Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа
Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.
Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы
В течение следующего рабочего дня после дня отправки документа налогоплательщик должен получить:
- подтверждение даты отправки;
- квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогового органа.
При получении уведомления об отказе в приеме документа налогоплательщик устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторно направляет документ. Если же налогоплательщик не получит от налогового органа квитанцию о приеме, он должен направить документ налоговому органу на бумажном носителе.
В ходе проведения камеральной проверки налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, которые ранее были представлены при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Обратите внимание! У налогового органа имеется возможность в случае необходимости ознакомиться с подлинниками документов.
Для этого налогоплательщику
представляется уведомление о необходимости
ознакомления с документами, связанными
с исчислением и уплатой
С подлинниками документов налоговые инспекторы знакомятся по месту нахождения налогового органа (п. 3 Письма Минфина России от 11.01.2009 N 03-02-07/1-1).
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
При подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ).
У налогового органа есть право
истребовать у
Налоговая инспекция вправе
истребовать следующие
- счета-фактуры;
- документы, подтверждающие
фактическую уплату сумм
- документы, подтверждающие уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;
- иные документы,
В силу п. 2 ст. 171 вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
- товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, за исключением предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вправе ли налоговые органы в ходе камеральной проверки декларации по НДС затребовать иные документы?
По мнению Минфина России, перечень
документов, которые налоговый орган
вправе истребовать у
В качестве таких дополнительных документов можно назвать:
- регистры бухгалтерского учета;
- договоры, заключенные с покупателями и поставщиками;
- выставленные счета-фактуры (
- выписки банка и платежные
поручения, подтверждающие опла
- бухгалтерскую отчетность;
- расшифровки отдельных строк декларации.
Кроме того, на основании пп. 12 п. 1 ст. 31 и ст. 90 НК РФ налоговые органы имеют право вызывать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Так, свидетель может подтвердить достоверность подписи, проставленной уполномоченным лицом в счете-фактуре, выставленном продавцом (Письмо ФНС России от 09.08.2010 N ШС-37-3/8664).
Обратите внимание! Если проводится камеральная проверка декларации по НДС, по которой не предусматривается возмещение налога, налоговая инспекция не вправе требовать от налогоплательщика представления дополнительных документов (Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209).
В силу п. 2 ст. 176 НК РФ по окончании камеральной налоговой проверки декларации по НДС, где заявлено право на возмещение, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении этой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Одновременно принимается решение о зачете (возврате) налога. Таким образом, максимальный срок принятия решения о возмещении составляет три месяца и семь дней после подачи декларации и документов.
При этом законодательством
не предусмотрена обязанность
Если в ходе проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Максимальный срок вынесения решений по результатам камеральной проверки декларации по НДС в случае выявления нарушений законодательства может составлять до шести месяцев со дня подачи декларации.
Если в результате проверки налоговый орган не выявил нарушений, он должен уведомить об этом налогоплательщика в письменной форме в течение семи дней после окончания проверки (п. 12 ст. 176.1 НК РФ). Это правило действует только в отношении камеральной проверки декларации по НДС. При проверке деклараций по другим налогам в случае отсутствия нарушений налоговый орган не обязан уведомлять об этом налогоплательщика.
НДС к возмещению может возникать в связи с принятием к вычету налога по товарам, вывезенным в таможенной процедуре экспорта или помещенным под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (облагаются НДС по ставке 0%). В этом случае в подтверждение своего права на возмещение налогоплательщик обязан представить документы, указанные в п. 1 ст. 165 НК РФ:
- контракт (копию контракта)
с иностранным лицом о
- таможенную декларацию (ее копию) с соответствующими отметками таможенных органов;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов мест убытия.
Обратите внимание! С 1 октября 2011 г. при экспорте товаров в числе подтверждающих документов не нужно представлять выписку банка о поступлении выручки.
Если же товары были отгружены до 1 октября 2011 г., для подтверждения их экспорта необходимо представить выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товара на счет налогоплательщика в российском банке.
Перечень документов, подтверждающих применение ставки 0%, является исчерпывающим. Поэтому требования инспекторов о представлении иных документов, не указанных в НК РФ, являются неправомерными.
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам,
связанным с использованием природных ресурсов
При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88).
К налогам, связанным с использованием природных ресурсов, можно отнести:
- водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
- налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
- земельный налог (гл. 31 НК РФ).
2.10. Камеральная проверка
Если налогоплательщик обнаружил в поданной им в налоговый орган декларации факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
Обратите внимание! В ситуации, когда организация изменяет место своего нахождения, в связи с чем переходит на налоговый учет в другую налоговую инспекцию, уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган, где организация зарегистрирована на дату представления уточненной декларации.
Тот факт, что первоначальная налоговая декларация была представлена по прежнему месту налогового учета организации, значения не имеет.
В уточненной декларации необходимо указать тот же код ОКАТО, что и в первоначальной декларации (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/101962).
Если же организация была реорганизована, уточненные декларации следует подавать по месту учета организации-правопреемника (Письма Минфина России от 05.02.2008 N 03-02-07/1-46, ФНС России от 18.07.2008 N 3-2-14/10). В уточненных декларациях указываются те же коды ОКАТО, которые были указаны в первичных налоговых декларациях, представленных организацией в налоговый орган до ее реорганизации.
Уточненная декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представит уточненную декларацию (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Обратите внимание! Факт подачи уточненной налоговой декларации после установленного срока подачи налоговой декларации не является правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 119 НК РФ (Письмо ФНС России от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@).
При подаче уточненной налоговой декларации по истечении срока подачи налоговой декларации, а также по истечении срока уплаты налога налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была им представлена до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки (п. п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ).
2.11. Повторная камеральная проверка
Возможно ли проведение
повторной камеральной
Налоговый кодекс РФ не содержит понятия "повторная камеральная проверка". Поэтому ответ на поставленный вопрос в налоговом законодательстве найти нельзя.
Повторная камеральная налоговая проверка фактически означает повторную проверку одной и той же декларации.
Контролирующие органы
называют единственную ситуацию, при
которой возможна повторная камеральная
проверка за тот же отчетный (налоговый)
период, - представление