Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа
Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.
Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы
Статья 95 НК РФ предусматривает возможность проведения дополнительной или повторной экспертизы. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения. Она может быть поручена как тому же, так и другому эксперту.
Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.
При назначении дополнительной или повторной экспертизы необходимо соблюдать все вышеуказанные требования. Назначение дополнительной или повторной экспертизы - также право, а не обязанность налогового органа. Поэтому, если налогоплательщик попросит назначить дополнительную или повторную экспертизу, должностное лицо налогового органа может ему отказать на том основании, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов назначать экспертизу по заявлению налогоплательщика (Письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-02-07/1-495).
Аналогичного мнения придерживаются арбитражные суды. Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.11.2010 N А29-3877/2010 указал: ст. 95 НК РФ не содержит указания на то, что при наличии соответствующего заявления проверяемого лица проведение дополнительной или повторной экспертизы является обязательным.
Также отметим: для экспертов предусмотрена специальная ответственность за отказ от участия в проведении налоговой проверки. В случае отказа на эксперта налагается штраф в размере 500 руб. Если же эксперт даст заведомо ложное заключение, штраф составит уже 5000 руб. (ст. 129 НК РФ).
3.19. Привлечение специалиста
В необходимых случаях для
Обратите внимание! Специалист может привлекаться в рамках как выездной, так и камеральной проверок.
Специалист должен отвечать следующим критериям:
- обладать специальными
- не быть заинтересованным в исходе дела (п. 1 ст. 96 НК РФ).
Специалист привлекается на договорной основе.
Налоговым кодексом РФ прямо предусмотрено: специалисты могут участвовать в осмотре (п. 3 ст. 92) и выемке документов и предметов (п. 3 ст. 94).
Положения п. 1 ст. 96 НК РФ не ограничивают привлечение специалиста для участия и в иных мероприятиях налогового контроля. Исходя из формулировки данной нормы, привлечение специалиста к участию в налоговой проверке или других мероприятиях налогового контроля является правом, а не обязанностью налоговых органов. Вместе с тем ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 05.06.2009 N А56-32773/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.09.2009 N ВАС-12331/0) отметил следующее. Полномочия налогового органа, предусмотренные ст. ст. 95 и 96 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости их применения в целях установления фактической обязанности лица по уплате налогов, в т.ч. по представлению налоговых деклараций. При осуществлении возложенной на него функции выявления правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием и привлечь экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями, для исключения необоснованного возложения на лицо дополнительных обязательств. Если налоговые органы производят соответствующие действия самостоятельно, без привлечения специалиста, их выводы могут быть признаны необоснованными.
Специалист, как и эксперт, обладает специальными знаниями и навыками. Важнейшее различие между ними заключается в том, что специалист не выдает заключение. Это делает только эксперт.
В соответствии с п. 8 ст. 95 НК РФ эксперт в своем заключении излагает суть проведенных исследований, сделанные выводы и обосновывает ответы на поставленные вопросы. Эксперт формирует доказательственную базу.
В отличие от него, специалист не проводит
исследования и не дает заключения,
а лишь содействует проведению налогового
контроля. Следовательно, если налоговый
орган выносит решение о
Таким образом, полученные от специалиста данные налоговый орган не вправе использовать в качестве самостоятельных доказательств (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2009 N А28-14077/2008).
Налоговый кодекс РФ не регламентирует процедуру привлечения специалиста. Для этого налоговый орган не выносит специального постановления. У него также нет обязанности информировать проверяемого налогоплательщика о привлечении специалиста.
Специалист, привлеченный для выполнения конкретных действий во время налоговой проверки, может быть опрошен в качестве свидетеля по этим обстоятельствам (п. 3 ст. 96 НК РФ). Если специалист отказывается от участия в проведении налоговой проверки, на него налагается штраф в размере 500 руб. (ст. 129 НК РФ).
3.20. Участие переводчика
В необходимых случаях для
Переводчик принимает участие в проведении как выездной, так и камеральной налоговой проверки.
В качестве переводчика может выступать не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (в т.ч. понимающее язык глухонемых) (п. 2 ст. 97).
Рассмотрим ситуацию из практики (Определение ВАС РФ от 04.04.2011 N ВАС-18190/10).
В ходе выездной налоговой проверки
переводчик налоговым органом привлечен
не был. Функции переводчика
Суд указал: недопустимо совмещать в одном лице функции представителя лица, участвующего в деле, и переводчика.
Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.
Переводчик должен быть предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.
