Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа

Описание работы

Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы

Файлы: 1 файл

0862526_07B2F_kosmynina_e_a_nalogovye_proverki.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт должен быть вручен ответственному участнику консолидированной группы в течение 10 дней с даты составления акта.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с  выводами и предложениями проверяющих, он вправе представить свои возражения по акту в целом или по его отдельным  положениям.

 

Обратите внимание! Возражения налогоплательщик должен представить в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня получения акта налоговой проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1).

 

Пример. Налогоплательщик получил  акт налоговой проверки 7 февраля 2012 г. Представить свои возражения он должен до 29 февраля 2012 г. (включительно).

 

Несмотря на то что НК РФ не предусмотрен порядок представления налогоплательщиком возражений в налоговый орган, рекомендуем не направлять возражения по почте, а представлять непосредственно в налоговый орган.

Рассмотрим последствия пропуска налогоплательщиком 15-дневного срока, установленного для подачи возражений.

Московские налоговые органы разъясняют: положения ст. 100 НК РФ не содержат запрета относительно принятия налоговыми органами объяснений и возражений по акту проверки, представленных налогоплательщиком по истечении двухнедельного срока со дня получения акта проверки. Поэтому письменные объяснения и возражения по акту, представленные после истечения срока, установленного в п. 5 ст. 100 НК РФ, но до момента вынесения названного решения, должны учитываться налоговым органом при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (Письмо УМНС России по г. Москве от 28.06.2004 N 11-10/42411).

Так или иначе, если налогоплательщик пропустил срок представления возражений на акт налоговой проверки, у него есть право обжаловать решение, принятое по результатам проверки, и при его обжаловании налогоплательщик также может представить свои аргументы.

Письменные возражения по акту налоговой  проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.

Налогоплательщик вправе приложить  к письменным возражениям или  в согласованный срок передать в  налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений. Если налогоплательщик не представил в налоговый орган в установленный срок указанные выше документы, он может представить их в суд, если дело впоследствии будет рассматриваться в судебном порядке. Суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли они налоговому органу в установленные сроки (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Рассмотрим ситуацию из практики (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2010 N А81-5698/2009).

По результатам выездной налоговой  проверки было вынесено решение о  доначислении налога, начислении пени и привлечении предпринимателя  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По мнению предпринимателя, инспекция  неправомерно не приняла при исчислении налоговой базы отдельные расходы. В подтверждение произведенных  расходов предпринимателем в суд  первой инстанции были представлены документы о приобретении автомобилей  и запчастей за наличный расчет.

Налоговый орган заявил: эти документы  не могут быть приняты судом в  качестве доказательства произведенных  расходов, поскольку не представлялись при проведении выездной налоговой  проверки и не были предметом рассмотрения в инспекции при рассмотрении материалов проверки, а также не исследовались вышестоящим налоговым органом при рассмотрении апелляционной жалобы.

Суд признал данное заявление налогового органа ошибочным. Суд обязан исследовать  и оценить все документы, представленные предпринимателем, вне зависимости от того, были ли они представлены инспекции. Иное является нарушением прав налогоплательщика, предусмотренных как НК РФ, так и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Специальной формы для возражений на акт налоговой проверки не существует. Единственное условие, которое предъявляется НК РФ к форме таких возражений, - они должны быть составлены в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В возражениях необходимо указать  на выводы налоговых органов, изложенные в акте проверки, с которыми налогоплательщик не согласен. При этом важно грамотно аргументировать свою позицию. Следует сделать ссылки на документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (например, первичные учетные документы и т.п.).

Если по спорному вопросу имеются  разъяснения Минфина России или  налоговых органов, не лишним будет  сделать ссылку на них.

Весомым аргументом при подтверждении  правильности выводов налогоплательщика  будет правовая позиция Президиума ВАС РФ по спорным вопросам.

Возражения представляются в налоговый  орган, проводивший проверку, и рассматриваются  руководителем данного органа (его заместителем) (п. 1 ст. 101 НК РФ).

 

3.25. Решение по результатам проверки

 

Следующий этап после составления  акта проверки и представления возражений на него со стороны налогоплательщика - рассмотрение руководителем налогового органа (его заместителем) этих документов и вынесение решения по результатам проверки.

 

Обратите внимание! Пунктом 1 ст. 101 НК РФ установлен срок для принятия решения по результатам налоговой проверки. Срок этот исчисляется следующим образом.

Налогоплательщик, в отношении  которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по результатам проверки должно быть вынесено в течение 10 дней после 15-дневного срока, установленного для  предъявления возражений.

Напомним: течение срока начинается на следующий день после получения  акта налоговой проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1).

