Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа
Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.
Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы
Налоговые агенты по НДФЛ представляют в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@.
Проводится ли камеральная проверка в отношении справки N 2-НДФЛ? Нет, не проводится. Данная справка не является ни декларацией, ни расчетом. На основании этой справки налог не исчисляется и не уплачивается в бюджет. Камеральная проверка проводится только в отношении документов, являющихся основанием для исчисления и перечисления налога.
Справка по форме N 2-НДФЛ не содержит сведения для проверки факта перечисления в бюджет сумм удержанного налоговым агентом налога на доходы физических лиц, поскольку в ней отсутствуют сведения о дате фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дате фактического получения налогоплательщиком дохода. Следовательно, справка не является необходимым документом для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет данного налога.
Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит указание на обязанность налоговых органов осуществлять обязательную проверку представленных налоговыми агентами справок по форме N 2-НДФЛ (Постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2010 N Ф09-6098/10-С2).
Соответственно, задолженность по НДФЛ может быть выявлена только в результате выездной налоговой проверки.
12.2. Выездная проверка налогового агента
Правила, предусмотренные ст. 89 НК РФ, применяются также при проведении выездных проверок плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 17 ст. 89 НК РФ). Следовательно, выездные проверки налоговых агентов производятся в общем порядке.
В рамках одной выездной проверки организация может быть проверена сразу и в качестве налогоплательщика, и в качестве налогового агента. Проведение за один и тот же период выездной налоговой проверки организации как налогоплательщика и выездной налоговой проверки этой же организации как налогового агента не противоречит положениям НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2002 N КА-А40/3239-02).
Вместе с тем налоговый орган не обязан проводить такие проверки одновременно. Поэтому организация может быть проверена и в ходе проведения разных выездных налоговых проверок. Проверки не будут признаваться повторными, т.к. проверяются различные участники налоговых правоотношений.
13. НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ,
ЛИКВИДАЦИИ КОМПАНИИ
Особенности проведения выездных налоговых проверок при реорганизации и ликвидации организации установлены п. 11 ст. 89 НК РФ.
Реорганизация юридического лица может быть произведена в следующих формах:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- выделение;
- преобразование.
Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) организации либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами (п. 1 ст. 57 НК РФ).
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении одного юридического
лица к другому к последнему переходят
права и обязанности
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица
одного вида в юридическое лицо другого
вида (изменении организационно-
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 НК РФ).
О реорганизации и ликвидации организация обязана сообщать в налоговый орган.
Юридическое лицо в течение трех
рабочих дней после даты принятия
решения о реорганизации обязан
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, которое последним приняло решение о реорганизации либо определено решением о реорганизации. На основании такого уведомления налоговый орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о его ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения обязаны уведомить об этом в письменной форме регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации (п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых оно выступает, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Проведение выездных налоговых проверок при реорганизации (ликвидации) организаций является правом, а не обязанностью налоговых органов.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ). Она является самостоятельным видом выездных налоговых проверок и не подпадает под понятие повторной проверки (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.07.2010 N А63-19428/2009).
Обратите внимание! Правило, установленное п. 11 ст. 89 НК РФ, относится к ситуации, когда ликвидируется организация в целом. При ликвидации филиала (представительства) или иного обособленного подразделения проверки организации проводятся с соблюдением ограничений, установленных в п. 5 ст. 89.
При проведении выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией (ликвидацией) проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, когда вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ). Следовательно, выездная проверка при ликвидации (реорганизации) может быть проведена независимо от того, сколько выездных проверок в отношении данного налогоплательщика было проведено в течение текущего календарного года. При этом инспекторы вправе заново проверить период, уже проверенный ранее.
Чаще всего такие проверки проводятся по всем налогам.
Специальных правил проведения выездной
налоговой проверки налогоплательщика-
Рассмотрим ситуацию из практики (Определение ВАС РФ от 10.09.2010 N ВАС-11575/10).
Организация 1 была реорганизована путем присоединения к ней двух открытых акционерных обществ (организации 2 и 3).
В июне и декабре 2008 г. на основании решений налогового органа были проведены выездные налоговые проверки в отношении присоединенных к организации 1 акционерных обществ по вопросам правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов за периоды с 1 января 2006 г. по 31 марта 2008 г., с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. соответственно.
В сентябре 2009 г. налоговая инспекция вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки общества в отношении деятельности присоединенного акционерного общества (организации 3) по вопросам правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов за период с 1 января 2006 г. по 31 марта 2008 г.
В данной ситуации суд пришел к
выводу: в 2008 г. налоговые проверки были
проведены в связи с
Проверяемые в ходе налоговых проверок налоговые периоды не совпадают, а решение о проведении проверки в 2009 г. не нарушает право общества, как соответствующее п. 11 ст. 89 НК РФ.
Может ли ликвидация организации быть осуществлена до завершения выездной налоговой проверки?
ВАС РФ дает утвердительный ответ. Объясняется это следующим.
Пунктом 5 ст. 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 данного Закона, - не более чем за пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ предусмотрено: для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Регистрирующий (налоговый) орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Законом N 129-ФЗ (п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
По результатам выездной налоговой проверки, начатой в связи с ликвидацией организации, налоговым органом могут быть предъявлены требования об уплате организацией обязательных платежей в бюджет. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий, в частности, сведения о перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Таким образом, составлению ликвидационного баланса предшествует составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором отражены все требования кредиторов. Поэтому абз. 8 разд. I Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утв. Приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@, установлено следующее. С момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и до представления документов, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ, налоговый орган обязан заявить свои требования об уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.
Кроме того, структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, направляет не только в отдел выездных налоговых проверок, но и в отдел урегулирования задолженности служебную записку. В ней отражаются сведения о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении ликвидируемой организации в установленном внутриведомственным актом порядке (п. 2.1 разд. II Методических указаний). Это означает, что отдел урегулирования задолженности участвует в осуществлении сверки расчетов налогоплательщика и определении требований об уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.
Таким образом, после представления документов, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ, налоговый орган не вправе продолжать проведение выездной налоговой проверки, начатой в связи с ликвидацией организации, поскольку срок предъявления требований кредиторов (в т.ч. налогового органа) к ликвидируемой организации уже истек.
Именно такой вывод следует из Определения ВАС РФ от 16.03.2009 N 2832/09.
Рассмотрим ситуацию из практики.
29 октября 2007 г. единственным
учредителем организации было
принято решение о ее
Ликвидатором 30 октября 2007 г. была подана заявка в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" на публикацию сообщения о ликвидации общества с указанием места и срока предъявления требований кредиторов. Одновременно ликвидатор представил в регистрирующий орган уведомление о назначении ликвидатора юридического лица.
В связи с ликвидацией налоговая инспекция провела выездную проверку организации в период с 19 ноября 2007 г. по 18 января 2008 г. В ходе проверки была установлена неуплата организацией налога в сумме 246 282 руб.