Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа

Описание работы

Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы

Файлы: 1 файл

0862526_07B2F_kosmynina_e_a_nalogovye_proverki.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

16 января 2008 г. инспекция внесла  в ЕГРЮЛ запись о составлении  промежуточного ликвидационного  баланса.

В связи с ликвидацией общества 7 февраля 2008 г. ликвидатором был представлен  в инспекцию соответствующий  пакет документов, по результатам рассмотрения которых налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации ликвидации организации.

В обоснование отказа инспекция  указала, в частности, на недостоверность  сведений об отсутствии задолженности  по обязательным платежам.

По мнению инспекции, представление  ликвидационного баланса, не отражающего  сумму фактической задолженности  общества по обязательным платежам, равнозначно  его непредставлению в регистрирующий орган.

Суд признал этот довод инспекции  несостоятельным. Проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур, и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование.

Доказательства предъявления инспекцией такого требования до завершения ликвидации общества суду представлены не были.

Аналогичный вопрос возникает и  в отношении реорганизации: может  ли быть завершена процедура реорганизации  до окончания выездной налоговой проверки, проводимой в связи с реорганизацией?

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной  регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), установлен ст. 14 Закона N 129-ФЗ. В их число не входит документ, подтверждающий окончание выездной налоговой проверки, проводимой в связи с реорганизацией, т.е. справка о проведенной проверке, указанная в п. 8 ст. 89 НК РФ.

Из этого можно сделать вывод: процедура реорганизации может быть завершена до окончания выездной налоговой проверки, проводимой в связи с реорганизацией.

Если выездная налоговая проверка реорганизованного юридического лица завершена и акт составлен  до момента завершения реорганизации, а решение по результатам проверки не вынесено, вновь образованное юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизованного лица, вправе ознакомиться с материалами этой проверки (Письмо Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-07/1-424).

 

14. ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (ст. 11 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ устанавливает права и обязанности, как правило, для всех налогоплательщиков. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель  наравне с организациями и  физическими лицами, не зарегистрированными  в качестве предпринимателей, признается налогоплательщиком, если на него возложена обязанность уплачивать налоги.

Статьи 88 и 89 НК РФ не устанавливают каких-либо специальных правил для проверок (камеральных и выездных), проводимых в отношении индивидуальных предпринимателей. Однако есть несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание.

Индивидуальные предприниматели  подлежат постановке на налоговый учет по месту жительства (п. 1 ст. 83 НК РФ). Для осуществления деятельности предприниматель может арендовать офис или производственные помещения. В то же время у него может и не быть специального помещения, он может не нанимать работников или заключать трудовые договоры с работниками-надомниками.

В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя).

Если у налогоплательщика отсутствует  возможность предоставить помещение  для проведения выездной налоговой  проверки, она может проводиться  по месту нахождения налогового органа.

Отсутствие у предпринимателя помещения, где он осуществляет деятельность, является одним из распространенных оснований для проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

В силу п. 5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Это правило установлено и ст. 25 Конституции РФ. Таким образом, если предприниматель не согласен добровольно впускать в свою квартиру (иное жилое помещение) налоговых инспекторов, для доступа в жилое помещение им потребуется специальное решение суда. Поэтому, как правило, при отсутствии у индивидуального предпринимателя офиса (производственных помещений) выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. В таких ситуациях решение о проведении проверки оформляется в виде отдельного письма, копия которого вручается индивидуальному предпринимателю.

Без согласия индивидуального предпринимателя  налоговый орган не вправе:

- производить выемку документов  и предметов, находящихся в  жилых помещениях проверяемого  физического лица, даже если оно  не представило запрошенные налоговым  органом документы в установленный срок;

- производить осмотр жилых помещений  проверяемого физического лица, а также другого его имущества,  находящегося в жилых помещениях.

Вместе с тем в рамках выездной налоговой проверки независимо от согласия индивидуального предпринимателя  налоговые органы вправе:

- запросить у него необходимые  для проверки документы;

 

Обратите внимание! Запрашиваемые  документы должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. п. 2 и 3 ст. 93 НК РФ).

В случае отказа или непредставления  запрашиваемых при проведении проверки документов налоговый орган может  обратиться в суд за взысканием с  предпринимателя штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Налогоплательщики, в т.ч. индивидуальные предприниматели, обязаны в течение  четырех лет хранить документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, включая документы, подтверждающие получение доходов, а также уплату или удержание с них налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

 

- произвести выемку документов  и предметов, находящихся в  нежилых помещениях проверяемого  предпринимателя - физического лица (ст. 94 НК РФ);

- провести осмотр имущества  проверяемого предпринимателя, находящегося  в его нежилых помещениях, в  т.ч. недвижимого, не являющегося  жилым помещением (ст. 92 НК РФ);

- вызвать для дачи показаний  в качестве свидетеля любое  физическое лицо, которому могут  быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового  контроля (ст. 90 НК РФ);

- привлечь специалистов и экспертов  (ст. ст. 95 и 96 НК РФ);

- истребовать у лиц, располагающих  документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого индивидуального предпринимателя, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

Предприниматель может быть обязан встать на налоговый учет по месту осуществления деятельности. Например, индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю через принадлежащий ему (либо арендуемый) магазин. В силу п. 2 ст. 346.28 НК РФ в такой ситуации индивидуальный предприниматель, как плательщик ЕНВД, обязан встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Индивидуального предпринимателя  может проверить как налоговый  орган по месту его жительства, так и налоговый орган по месту  осуществления его деятельности. В связи с этим в отношении  проведения выездных налоговых проверок в такой ситуации действуют ограничения, установленные ст. 89 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 89 предусмотрено, что выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Исходя из п. 4 ст. 89 в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, когда вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с п. 5 этой статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Кроме того, налоговые органы не вправе проводить в отношении одного и того же налогоплательщика более  двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решений руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Пунктом 3 ст. 44 НК РФ установлены основания прекращения обязанности по уплате налога. Так, обязанность уплачивать налог и (или) сбор прекращается:

- с уплатой налога и (или)  сбора налогоплательщиком или  плательщиком сбора;

- со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением  его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

- с ликвидацией организации-налогоплательщика  после проведения всех расчетов  с бюджетной системой Российской  Федерации;

- с возникновением иных обстоятельств,  с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Данной нормой не названо такое условие прекращения обязанности уплаты налогов, как утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

В связи с этим Конституционный  Суд РФ в Определении от 25.01.2007 N 95-О-О разъяснил: налоговая проверка физического лица может быть произведена и после того, как он прекратил предпринимательскую деятельность и утратил статус индивидуального предпринимателя.

Возможна и такая ситуация. Во время проведения выездной налоговой проверки предприниматель меняет место жительства. Он должен быть снят с учета по прежнему месту жительства и поставлен на налоговый учет по новому адресу.

Постановка на учет физического  лица в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства, в течение пяти дней с момента получения соответствующих документов (п. п. 2 и 4 ст. 84 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ не предлагает алгоритм действий в данной ситуации.

На практике, как правило, налоговая  проверка заканчивается тем же налоговым  органом, который ее начал. Решение  по проверке в этом случае также выносит проводивший ее налоговый орган (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если же в ходе проверки будет  выявлена неуплата (неполная уплата) налога, требование об уплате доначисленной суммы сможет выставить только новый налоговый орган (п. 5 ст. 69 НК РФ).

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации"

 

Приказ Минфина России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"

 

Приказ ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"

 

Письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-02-08/16

 

Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-02-07/1-435


Информация о работе Налоговые проверки