Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа

Описание работы

Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы

Файлы: 1 файл

0862526_07B2F_kosmynina_e_a_nalogovye_proverki.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

 

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, изданным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ, утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.

Процедура истребования документов у  контрагента налогоплательщика  выглядит следующим образом:

1) если контрагент проверяемого  налогоплательщика состоит на учете в другом налоговом органе, налоговый орган, осуществляющий проверку, направляет в налоговый орган по месту учета контрагента поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. Поручение об истребовании документов (информации) составляется по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В нем указываются:

- полное наименование организации,  у которой поручается истребовать  документы, ее ИНН/КПП (Ф.И.О.  физического лица, его ИНН), место  нахождения организации (место  жительства физического лица);

- основание направления поручения:  дается ссылка на ст. 93.1 НК РФ и указывается вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика и (или) информации относительно конкретной сделки;

- полное наименование организации,  чьи документы необходимо получить  при проведении мероприятий налогового  контроля, ее ИНН/КПП (Ф.И.О. физического  лица, его ИНН);

- перечень истребуемых документов, их реквизиты либо иные индивидуализирующие признаки, период, к которому они относятся.

При истребовании информации, касающейся конкретной сделки, в поручении указываются  также сведения, позволяющие ее идентифицировать;

2) налоговый орган по месту учета контрагента налогоплательщика, получив поручение об истребовании документов, в течение пяти дней направляет контрагенту проверяемого налогоплательщика требование о представлении документов (информации) по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

К требованию прилагается копия  поручения об истребовании документов.

В требовании указываются наименования документов, их реквизиты или иные индивидуализирующие признаки, период, к которому они относятся.

Если запрашивается информация, в требовании указываются сведения о налогоплательщике, а при истребовании информации относительно конкретной сделки - сведения, позволяющие ее идентифицировать.

 

9.1. Порядок исполнения требования

о представлении документов

 

Контрагент проверяемого налогоплательщика, получивший требование о представлении  документов, должен исполнить его  в пятидневный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Документы контрагент представляет в  налоговый орган по месту своего учета.

Если у контрагента отсутствуют  истребуемые документы (информация), он должен сообщить об этом налоговому органу.

Если по каким-либо причинам истребуемые  документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, контрагент должен обратиться с ходатайством в  налоговый орган по месту своего учета.

Налоговый орган, в свою очередь, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

 

Обратите внимание! С 1 января 2011 г. в ходе встречной проверки запрещается  повторное истребование документов, уже представленных налогоплательщиком (консолидированной группой налогоплательщиков) при проведении камеральной или выездной проверки (абз. 3 п. 5 ст. 93.1, п. 5 ст. 93 НК РФ).

Если налогоплательщик представил документы в налоговый орган  в ходе налоговой проверки, повторно требовать их инспекторы не вправе (Письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@).

До указанной даты запрет на повторное  истребование документов в ходе встречной  проверки отсутствовал.

 

За отказ представить документы (информацию) ст. 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. За повторное правонарушение, совершенное налогоплательщиком в течение календарного года, штраф составит уже 20 000 руб.

Пунктом 1 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган вправе истребовать у контрагента налогоплательщика документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Однако налоговые органы нередко запрашивают документы, относящиеся не только к проверяемому налогоплательщику, но и к другим лицам.

И если контрагент не представляет налоговому органу запрашиваемые документы, его  привлекают к ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ.

Часто арбитражные суды признают такие  действия налоговых органов неправомерными. Например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 18.11.2011 N Ф09-7655/11 указал: неисполнение требования о представлении документов, не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не может являться основанием для привлечения его к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

Аналогичного мнения придерживаются другие арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Московского  округа от 19.09.2011 N А40-1846/11-75-9, Северо-Западного округа от 26.07.2010 N А56-73206/2009 (Определением ВАС РФ от 16.12.2010 N ВАС-16440/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Однако позицию арбитражных судов по этому вопросу нельзя назвать единодушной. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 22.07.2011 N КА-А40/7621-11 указал следующее. Налоговые органы вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика и иных лиц документы об их отношениях с другими организациями, имеющие отношение к предмету соответствующей налоговой проверки, с целью последующего сопоставления их данных с информацией, отраженной в документах самого проверяемого налогоплательщика. За отказ от исполнения такого требования контрагент правомерно привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ.