 

Пример. Налогоплательщик получил  акт налоговой проверки 7 февраля 2012 г. Представить свои возражения он должен до 29 февраля 2012 г. (включительно).

Решение по результатам налоговой  проверки должно быть вынесено в период с 1 по 15 марта 2012 г. (включительно).

 

Руководитель налогового органа (его  заместитель) не вправе принимать решение  о привлечении налогоплательщика к ответственности (об отказе в этом) за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в срок, установленный для представления лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителем), письменных возражений по акту. В частности, нет такого права у руководителя налогового органа и в последний, пятнадцатый, день срока, установленного для предъявления возражений (Письмо Минфина России от 15.07.2010 N 03-02-07/1-331).

Вынесение решения по результатам  проверки до истечения срока представления  возражений по акту может быть основанием для отмены решения налогового органа (см. например, Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2010 N КА-А40/16633-10).

Срок для вынесения решения  может быть продлен, но не более чем на один месяц (на два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

Чтобы продлить срок, руководитель налогового органа (его заместитель) выносит  соответствующее решение. Рекомендуемая форма решения о продлении срока утв. Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@. В решении указывается дата, до которой продлевается срок рассмотрения материалов.

С этим решением налоговый орган должен ознакомить налогоплательщика. Подтверждением факта ознакомления будут подпись руководителя (представителя) налогоплательщика и печать, поставленные в соответствующих графах решения.

Однако, даже если налоговый орган  не ознакомит налогоплательщика с решением о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, этот факт не является основанием для отмены решения, выносимого по результатам проверки, т.к. не будет нарушения существенных условий процедуры проверки.

Решение о продлении срока для рассмотрения результатов проверки принимается в случае:

- вынесения решения о проведении  дополнительных мероприятий налогового  контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);

- неявки лица, чье присутствие  необходимо для принятия решения  (пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Существуют ли какие-либо последствия  вынесения решения налоговым  органом в более поздние сроки?

Напомним: основанием для отмены решения, вынесенного по результатам проверки, является нарушение существенных условий  процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101). К таковым относятся обеспечение возможности для лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через представителя и обеспечение возможности для налогоплательщика представить объяснения.

Соответственно, необходимо установить, является ли несоблюдение срока вынесения  решения нарушением существенных условий процедуры проверки.

Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 11.10.2010 N А29-12830/2009 указал: несоблюдение налоговым органом срока рассмотрения акта и материалов выездной налоговой проверки, установленного п. 1 ст. 101 НК РФ, не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным. Оно не привело и не могло привести к принятию неправомерного решения.

 

3.26. Извещение о времени и  месте

рассмотрения материалов налоговой  проверки

 

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени  и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении  которого проводилась проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте  рассмотрения ее материалов направляется ответственному участнику этой группы. Данная норма применяется с 1 января 2012 г.

Обязанность извещать участников консолидированной  группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов проверки лежит на ответственном участнике этой группы. Получив извещение от налогового органа, он самостоятельно извещает других участников. Налоговый орган не обязан извещать всех участников консолидированной группы.

Из этого правила есть одно исключение. Налоговый орган обязан известить  участника консолидированной группы налогоплательщиков о времени и  месте рассмотрения материалов налоговой  проверки, если в акте по консолидированной  группе налогоплательщиков имеется предложение о привлечении этого участника к ответственности за совершение правонарушения.

В какой форме ответственный  участник консолидированной группы обязан известить остальных участников, НК РФ не устанавливает.

Между тем п. 2 ст. 101 НК РФ определено: если данную обязанность ответственный участник консолидированной группы не исполнит или исполнит ненадлежащим образом, это не будет являться основанием для отложения рассмотрения материалов налоговой проверки.

Обязанность налоговых органов  уведомлять налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении вопроса о привлечении к налоговой ответственности (Постановление ФАС Центрального округа от 16.06.2010 N А62-2160/2009).

Необеспечение лицу, в отношении  которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично  и (или) через представителя является основанием для признания решения инспекции незаконным (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07).

Налоговый орган может известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения результатов налоговой проверки одним из следующих способов:

- представление уведомления лично  под расписку;

- направление уведомления заказным  письмом с уведомлением о вручении;

- сообщение о дате рассмотрения  материалов по телефону.

Вместе с тем отдельные суды полагают, что уведомить налогоплательщика  о времени и месте рассмотрения результатов налоговой проверки налоговый орган должен в письменной форме. В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ в случаях, связанных с исполнением налоговыми органами законодательства о налогах и сборах, последние вправе вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления. Таким образом, налоговым законодательством установлена обязательная письменная форма извещения налогоплательщика.

Информация о работе Налоговые проверки