Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа
Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.
Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы
Однако в рамках камеральной проверки налоговый орган не вправе производить инвентаризацию имущества налогоплательщика. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).
В ходе камеральной проверки налоговые органы не вправе производить осмотр документов и предметов. Объясняется это тем, что вне рамок выездной налоговой проверки допускается осмотр документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее проведенных мероприятий налогового контроля или если владелец этих предметов согласен на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).
Спорными являются вопросы, касающиеся возможности проведения налоговыми органами в ходе камеральной проверки выемки документов и осмотра помещений.
Пунктом 1 ст. 94 НК РФ установлено: выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Между тем Минфин России в Письме от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141 пришел к выводу: выемку документов налоговый орган вправе производить и при проведении камеральной налоговой проверки.
По мнению Минфина России, в случае отказа налогоплательщика представить документы в добровольном порядке налоговый орган в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе произвести выемку, если у него есть достаточные основания полагать, что эти документы будут налогоплательщиком уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Однако правомерность этого вывода вызывает сомнения. Действительно, в соответствии с указанной выше нормой налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что они будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Данная норма не устанавливает ограничений в отношении проведения выемки документов в ходе камеральной налоговой проверки. Между тем п. 1 ст. 94 НК РФ предусматривает возможность проведения выемки только в процессе выездной налоговой проверки.
На этом основании можно сделать вывод: в отношении камеральной налоговой проверки возможность проведения выемки документов НК РФ не установлена.
По поводу осмотра помещений при проведении камеральной проверки можно отметить следующее. В силу п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Помимо этого в п. 1 ст. 91 НК РФ указано: доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки этого налогоплательщика.
Вместе с тем в целях
Из п. 2 ст. 91 НК РФ следует, что должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещений проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. На этом основании ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.03.2011 N А75-6609/2010 пришел к выводу: действующее законодательство не запрещает налоговым органам проводить в ходе камеральной проверки осмотр (обследование) используемых налогоплательщиком в предпринимательской деятельности помещений, в т.ч. для определения соответствия фактическим данным сведений, отраженных плательщиками в документах, представляемых в налоговые органы.
Однако не все суды разделяют эту позицию. ФАС Уральского округа в Постановлении от 25.01.2010 N Ф09-11201/09-С3 указал: согласно ст. 92 НК РФ осмотр территорий, помещений налогоплательщика может быть произведен только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому протокол осмотра, осуществленного вне рамок выездной налоговой проверки, не может быть принят судом в качестве доказательства совершенного налогоплательщиком правонарушения.
2.4. Права налогоплательщиков
в ходе камеральной налоговой проверки
Основные права
Так, в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщик, в частности, вправе:
- представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя (пп. 6 п. 1);
- представлять налоговым
органам и их должностным
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (пп. 9 п. 1);
- требовать от должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (пп. 10 п. 1);
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1);
- обжаловать в установленном
порядке акты налоговых, иных
уполномоченных органов и
- соблюдать и сохранять налоговую тайну (пп. 13 п. 1);
- требовать возмещения
в полном объеме убытков,
- участвовать в процессе
рассмотрения материалов
- подавать письменные
возражения по акту
- присутствовать при
2.5. Представление пояснений
в ходе камеральной налоговой проверки
Налоговый орган вправе запросить
у налогоплательщика пояснения,
если камеральной налоговой
- ошибки в налоговой декларации (расчете);
- противоречия между
сведениями, содержащимися в
- несоответствия сведений,
представленных
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) для дачи пояснений на основании письменного уведомления, форма которого утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В уведомлении подробно излагается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
О том, в каком виде налогоплательщик должен представить пояснения, в НК РФ не говорится. Рекомендуем представлять пояснения в письменном виде в форме пояснительной записки, составленной произвольно.
Срок представления пояснений - пять дней со дня получения требования.
Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственность за непредставление пояснений. Однако для избежания возможных споров в интересах налогоплательщика пояснения все же представить.
Если пояснения касаются выявленных камеральной проверкой ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган:
- выписки из регистров налогового учета;
- выписки из регистров бухгалтерского учета;
- иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Представление документов, предусмотренных п. 4 ст. 88 НК РФ, является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Налоговый орган не может требовать от налогоплательщика представить их. Такой вывод следует из п. 7 ст. 88 НК РФ: при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено данной статьей.
Таким образом, налоговый
орган вправе потребовать от налогоплательщика
представить пояснения или
Налоговый инспектор, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый инспектор установит факт совершения налогоплательщиком правонарушения, он должен составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Обратите внимание! В случае обнаружения правонарушений при проведении камеральной проверки налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной проверки руководителем (его заместителем) налогового органа (п. 2.5 Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О).
Если налоговая инспекция в нарушение этой обязанности не истребует у налогоплательщика пояснения, а сразу составит акт, это может служить основанием для признания решения, принятого по результатам такой проверки, недействительным (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2011 N А78-6006/2010, Московского округа от 08.09.2010 N КА-А41/10018-10).
2.6. Внесение исправлений в
Камеральной налоговой проверкой могут быть выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете). О выявленных ошибках налоговый орган сообщает налогоплательщику.
Помимо представления пояснений налоговый орган может потребовать от налогоплательщика внести соответствующие исправления в декларацию (расчет) в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Срок внесения исправлений также составляет пять дней.
Обратите внимание! Налоговый кодекс РФ не устанавливает способ и порядок внесения исправлений в такой ситуации. По мнению автора, единственным способом внесения исправления является представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
По общему правилу, установленному ст. 81 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком, если он сам обнаружил ошибки в поданной в налоговый орган декларации. Однако ничто не мешает ему представить уточненную налоговую декларацию и в случае, когда ошибки в ее заполнении обнаружил налоговый орган.
Налогоплательщику необходимо обратить внимание на сроки представления уточненной налоговой декларации. Так, при ее представлении в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации. Если же уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, но только если уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Поскольку мы рассматриваем случай, когда ошибки в декларации обнаружены именно налоговым органом, налогоплательщик не может быть освобожден от ответственности в подобной ситуации.
Не освобождается он
от ответственности и при