В связи с этим отметим: есть вероятность  привлечения контрагента к налоговой  ответственности за непредставление  документов, прямо не относящихся  к деятельности проверяемого налогоплательщика.

 

10. КОНТРОЛЬ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ  ЛИЦАМИ

 

С 1 января 2012 г. НК РФ предусмотрен еще один вид налоговых проверок - проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Ее осуществляет ФНС России по месту своего нахождения (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

 

Обратите внимание! С 1 января 2012 г. понятие "взаимозависимые лица" изложено в новой редакции.

 

Лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или представляемых ими лиц (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимозависимыми признаются (п. 2 ст. 105.1 НК РФ):

- организации, если одна организация  прямо и (или) косвенно участвует  в другой организации и доля  такого участия составляет более  25%;

- физическое лицо и организация,  если физическое лицо прямо  и (или) косвенно участвует в организации и доля такого участия составляет более 25%;

- организации, если одно и  то же лицо прямо и (или)  косвенно участвует в них и  доля такого участия в каждой  организации составляет более  25%;

- организация и лицо (в т.ч.  физическое лицо совместно с  его взаимозависимыми лицами, указанными  в пп. 11 п. 2 ст. 105.1), имеющее полномочия назначать (избирать) единоличный исполнительный орган этой организации или назначать (избирать) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

- организации, чьи единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1);

- организации, где более 50% состава  коллегиального исполнительного  органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1;

- организация и лицо, осуществляющее  полномочия ее единоличного исполнительного  органа;

- организации, в которых полномочия  единоличного исполнительного органа  осуществляет одно и то же  лицо;

- организации и (или) физические  лица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

- физические лица, если одно  из них подчиняется другому  по должностному положению;

- физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в т.ч. усыновители), дети (в т.ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются:

1) сделки, которые можно назвать  искусственно исключенными из  состава контролируемых (по реализации  товаров (работ, услуг)), совершаемые  с участием посредников, не  являющихся взаимозависимыми.

Перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если последние:

- не выполняют в данной совокупности  сделок никаких дополнительных  функций, за исключением организации  перепродажи товаров (работ, услуг);

- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Это правило в части признания  контролируемыми сделок с плательщиками  ЕНВД и ЕСХН начнет применяться с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ);

2) внешнеторговые сделки с товарами  мировой биржевой торговли.

Сделка признается контролируемой, если ее предметом являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

- нефть и товары, выработанные  из нее;

- черные металлы;

- цветные металлы;

- минеральные удобрения;

- драгоценные металлы и драгоценные  камни.

Такие сделки признаются контролируемыми при условии, что сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ);

3) сделки с резидентами офшорных  зон при условии, что сумма  дохода по сделкам с одним  лицом превышает 60 млн руб.

 

Обратите внимание! С 1 января 2012 г. налоговые органы не вправе проверять  соответствие цен, примененных в  контролируемых сделках, рыночным ценам в рамках выездных и камеральных налоговых проверок (абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Положения ст. 105.17 до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

- в 2012 г. - 100 млн руб.;

- в 2013 г. - 80 млн руб. (п. 7 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

 

Информация о контролируемых сделках  поступает в ФНС России следующим  образом:

1) налогоплательщик самостоятельно  информирует налоговые органы  о совершении контролируемой сделки.

С 1 января 2012 г. для налогоплательщиков установлена новая обязанность - извещать налоговые органы о совершении контролируемых сделок.

Не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, когда были совершены контролируемые сделки, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию по месту учета уведомление о них. Уведомление может быть представлено как на бумажном носителе, так и в электронном виде (по установленным форматам).

Форма (форматы) уведомления, а также  порядок ее заполнения и порядок представления уведомления в электронном виде будут утверждены ФНС России, но в настоящее время утвержденная форма отсутствует.

Сведения о контролируемых сделках  должны содержать следующую информацию:

- календарный год, за который  представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

- предметы сделок;

- сведения об их участниках:

полное наименование организации, а также идентификационный номер  налогоплательщика (если организация  состоит на учете в налоговых  органах Российской Федерации);

фамилию, имя, отчество индивидуального  предпринимателя и его ИНН;

фамилию, имя, отчество и гражданство  физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем;

сумму полученных доходов и (или) произведенных  расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

С 1 января 2012 г. установлена налоговая  ответственность за неправомерное  непредставление в установленный  срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, - штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ);

Информация о работе Налоговые проверки