Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа

Описание работы

Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы

Файлы: 1 файл

0862526_07B2F_kosmynina_e_a_nalogovye_proverki.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или)  муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

- о досрочном расторжении  договора об инвестиционном налоговом  кредите;

- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Вместе с тем НК РФ определяет и обязанности налоговых органов. К важнейшим из них в соответствии со ст. 32 НК РФ относятся:

- соблюдение законодательства о налогах и сборах;

- осуществление контроля  над соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов.

В ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах также назван одной из главных задач налоговых органов.

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль в форме:

- налоговых проверок;

- получения объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора;

- проверки данных учета  и отчетности;

- осмотра помещений и  территорий, используемых для получения  дохода (прибыли);

- в других формах, предусмотренных  НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 87 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки.

Отдельно выделим проверки полноты  исчисления и уплаты налогов в  связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Глава 14.5 НК РФ, регулирующая такие проверки, действует с 1 января 2012 г. В ее состав входит ст. 105.17 НК РФ. Ее положения применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним и тем же лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

- в 2012 г. - 100 млн руб.;

- в 2013 г. - 80 млн руб. (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Налоговые органы проводят проверки:

- налогоплательщиков;

- плательщиков сборов;

- налоговых агентов;

- консолидированных групп  налогоплательщиков.

С 1 января 2012 г. в НК РФ появилось новое понятие - "консолидированная группа налогоплательщиков". Таковой признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).

Камеральные налоговые проверки всех вышеназванных субъектов налоговых правоотношений проводятся по правилам, установленным ст. 88 НК РФ.

Порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлен ст. 89 Кодекса. Выездные налоговые проверки консолидированной группы налогоплательщиков регулирует ст. 89.1. Однако данная статья по многим вопросам, связанным с проведением проверок, отсылает к положениям ст. 89 НК РФ. Фактически получается, что правила, предусмотренные ст. 89, применяются и в отношении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков.

Обратим внимание на некоторые  нюансы. Например, в отношении проверок консолидированных групп налогоплательщиков налоговое законодательство устанавливает  специальные сроки для совершения процессуальных действий.

 

1.1. Участие иных органов при  проведении налоговых проверок

 

Итак, важной формой налогового контроля является проведение налоговых  проверок налогоплательщиков. Налоговые  проверки проводятся только налоговыми органами. Иные государственные структуры (например, полиция) не наделены полномочиями по осуществлению процедур налогового контроля и наложению соответствующих налоговых санкций. Следовательно, проверки, проводимые иными контролирующими структурами, не относятся к категории налоговых.

Взаимодействие налоговой  службы с другими ведомствами (таможней, органами внутренних дел и следственными  органами) в основном ограничивается обменом оперативной информацией  о налоговых правонарушениях (п. 3 ст. 82 НК РФ).

 

Обратите внимание! Сотрудники полиции вправе участвовать в  выездных налоговых проверках по запросам налоговых органов (п. 1 ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").

Самостоятельно проводить  налоговые проверки сотрудники полиции  не вправе.

Если полиция выявит обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, она обязана в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п. 2 ст. 36 НК РФ).

Сотрудники полиции не вправе участвовать  в проведении камеральных налоговых  проверок.

 

Пунктом 8 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утв. Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347, установлены основания, при наличии которых налоговые органы могут привлекать сотрудников полиции к проведению налоговой проверки:

- наличие у налогового органа  данных, свидетельствующих о возможных  нарушениях налогоплательщиками,  плательщиками сборов, налоговыми  агентами законодательства о  налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

- назначение выездной (повторной  выездной) налоговой проверки на  основании материалов о нарушениях  законодательства о налогах и  сборах, направленных органом внутренних  дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;

- необходимость привлечения сотрудников  органа внутренних дел для участия в конкретных действиях по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

- необходимость содействия  должностным лицам налогового  органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Еще раз отметим: никакие  другие государственные органы не вправе осуществлять мероприятия налогового контроля. Так, Минфин России в Письме от 12.01.2010 N 03-02-07/1-10 разъяснил: налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции (п. 1 ст. 82 НК РФ).

 

1.2. Контроль над уплатой страховых  взносов

 

Порядок уплаты взносов  на обязательное пенсионное страхование в ПФР, социальное страхование в ФСС РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В соответствии со ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты взносов осуществляют:

- Пенсионный фонд РФ  и его территориальные органы - в отношении страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование,  уплачиваемых в ПФР, и страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование, уплачиваемых в ФФОМС;

- Фонд социального страхования  РФ и его территориальные органы - в отношении страховых взносов  на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством, уплачиваемых  в ФСС РФ.

Соответственно, камеральные и выездные проверки уплаты взносов в ПФР и фонды медицинского страхования проводит Пенсионный фонд РФ, а проверки уплаты взносов в ФСС РФ - Фонд социального страхования РФ.

Еще один момент, на который  необходимо обратить внимание: Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты при этом прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Положения данного Закона не применяются к налоговому контролю (пп. 4 п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Поэтому при проведении налоговых проверок положения данного Закона не принимаются во внимание.

 

1.3. Контроль над применением ККТ

 

Отдельно остановимся  на проверках налоговыми органами правильности применения контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"). С этой целью они:

- осуществляют контроль  над соблюдением Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проверяют документы,  связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

- проводят проверки выдачи  организациями и индивидуальными  предпринимателями кассовых чеков;

- налагают штрафы в  случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона N 54-ФЗ.

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, установлены ст. 5 Закона N 54-ФЗ. В частности, они включают:

- обязанность выдавать покупателям  (клиентам) при осуществлении наличных  денежных расчетов и (или) расчетов  с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

- обязанность обеспечивать ведение  и хранение в установленном  порядке документации, связанной  с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением  ККТ, а также обеспечивать должностным  лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию.

Наряду с этим налоговые органы в своей работе уделяют внимание предупреждению и недопущению правонарушений, связанных с практическим применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Проверки проводятся следующими методами:

- визуальный контроль (наблюдение) проверяющих за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых для подтверждения реализации товара, выполнения работ и оказания услуг;

- приобретение проверяющими  товаров в личное пользование;

- приобретение товаров  сотрудниками органов, наделенных  правом контрольной закупки и  участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего  акта.

Особое внимание проверяющие  обращают на применение продавцом ККТ, а также выдачу им кассового чека. С согласия покупателей в отдельных случаях выданные им чеки просматриваются на предмет правильности отпечатывания на них уплаченной суммы, других обязательных реквизитов. При необходимости с согласия граждан берутся свидетельские показания.

Налоговые инспекторы при  проверке производят покупку товаров (заказывают услугу, работу) как обычные  покупатели (клиенты) или привлекают для проведения проверки лиц, которые  будут являться свидетелями административного  правонарушения.

Возникает вопрос: относятся ли данные проверки к налоговым?

Нет, не относятся. Проверка, проводимая налоговыми органами в отношении  применения контрольно-кассовой техники, не носит характер налоговой, т.к. не связана с контролем за правильностью  уплаты налогов налогоплательщиками (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973).

 

1.4. Отличие выездной проверки  от камеральной

 

Налоговый кодекс РФ предусматривает два вида налоговых проверок: выездные и камеральные.

Формальное их отличие  состоит в следующем. Выездные налоговые  проверки проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Камеральная же налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, существуют два формальных различия между этими  видами проверок:

- место проведения;

- документы, на основании которых они проводятся.

В силу п. 1 ст. 89 НК РФ, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Информация о работе Налоговые проверки