Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа
Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.
Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы
Телефонограмма согласно ст. 31 НК РФ не может быть принята как доказательство надлежащего извещения заявителя о рассмотрении материалов налоговой проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.02.2011 N А65-2850/2010).
Телефонограммы не могут быть признаны надлежащими доказательствами извещения налогоплательщика, т.к. они не подписаны руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не содержат текст разговора (Постановление ФАС Уральского округа от 08.09.2008 N Ф09-6369/08-С2; Определением ВАС РФ от 14.01.2009 N ВАС-17276/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Однако позиция судов по данному вопросу не единодушна. По мнению некоторых из них, если налогоплательщик был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки посредством телефонограммы, полученной лично руководителем организации, такое извещение можно признать надлежащим (Постановление ФАС Московского округа от 01.04.2010 N КА-А41/1630-10).
У налогового органа должно быть подтверждение, что налогоплательщик извещен о соответствующей дате. А если налогоплательщик извещается по телефону, такого подтверждения не будет. И если сам налогоплательщик будет отрицать факт извещения, доказать его налоговому органу будет весьма проблематично.
Поэтому чаще всего налогоплательщиков извещают в письменной форме. Налоговые органы используют форму уведомления о вызове налогоплательщика, утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Данная форма предусматривает графу, где руководитель (представитель) налогоплательщика проставляет свою подпись и тем самым подтверждает факт надлежащего извещения.
Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание. Если налоговый инспектор передает уведомление лично, необходимо, чтобы получателем уведомления был руководитель налогоплательщика или его представитель. В противном случае оснований для признания факта уведомления налогоплательщика о времени и дате рассмотрения материалов проверки не будет.
Рассмотрим ситуацию из практики (Постановление ФАС Центрального округа от 16.06.2010 N А62-2160/2009).
В налоговую инспекцию были приглашены представители проверяемого налогоплательщика для ознакомления с актом выездной налоговой проверки.
В инспекцию пришли три представителя организации: полномочный представитель по доверенности, главный бухгалтер, заместитель генерального директора по торговле и коммерции. В кабинете инспекции эти лица ознакомились с актом проверки и приложениями к нему, подписали акт и ушли.
Главного бухгалтера в коридоре догнала налоговый инспектор, вручила уведомление о вызове налогоплательщика в двух экземплярах и попросила на одном из них расписаться в его получении, поставить печать общества и вернуть в инспекцию, что главный бухгалтер сделала в тот же день.
Впоследствии главный бухгалтер пояснила: по ее мнению, оригинал уведомления должен был быть направлен в адрес организации по почте. Она не придала значения тому, что именно она подписала, текст документа не читала и, соответственно, руководителя организации в известность о содержании уведомления не поставила, а второй экземпляр уведомления положила среди документов на рабочем месте (впоследствии он был утерян).
Суд, оценив эти факты, пришел к выводу: главному бухгалтеру не предоставлялись полномочия на получение от налоговых органов уведомления, адресованного организации как налогоплательщику. Поэтому у налогового органа отсутствуют доказательства надлежащего уведомления организации о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, а также доказательства недобросовестного поведения организации (уклонения от получения уведомления о рассмотрении материалов проверки инспекцией).
Возникают вопросы и при отправлении уведомления по почте.
Минфин России разъясняет: извещение передается любым способом, свидетельствующим о дате его получения лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка. Датой вручения извещения, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день с даты отправки заказного письма. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения ее материалов, не является препятствием для их рассмотрения. Исключением являются случаи, когда участие этого лица признается руководителем налогового органа (его заместителем) обязательным для рассмотрения этих материалов (Письмо Минфина России от 13.07.2007 N 03-02-07/1-330).
Налоговые органы направляют извещение
по адресу, указанному в ЕГРЮЛ в
качестве места нахождения налогоплательщика.
Под местом нахождения организации
подразумевается ее юридический
адрес (место государственной
Однако нередко организации фактически находятся по иному адресу.
Если налоговый орган направил уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки по месту нахождения налогоплательщика, а налогоплательщик это уведомление не получил в связи с тем, что фактически находился по другому адресу, оснований для признания недействительным решения, вынесенного по результатам проверки, нет.
Рассмотрим ситуацию из практики (Постановление ФАС Московского округа от 13.05.2011 N КА-А40/3996-11-2).
