Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа
Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.
Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы
Таким образом, если налоговый
орган обнаружит в ходе камеральной
налоговой проверки ошибки в декларации,
повлекшие занижение суммы
Отметим: налоговый орган может привлечь налогоплательщика к ответственности:
- на основании п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- на основании ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).
Обратите внимание! Представлять уточненную налоговую декларацию налогоплательщику необходимо, только если он согласен с замечаниями налогового органа.
При наличии у налогоплательщика возражений вместо уточненной налоговой декларации он должен представить в налоговый орган соответствующие пояснения.
Нет необходимости представлять уточненную налоговую декларацию и в случае, если налоговый орган в ходе камеральной проверки обнаружил технические ошибки. В такой ситуации также достаточно будет пояснений.
2.7. Истребование дополнительных документов
По общему правилу, установленному п. 7 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы.
Однако из этого правила существуют исключения:
1) налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающее право на них (п. 6 ст. 88 НК РФ).
Истребование документов в этом случае производится в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Данное исключение не распространяется на ситуации, когда производится проверка декларации по НДС, предусматривающей возмещение налога. Для этих случаев п. 8 ст. 88 НК РФ предусмотрены специальные правила. Объясняется это тем, что право на вычет (возмещение) НДС не является льготой. Льготами по НДС можно назвать операции, перечисленные в ст. 149 Кодекса.
Таким образом, в ходе камеральной проверки на основании п. 6 ст. 88 НК РФ налоговая инспекция может истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщика на освобождение от уплаты НДС (Письма Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/103, УФНС России по г. Москве от 23.12.2008 N 19-11/119609);
2) при проведении камеральной
проверки по налогам,
3) если производится
камеральная проверка
Порядок истребования документов в ходе проверки установлен ст. 93 НК РФ. Так, налоговый орган должен передать руководителю организации (законному или уполномоченному) требование, составленное по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В требовании должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся (Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-02-07/1-348).
Однако налоговые органы не всегда корректно заполняют указанное требование. При непредставлении налогоплательщиком документов, истребованных на основании такого некорректно составленного документа, его привлекают к налоговой ответственности. Правомерно ли это? Мнения судов на этот счет расходятся.
Налоговый орган в требовании о представлении документов указал только их общее наименование, а количество и индивидуальные признаки документов не указал. На этом основании суд пришел к выводу: налогоплательщик неправомерно был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2011 N А46-25867/2009 (Определением ВАС РФ от 23.09.2011 N ВАС-11945/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
В споре, рассмотренном в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 N А55-19268/2010, предприниматель был оштрафован по ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу в установленный срок документов в количестве 13 422 шт., истребованных инспекцией. В требовании налогового органа приведен лишь обобщенный перечень необходимых документов.
Из буквального толкования нормы п. 1 ст. 126 НК РФ следует, что налоговый орган был обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа складывается из конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.
Однако не все арбитражные суды придерживаются именно такой позиции.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.04.2010 N А27-10595/2009 пришел к выводу: выставленное налоговым органом требование, содержащее обобщенный перечень необходимых документов без указания реквизитов, количественный состав которых не обозначен, не является основанием для его неисполнения.
Требование передается руководителю
организации лично под расписку
Вместе с тем
Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен получить:
- подтверждение даты отправки;
- квитанцию о приеме или
При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления требования о представлении документов.
Процедура направления требования в электронном виде следующая.
Первоначально требование формируется
на бумажном носителе, подписывается
и регистрируется в налоговом
органе. В этот или следующий рабочий
день требование формируется в электронном
виде, подписывается ЭЦП
Налогоплательщик, получив от налогового органа указанный документ (при отсутствии оснований для отказа в его приеме), должен в течение одного рабочего дня с момента его получения сформировать квитанцию о приеме, подписать ее ЭЦП и направить в налоговый орган.
Если же у налогоплательщика имеются основания для отказа в приеме требования, он формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его ЭЦП и направляет в налоговый орган.
Специализированный оператор связи в свою очередь:
- фиксирует дату направления
требования и формирует
- подписывает подтверждение ЭЦП и высылает его одновременно всем участникам информационного обмена. Подтверждение направляется специализированным оператором связи налогоплательщику вместе с требованием в электронным виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет требование о представлении документов на бумажном носителе.
В случае если передать требование руководителю организации лично невозможно или если налоговый орган попытался отправить требование в электронном виде, но не получил квитанцию о приеме, этот документ отправляется по почте заказным письмом.
Требование считается
Обратите внимание! Истребовать документы налоговая инспекция вправе только в ходе проведения камеральной проверки и в течение установленного трехмесячного срока (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).
Если же налоговые органы в нарушение данного правила в ходе камеральной проверки истребуют у налогоплательщика дополнительные документы, они не могут служить основанием для вынесения решения по результатам проверки.
В противном случае решение будет признано недействительным. Это объясняется тем, что в силу п. 4 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 17393/10).
Правовую позицию ВАС РФ приняла во внимание Федеральная налоговая служба, направив соответствующие разъяснения в налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).
Еще раз отметим: налоговая
инспекция имеет право
Со 2 октября 2010 г. за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговый орган документов ему грозит штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Ранее размер штрафа составлял 50 руб. за каждый непредставленный документ.
В целях применения ст. 126 НК РФ каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган (п. 45 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).
Обратите внимание! Документы, истребованные в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Если по каким-то причинам
налогоплательщик не может представить
запрашиваемые документы в
Делается это следующим образом. Составляется письменное уведомление для налогового органа в произвольной форме, в котором:
- сообщается о невозможности
представить документы в
- указываются причины этого;
- называются сроки, в
течение которых
Уведомление должно быть передано (направлено) в налоговый орган в течение дня, следующего за днем получения уведомления налогового органа.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа на основании этого уведомления вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение по форме, утв. Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@.
Срок для вынесения
такого решения - два дня со дня
получения уведомления
При продлении срока руководитель налогового органа (его заместитель) учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым он не может представить документы в установленные сроки, объем истребуемых документов, факт их частичного представления в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить документы.
Таким образом, налоговые
органы самостоятельно определяют, на
какое время возможно продление
срока представления
Есть несколько вариантов
представления запрашиваемых
- переданы лично (через представителя);
- направлены по почте заказным письмом;
- переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Документы представляются в виде заверенных копий. Копии заверяются печатью организации и подписью ее руководителя. Нотариально заверять копии документов не нужно. Соответственно, налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков представления нотариально заверенных копий документов.
Отдельного внимания заслуживает Порядок представления документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.
Истребуемый документ, составленный в электронном виде, налогоплательщик подписывает ЭЦП и направляет его по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогового органа. При этом фиксируется дата отправки истребуемого документа.