За отказ переводчика от участия в проведении налоговой проверки он привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. За осуществление заведомо ложного перевода штраф составит 5000 руб. (ст. 129 НК РФ).
3.21. Участие понятых
При совершении определенных действий налогового контроля налоговым органом вызываются понятые (п. 1 ст. 98 НК РФ).
Так, понятые в обязательном порядке вызываются:
- при производстве осмотра
- при производстве выемки
Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов не допускается (п. 4 ст. 98 НК РФ).
Работники налоговой инспекции, даже не будучи должностными лицами, не могут выступать в качестве понятых при проведении осмотра помещений налогоплательщика. Все работники налогового органа находятся в непосредственной служебной зависимости от руководителя налогового органа, к полномочиям которого относится вынесение решения о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам проверки. Следовательно, существует вероятность заинтересованности понятых в исходе осмотра (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2010 N А75-6187/2009).
Если в нарушение положений НК РФ производство действий налогового контроля, при которых обязательно участие понятых, осуществляется в их отсутствие, результаты произведенных действий налоговых органов не могут являться надлежащими доказательствами по делу о налоговом правонарушении (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.12.2004 N А39-3456/2004-225/11, Восточно-Сибирского округа от 28.02.2008 N А19-13758/07-39-Ф02-466/08).
Участие понятых при производстве определенных мероприятий налогового контроля является обязательным. Налоговый орган не составляет отдельного постановления об их привлечении к участию в мероприятии налогового контроля.
У налогоплательщика нет права заявлять отвод понятым.
При проведении определенного мероприятия налоговым органом составляется протокол, где отражается информация о понятых: их фамилии, имена, отчества, и в необходимых случаях - адреса, гражданство (пп. 5 п. 2 ст. 99 НК РФ). Понятые подписывают этот протокол, чем удостоверяют факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, подлежащие внесению в протокол.
В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственность физического лица за отказ от участия в мероприятии налогового контроля в качестве понятого. Участие понятых в проведении мероприятий налогового контроля никак не оплачивается. С понятыми не заключаются договоры.
3.22. Участие свидетеля
Налоговые органы вправе привлекать свидетелей при проведении налоговой проверки (как камеральной, так и выездной).
Подпунктом 12 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Как камеральная, так и выездная проверки признаются мероприятиями налогового контроля над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства. Кроме того, НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).
Минфин России в Письме от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156 отмечает: из арбитражной практики следует, что проведение налоговым органом допроса свидетеля в период приостановления выездной налоговой проверки не свидетельствует о нарушении требований НК РФ (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 N 07АП-6856/08, ФАС Московского округа от 08.05.2009 N КА-А40/3460-09, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 N А44-3520/2009).
Однако справедливости ради необходимо отметить: не все суды считают правомерным проведение допроса свидетелей в период приостановления проверки (Постановления ФАС Московского округа от 06.07.2011 N КА-А40/6921-11, Поволжского округа от 29.07.2010 N А65-23705/2009). Процедура допроса свидетеля едина как для камеральной, так и для выездной налоговых проверок.
По общему правилу допрос свидетелей производится в помещении налоговой инспекции. Для этого налоговый орган вызывает физическое лицо в качестве свидетеля.
Однако из этого правила существуют исключения.
Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ).
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90).
Решение о том, кто именно может быть вызван в качестве свидетеля, принимает налоговый орган. Оценка того, обладает ли то или иное лицо необходимой информацией, также находится в ведении налогового органа.
Однако показания свидетелей не могут основываться на предположениях. Иначе говоря, налоговый орган должен располагать информацией, что лицам, вызываемым в качестве свидетелей, должны быть известны интересующие налоговый орган обстоятельства.
Рассмотрим ситуацию из практики (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.03.2009 N Ф04-1064/2009(2762-А81-49)).
Суд пришел к выводу: представленные налоговым органом показания свидетелей не могут быть положены в основу вывода о наличии налогового правонарушения, поскольку инспекция не обосновала, не подтвердила документально, что указанным лицам могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).
Следовательно, выводы, сделанные налоговым органом из указанных свидетельских показаний, основаны на предположениях.
Налоговым кодексом РФ приводится перечень лиц, которые не могут выступать в качестве свидетелей (п. 2 ст. 90):
- лица, которые в силу малолетнего
возраста, физических или психических
недостатков не способны
Малолетними признаются дети, не достигшие 14-летнего возраста (ст. 28 Гражданского кодекса РФ);
- лица, получившие информацию, необходимую
для проведения налогового
Обратите внимание! Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Так, физическое лицо вправе не свидетельствовать против:
- себя самого;