Налоговый орган направил налогоплательщику уведомление о времени и месте рассмотрения результатов налоговой проверки. Уведомление было направлено по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ.
Впоследствии налоговому органу письмо было возвращено с отметкой почты "Истек срок хранения".
Инспекцией представлена распечатка с официального сайта Почты России, из которой следует, что почтовое отправление N 12135108613908 обслуживалось почтой в 2009 г.
Налогоплательщик утверждал, что уведомления не получал.
Государственная регистрация заявителя по месту нахождения юридического лица влечет определенные обязанности, в т.ч. по обеспечению получения корреспонденции. Отсутствие налогоплательщика по адресу государственной регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, не снимает с него обязанность получать корреспонденцию по данному адресу. Неисполнение этой обязанности влечет для налогоплательщика определенные неблагоприятные последствия.
Поскольку налогоплательщик не обеспечил получение почтовых отправлений ни по одному из указанных им адресов, суд пришел к выводу о законности решения налоговой инспекции.
Многие суды приходят к выводу: если у налогового органа имеется информация о фактическом месте нахождения руководителя налогоплательщика, инспекция обязана направлять уведомление и по этому адресу. В противном случае факт неотправления уведомления по фактическому адресу может служить основанием для отмены решения, вынесенного по результатам проверки (Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2010 N КА-А40/5480-10).
Итак, налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
Со 2 сентября 2010 г. действует новое правило: налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения по ее результатам знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Ранее такое право налоговым законодательством не предусматривалось.
Для консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2012 г. установлено специальное правило: при проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.
Обратите внимание! Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения ее материалов, не является препятствием для их рассмотрения, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем налогового органа (его заместителем) обязательным.
Таким образом, если налогоплательщик (его представитель) надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения результатов проверки и не явился в налоговый орган, руководитель налоговой инспекции вправе вынести решение по результатам проверки. Отсутствие налогоплательщика (его представителя) в данной ситуации не будет являться основанием для признания решения, вынесенного по результатам проверки, незаконным.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 101 НК РФ, налоговые органы обязаны обеспечить право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки. И если налогоплательщик этим правом не воспользовался, данный факт не может влиять на законность вынесенного по результатам проверки решения.
У налогового органа должно иметься подтверждение надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если такого подтверждения нет, рассматривать материалы налоговой проверки в отсутствие налогоплательщика (его представителя) налоговый орган не вправе.
Если же налогоплательщик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения материалов проверки, не явился в налоговый орган, а его участие признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным, рассмотрение материалов будет отложено. Для этого руководитель налогового органа (его заместитель) выносит решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения, по форме, утв. Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ (пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).
Этим решением назначается новая дата рассмотрения материалов проверки, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в общем порядке, описанном выше.
4. ПРОЦЕДУРА РАССМОТРЕНИЯ
4.1. Подготовительные мероприятия
Прежде чем начинать рассмотрение материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа (его заместитель) обязан:
- объявить, кто рассматривает дело
и материалы какой налоговой
проверки подлежат рассмотрению
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении.
В случае неявки этих лиц руководитель
налогового органа (его заместитель)
выясняет, извещены ли участники производства
по делу в установленном порядке,
и принимает решение о рассмотр
- в случае участия
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного его учредительными документами, с проставлением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
Срок действия доверенности не может превышать три года. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее составления. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, чье участие в данной процедуре необходимо (п. 3 ст. 101 НК РФ).
Решение об отложении рассмотрения материалов проверки в случае неявки налогоплательщика составляется по форме, утв. Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@.
В случае отложения рассмотрения материалов налогоплательщик должен быть обязательно уведомлен о времени и месте нового рассмотрения.
Перечисленные выше процессуальные подготовительные действия руководитель налогового органа должен выполнить для соблюдения условий рассмотрения материалов налоговой проверки. Далее он переходит к непосредственному рассмотрению материалов проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки оглашаются:
- акт налоговой проверки;
- иные материалы мероприятий налогового контроля (при необходимости);
- письменные возражения
Если налогоплательщик не представил свои возражения письменно, он вправе давать свои пояснения устно на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются:
- представленные доказательства;
- документы, ранее
- документы, представленные в
налоговые органы при
- иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Обратите внимание! Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.
Не относятся к
Если возникнет необходимость, руководитель налогового органа (его заместитель) может принять решение о привлечении к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.