Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа

Описание работы

Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы

Файлы: 1 файл

0862526_07B2F_kosmynina_e_a_nalogovye_proverki.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа:

- о невозможности реального  осуществления налогоплательщиком  указанных операций с учетом  времени, места нахождения имущества  или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- об отсутствии необходимых  условий для достижения результатов  соответствующей экономической  деятельности в силу отсутствия  управленческого или технического  персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- об учете для целей налогообложения  только хозяйственных операций, непосредственно связанных с  возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности  также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

- о совершении операций с  товаром, который не производился  или не мог быть произведен  в объеме, указанном налогоплательщиком  в документах бухгалтерского  учета.

ФНС России по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения  финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается  на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Общедоступные  критерии самостоятельной оценки рисков".

При оценке налоговых рисков, связанных с характером взаимоотношений с контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

- отсутствие личных контактов  руководства (уполномоченных должностных  лиц) компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения  полномочий руководителя компании-контрагента,  копий документа, удостоверяющего  его личность;

- отсутствие документального подтверждения  полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом  местонахождении контрагента, а  также местонахождении складских,  и (или) производственных, и (или)  торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т.п.). Негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, на интернет-сайтах и т.д.) о других участниках рынка (в т.ч. производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), включая предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной  регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Дополнительно повышает налоговые  риски наличие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные  признаки, выступает в роли посредника;

- существование в договорах  условий, отличающихся от существующих  правил (обычаев) делового оборота  (например, длительные отсрочки платежа,  поставка крупных партий товаров  без предоплаты или гарантии  оплаты, несопоставимые с последствиями  нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих  наличие у контрагента производственных  мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также существование обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников  товаров, производство и заготовление  которых традиционно производится  физическими лицами, не являющимися  предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий  плательщика (или его контрагента)  по взысканию задолженности, рост  задолженности плательщика (или  его контрагента) на фоне продолжения  поставки в адрес должника  крупных партий товаров или  существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка (продажа)  контрагентами векселей, ликвидность  которых не очевидна или не  исследована, а также выдача (получение)  займов без обеспечения. Негативность  данного признака усугубляет  отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств, превышающие три года;

- существенная доля расходов  по сделке с "проблемными"  контрагентами в общей сумме  затрат налогоплательщика, отсутствие  экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствует во взаимоотношениях налогоплательщика  с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Отдельные налогоплательщики, пытаясь уменьшить свое налоговое  бремя, придумывают для этого  разнообразные способы. Многие из них  хорошо известны налоговым органам  и получили название налоговых схем. Так, способами ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском налоговые органы считают:

- использование фирм-"однодневок";

- применение схем получения  необоснованной налоговой выгоды  при реализации недвижимого имущества;

- реализацию недвижимого имущества с использованием страховых компаний;

- минимизацию акциза  производителями алкогольной продукции;

- необоснованное применение  льгот по НДС с использованием  инвалидов.

Поэтому, если организация  пытается уменьшить налоговые платежи  одним из вышеперечисленных способов, повышенное внимание к ней со стороны налоговых органов обеспечено.

 

3.2. Порядок проведения выездных  налоговых проверок

 

Итак, выездная налоговая  проверка проводится на территории (в  помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя).

Если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может  проводиться по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Однако возможность проведения выездной проверки по месту нахождения налоговой инспекции не свидетельствует, что у налоговой инспекции имеется выбор места проведения выездной проверки: по месту нахождения налогоплательщика или налогового органа.

Выездная проверка может  проводиться по месту нахождения налогового органа только при наличии  для этого объективных оснований: если налогоплательщик не в состоянии обеспечить возможность проведения проверки по месту своего нахождения ввиду отсутствия у него помещения. Данный факт должен быть зафиксирован в акте или решении налогового органа.

Если выездная налоговая  проверка проводилась по месту нахождения налогового органа при отсутствии доказательств невозможности ее проведения по месту нахождения налогоплательщика, налоговый орган считается нарушившим процедуру проведения проверки. Это, в свою очередь, может послужить основанием для отмены решения, вынесенного по ее результатам, на основании п. 14 ст. 101 НК РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 04.10.2011 N Ф09-6159/11).

