Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа

Описание работы

Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы

Файлы: 1 файл

0862526_07B2F_kosmynina_e_a_nalogovye_proverki.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

 

2.14. Дополнительные мероприятия  налогового контроля

 

По окончании трехмесячного  срока проведения камеральной налоговой  проверки в случае необходимости  получения дополнительных доказательств  для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель налогового органа (его заместитель) вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Форма такого решения приведена в Приложении N 11 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Срок проведения дополнительных мероприятий не должен превышать одного месяца (двух месяцев - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут  проводиться:

- истребование документов  в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ;

- допрос свидетеля;

- экспертиза.

Эти мероприятия могут  быть проведены только до вынесения  соответствующего решения по итогам проверки.

Какие именно дополнительные мероприятия будут проводиться, должно быть указано в решении налогового контроля. Данное решение выносится в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, а не по его результатам (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О).

Таким образом, даже по окончании  срока проведения камеральной проверки у налогового органа имеется право  в течение месяца на основании  решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля истребовать у налогоплательщика необходимые для этого документы (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75). При этом налоговые органы не вправе требовать документы, кроме предусмотренных ст. 88 НК РФ.

К обязательным для предъявления относятся документы:

- подтверждающие правомерность использования льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

- подтверждающие правомерность  применения налогоплательщиками  вычетов, влекущих за собой возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

- являющиеся основанием  для исчисления и уплаты налогов,  связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);

- которые налогоплательщик  обязан приложить к декларации (расчету) в соответствии с  НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Истребовать иные документы  налоговый орган не вправе.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено принятие по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля специального решения.

Решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение правонарушения принимает руководитель налогового органа (его заместитель) по материалам налоговой проверки и результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в срок не позднее 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо Минфина России от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14).

 

2.15. Решение по результатам проверки

 

По результатам камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в этом.

Соответственно, и решение  по результатам проверки принимается, только если налоговый орган в ходе камеральной проверки выявил нарушения налогового законодательства и по окончании проверки составил акт.

При рассмотрении материалов как камеральной, так и выездной налоговой проверки установлены  общие правила. Так, акт камеральной налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения на указанный акт должны быть рассмотрены руководителем налогового органа (его заместителем). Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, установленного для представления возражений на акт проверки.

 

Обратите внимание! Руководитель налогового органа (его заместитель) извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого проводилась эта проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ). Данное правило действует и при принятии решения о возмещении (отказе в возмещении) НДС.

Пункт 3 ст. 176 НК РФ не предусматривает самостоятельную процедуру принятия решения о возмещении или об отказе в возмещении НДС, а соотносится со ст. 101 НК РФ. Таким образом, нормы, направленные на обеспечение участия налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через представителя, действуют и при разрешении вопросов, связанных с возмещением НДС. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.04.2010 N 162/10.

 

3. ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

 

3.1. Критерии отбора налогоплательщиков

для проведения выездной проверки

 

30 мая 2007 г. ФНС России  Приказом N ММ-3-06/333@ утвердила:

- Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок;

- Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

В связи с этим каждый налогоплательщик имеет всю необходимую  информацию для того, чтобы оценить  вероятность визита налоговых инспекторов  в свою организацию.

Налоговые органы при выборе кандидатов на выездную налоговую проверку анализируют:

- суммы исчисленных налоговых  платежей и их динамику. Этот  фактор позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы  начислений налоговых платежей;

- суммы уплаченных налоговых платежей и их динамику, отслеживаемую по каждому виду налога (сбора) с целью контроля над полнотой и своевременностью их перечисления;

- показатели налоговой  и (или) бухгалтерской отчетности  налогоплательщиков. Эти данные  позволяют определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) их несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

- факторы и причины, влияющие  на формирование налоговой базы (разд. 3 Концепции).

