отражены в
- все ценности, поступившие
на их ответственность,
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем его обязательного подсчета, взвешивания, обмера (п. 2.7 Положения об инвентаризации).
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, помещения, где хранятся материальные ценности, после ухода инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. При этом используются формы, приведенные в Приложениях N N 4 - 13 к Положению об инвентаризации. Так, могут быть составлены:
- инвентаризационная опись
- инвентаризационная опись
- акт инвентаризации
- инвентаризационная опись
- акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;
- акт инвентаризации не закончен
- акт инвентаризации расходов будущих периодов;
- акт инвентаризации наличных денежных средств;
- инвентаризационная опись
По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем комиссии.
Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
3.16. Осмотр помещений и территорий
в ходе выездной проверки
В ходе выездной проверки налоговые инспекторы вправе производить осмотр:
- производственных помещений;
- складских помещений;
- торговых помещений;
- иных помещений;
- территорий, используемых
налогоплательщиком для
Осмотр осуществляется по правилам, установленным ст. 92 НК РФ (п. 13 ст. 89 НК РФ).
Для проведения осмотра руководитель налогового органа не принимает специального решения. Чтобы налогоплательщик впустил налоговых инспекторов на свою территорию для проведения осмотра, им достаточно показать свои служебные удостоверения и решение о назначении выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).
Обратите внимание! КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконный отказ в допуске должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка (ст. 19.7.6).
Такое правонарушение предусматривает административную ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц налогоплательщика, в размере 10 000 руб.
Данная норма введена в КоАП РФ со 2 сентября 2010 г.
Абзацем 2 п. 3 ст. 92 НК РФ установлено, что в проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В связи с данной формулировкой правовой нормы возникает вопрос: вправе ли налоговая инспекция производить осмотр, если уполномоченный представитель налогоплательщика отсутствует (т.е. осмотр производится в присутствии рядового сотрудника организации)?
Налоговый кодекс РФ ответа на этот вопрос не дает. Да и у арбитражных судов нет единого мнения по этой проблеме.
Так, многие суды полагают,
что присутствие
Отметим: в качестве доказательств в суде допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Однако, по мнению некоторых судов, присутствие при осмотре уполномоченного представителя налогоплательщика является его правом, предусмотренным НК РФ. Налоговые органы не обязаны привлекать к проведению осмотра уполномоченного представителя налогоплательщика, и присутствие рядового работника при осмотре признается законным (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 N 08АП-9286/2009).
Форма Протокола осмотра территорий, помещений, документов и предметов, утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, предусматривает указание в нем представителя налогоплательщика. В связи с этим, по мнению автора, присутствие при осмотре уполномоченного представителя налогоплательщика является обязательным условием.
Еще один вопрос: обязан ли
налоговый орган предварительно
извещать налогоплательщика о
Налоговый кодекс РФ не содержит ответа на этот вопрос. У арбитражных судов также нет единого подхода к решению данной проблемы.
Произведенный налоговым органом осмотр без предварительного извещения лица, в отношении кого осуществляется проверка (его уполномоченного представителя), о времени и месте его проведения не соответствует требованиям налогового законодательства, нарушает права и законные интересы налогоплательщика (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.09.2010 N Ф03-6398/2010, Поволжского округа от 19.08.2010 по делу N А65-31775/2009).
К противоположному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.11.2007 N А56-21109/2006: осмотр, являясь самостоятельной формой налогового контроля, не предусматривает обязательного извещения налогоплательщика о его проведении, наличия его согласия и присутствия при осмотре его представителей.
Поэтому, если у налогоплательщика возникнет спор с налоговым органом по данному вопросу, отстаивать свою позицию ему придется в арбитражном суде, и предугадать, каким будет решение суда, сложно.
При осмотре обязательно присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Понятые вызываются в количестве не менее двух человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п. п. 3 и 4 ст. 98 НК РФ).
Результаты осмотра
Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ). В нем указываются:
- его наименование;
- место и дата составления;
- время начала и окончания осмотра;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
- сведения о лицах,
- сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
- подробное описание результатов осмотра.
Протокол подписывается всеми лицами, принимавшими участие в осмотре. Налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ).
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, полученные при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.
Протоколы, оформленные с нарушением установленных процессуальных правил, не могут служить доказательством совершения налоговых правонарушений. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.09.2010 N КА-А40/10087-10 указал:
- в протоколе отсутствует
подпись одного из инспекторов,
- при проведении осмотра
присутствовал один понятой
- протокол не подписан понятым.
3.17. Выемка документов
По общему правилу, установленному п. 12 ст. 89 НК РФ, налоговые инспекторы изучают оригиналы документов налогоплательщика на его территории.
Согласно п. 14 ст. 89 выемка документов осуществляется налоговыми инспекторами, проводящими выездную проверку, если у них имеются достаточные основания полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Выемка документов производится в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.