Если налоговые инспекторы, не посещая налогоплательщика (т.е. не имея представления о том, имеется  ли возможность для проведения выездной налоговой проверки по месту его нахождения), сразу присылают ему требование о представлении документов для проведения выездной налоговой проверки, этот факт указывает на нарушение процедуры ее проведения (Постановление ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КА-А40/8830-10).

 

3.3. Решение о проведении выездной  налоговой проверки

 

По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 89 НК РФ, решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. Существует два исключения из этого правила:

- решение о проведении  выездной налоговой проверки  организации, отнесенной к категории  крупнейших налогоплательщиков, выносит  налоговый орган, осуществивший  постановку этой организации  на учет в качестве крупнейшего  налогоплательщика;

- решение о проведении выездной  налоговой проверки организации,  получившей статус участника  проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации  их результатов в соответствии  с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет.

Специальное правило установлено  и для проверки филиалов и представительств. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

 

Обратите внимание! Налоговый кодекс РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).

 

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать  следующие сведения:

- полное и сокращенное  наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты  которых подлежит проверке);

- периоды, за которые  проводится проверка;

- должности, фамилии  и инициалы сотрудников налогового  органа, которым поручается проведение проверки.

Решение составляется по форме, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

Часто налоговый орган при заполнении решения о проведении выездной налоговой проверки не указывает конкретные налоги, которые он намеревается проверить, а пишет: "Проверка проводится в отношении всех налогов и сборов". Такая формулировка не свидетельствует, что предмет проверки не определен. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию указывать конкретные налоги, равно как не содержит запрета проверять все налоги. Решение о назначении выездной налоговой проверки с такой формулировкой соответствует форме, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, а его содержание - нормам налогового законодательства. К такому выводу приходят арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N А42-76/2010).

 

3.4. Перенос срока выездной налоговой  проверки

 

Налоговый орган может  вынести решение о проведении выездной налоговой проверки. Однако налогоплательщика по каким-либо причинам это время может не устраивать. Причины бывают как серьезными и  объективными (например, болезнь главного бухгалтера), так и просто отговорками.

 

Обратите внимание! Налоговое  законодательство не предусматривает  никаких условий для переноса времени проверки. Поэтому, даже если у налогоплательщика имеются  веские причины для того, чтобы  на какое-то время отложить время  проведения выездной проверки, налоговый орган вряд ли пойдет ему навстречу.

 

Данный вывод подтверждают примеры из судебной практики.

Генеральный директор ООО 27 июля 2010 г. направил налоговому органу письмо с просьбой о переносе выездной налоговой проверки на более поздний срок (на ноябрь-декабрь 2010 г.) в связи со сложившейся в Урмарском районе Чувашской Республики чрезвычайной ситуацией - засухой.

Засуха требует срочно проводить уборочные работы, а  потому организация не может обеспечить явку в инспекцию доверенного лица для ознакомления с решением о проведении выездной налоговой проверки. Кроме того, руководитель общества хотел бы лично ознакомиться с данным решением и присутствовать при проведении проверки.

Налоговый орган отказал  обществу в переносе срока проведения проверки.

ФАС Волго-Вятского округа признал такой отказ правомерным  на следующем основании: решение  соответствует требованиям, предъявляемым  законодательством к его форме, вынесено заместителем начальника налогового органа в соответствии с предоставленными ему полномочиями, права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности общества не нарушены.

Таким образом, налоговый  орган при принятии решения о  проведении проверки не нарушил никакие  нормы законодательства (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.2011 N А79-10188/2010).

Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2010 N А66-3548/2009.

Такого же мнения придерживаются и  налоговые органы (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).

Отметим: эта позиция вполне логична. В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении. Поэтому, после того как налоговый орган вынесет решение, начинают течь процессуальные сроки, предусмотренные НК РФ для определения продолжительности проверки, составления справки о проведенной проверке, ее акта, рассмотрения возражений налогоплательщика и вынесения решения по результатам проверки (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).

Информация о работе Налоговые проверки