Приоритетными для включения в  план выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, в отношении  которых у налогового органа имеются сведения:

- об их участии в схемах  ухода от налогообложения или  схемах минимизации налоговых  обязательств;

- результаты проведенного  анализа финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков, свидетельствующие о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Другими словами, если налогоплательщик пытается как-то оптимизировать свои налоговые  платежи, использует для этого налоговые  схемы, вероятность того, что налоговая  инспекция решит провести выездную налоговую проверку, достаточно велика.

Налогоплательщики могут  и самостоятельно оценить вероятность  прихода налоговых инспекторов. Для этого налоговая служба предлагает двенадцать критериев:

1) налоговая нагрузка  у данного налогоплательщика  ниже ее среднего уровня по  хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).

Налоговые органы рассчитали среднюю налоговую нагрузку как  соотношение суммы уплаченных налогов  по данным отчетности налоговых органов  и оборота (выручки) организаций  по данным Росстата. Такой расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности содержится в Приложении N 3 к вышеназванному Приказу ФНС России;

2) отражение в бухгалтерской  или налоговой отчетности убытков  на протяжении нескольких налоговых  периодов.

Если организация осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и  более календарных лет, она является потенциальным кандидатом для проверки;

3) отражение в налоговой  отчетности значительных сумм  налоговых вычетов за определенный  период.

Под значительными вычетами понимается доля вычетов по НДС, равная либо превышающая 89% суммы начисленного с налоговой базы налога за 12 месяцев;

4) темп роста расходов  опережает темп роста доходов  от реализации товаров (работ,  услуг).

Если у организации  темп роста расходов над доходами, отраженными в налоговой отчетности, не соответствует темпу роста  расходов над доходами по данным финансовой отчетности, она заинтересует проверяющих;

5) выплата среднемесячной  заработной платы на одного  работника ниже среднего уровня  по виду экономической деятельности  в субъекте РФ;

6) неоднократное (два  и более раз в течение календарного  года) приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.

Приближение - это значение менее 5%, не достигающее предельного  уровня величин показателей, установленных НК РФ и влияющих на исчисление налога.

Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70% (ст. 346.3 НК РФ).

Для "упрощенцев" важными являются следующие показатели:

- доля участия других организаций  - не более 25%;

- средняя численность работников  за налоговый (отчетный) период, определяемая  в порядке, устанавливаемом федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, - не более 100 человек;

- остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов,  определяемая в соответствии  с законодательством о бухгалтерском  учете, - не более 100 млн руб.;

- предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода, - не более 60 млн руб.

Плательщикам ЕНВД необходимо обратить внимание на следующие показатели:

- площадь торгового зала магазина  или павильона по каждому объекту  организации розничной торговли - не более 150 кв. м;

- площадь зала обслуживания  посетителей по каждому объекту  организации общественного питания,  имеющему зал обслуживания посетителей, - не более 150 кв. м;

- количество имеющихся на праве  собственности или ином праве  (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, - не более 20 единиц;

- общая площадь спальных помещений  в каждом объекте, используемом  для оказания услуг по временному  размещению и проживанию, - не более 500 кв. м;

7) отражение индивидуальным предпринимателем  суммы расхода, максимально приближенной  к сумме его дохода, полученного  за календарный год;

8) построение финансово-хозяйственной  деятельности на основе заключения  договоров с контрагентами - перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9) непредставление налогоплательщиком  пояснений на уведомление налогового  органа о выявлении несоответствия  показателей деятельности;

10) неоднократное снятие  с учета и постановка на  учет налогоплательщика в налоговых  органах в связи с изменением  места его нахождения ("миграция" между налоговыми органами);

11) значительное отклонение  уровня рентабельности по данным  бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов по основным видам  экономической деятельности содержится в Приложении N 4 к рассматриваемому Приказу;

12) ведение финансово-хозяйственной  деятельности с высоким налоговым  риском.

Остановимся подробнее  на последнем критерии данного списка.

Высокие налоговые риски часто направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Разъяснения о том, что является необоснованной налоговой выгодой, представил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53. Так, налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, если для целей налогообложения операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловлены разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Не является обоснованной налоговая  выгода, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической  деятельности.

Информация о работе Налоговые проверки