Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:04, научная работа

Описание работы

Можно смело утверждать, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать общения с налоговыми органами.
Даже в ситуации, когда организация или индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельности или такая деятельность не активна, существует обязанность представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый контроль
1.1. Участие иных органов при проведении налоговых проверок
1.2. Контроль над уплатой страховых взносов
1.3. Контроль над применением ККТ
1.4. Отличие выездной проверки от камеральной
2. Камеральная налоговая проверка
2.1. Предмет камеральной проверки
2.2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.3. Что налоговый орган вправе делать в ходе камеральной налоговой проверки
2.4. Права налогоплательщиков в ходе камеральной налоговой проверки
2.5. Представление пояснений в ходе камеральной налоговой проверки
2.6. Внесение исправлений в декларацию
2.7. Истребование дополнительных документов
2.8. Камеральная проверка декларации по НДС
2.9. Камеральная налоговая проверка по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
2.10. Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
2.11. Повторная камеральная проверка
2.12. Акт камеральной налоговой проверки
2.13. Возражения на акт камеральной проверки
2.14. Дополнительные мероприятия налогового контроля
2.15. Решение по результатам проверки
3. Выездная налоговая проверка
3.1. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки
3.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок
3.3. Решение о проведении выездной налоговой проверки
3.4. Перенос срока выездной налоговой проверки
3.5. Изменение места нахождения налогоплательщика
3.6. Ограничение по проверяемым налогам
3.7. Ограничение по количеству проверок
3.8. Предмет выездной налоговой проверки
3.9. Срок проведения выездной налоговой проверки
3.10. Окончание проверки
3.11. Приостановление срока проведения выездной налоговой проверки
3.12. Повторная выездная налоговая проверка
3.13. Повторная выездная налоговая проверка в связи с представлением уточненной декларации
3.14. Ознакомление с документами и их истребование в ходе выездной проверки
3.15. Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки
3.16. Осмотр помещений и территорий в ходе выездной проверки
3.17. Выемка документов
3.18. Экспертиза
3.19. Привлечение специалиста
3.20. Участие переводчика
3.21. Участие понятых
3.22. Участие свидетеля
3.23. Справка о проведении выездной налоговой проверки
3.24. Завершение выездной налоговой проверки
3.24.1. Проверкой не выявлено нарушений налогового законодательства
3.24.2. Проверкой выявлены нарушения налогового законодательства
3.25. Решение по результатам проверки
3.26. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
4. Процедура рассмотрения материалов проверки
4.1. Подготовительные мероприятия
4.2. Дополнительные мероприятия налогового контроля
4.3. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
4.4. Вступление решения в силу
5. Исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности)
6. Обеспечительные меры
7. Основания для отмены решения налогового органа
8. Порядок обжалования решения
8.1. Апелляционное обжалование решения налогового органа
8.2. Обжалование вступившего в силу решения
8.3. Судебное обжалование решения, принятого по результатам проверки
8.4. Обжалование иных решений налоговых органов
9. Встречная проверка
9.1. Порядок исполнения требования о представлении документов
10. Контроль сделок между взаимозависимыми лицами
10.1. Окончание проверки
11. Налоговая проверка филиала, представительства
12. Проверка налогового агента
12.1. Камеральная проверка налогового агента
12.2. Выездная проверка налогового агента
13. Налоговая проверка при реорганизации, ликвидации компании
14. Проверка индивидуального предпринимателя
Официальные документы

Файлы: 1 файл

0862526_07B2F_kosmynina_e_a_nalogovye_proverki.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

2) в ходе выездной или камеральной  проверки налоговый орган самостоятельно  обнаруживает факты совершения  налогоплательщиком контролируемых  сделок, о которых он не сообщил.

В таком случае налоговый орган  самостоятельно извещает об этом ФНС  России;

3) ФНС России может обнаружить  факт совершения налогоплательщиком  контролируемой сделки в ходе  повторной выездной проверки  в порядке контроля над деятельностью  налогового органа, проводившего проверку.

Для проведения проверки руководитель (заместитель руководителя) ФНС России выносит соответствующее решение. Решение принимается не позднее  двух лет со дня получения уведомления  налогоплательщика или извещения  налогового органа.

 

Обратите внимание! В отношении  контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при  исчислении налога на прибыль в году, решение о проведении проверки может  быть принято не позднее 31 декабря 2013 г.

В отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль в году, решение о проведении проверки может быть принято не позднее 31 декабря 2015 г. (п. 8 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

 

Обратите внимание! ФНС России не вправе проводить две и более  проверки в отношении одной контролируемой сделки или группы сделок за один и  тот же календарный год.

Однако факт проведения проверки контролируемой сделки не мешает проведению выездных и (или) камеральных проверок за этот же налоговый период.

Другими словами, за один и тот же календарный год могут быть проведены  и проверка контролируемой сделки, и налоговая (камеральная, выездная) проверка.

 

Если ФНС России была проведена  проверка контролируемой сделки за календарный  год у налогоплательщика, являющегося  одной стороной этой сделки, и проверкой  установлено соответствие условий  контролируемой сделки условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, ФНС России уже не вправе проверять налогоплательщиков, являющихся другими сторонами проверенной сделки (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

Срок проведения данной проверки не может превышать шесть месяцев (п. 4 ст. 105.17) и исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении до дня составления справки о проведении проверки. В исключительных случаях по решению руководителя ФНС России (его заместителя) этот срок может быть продлен до 12 месяцев.

Кроме того, срок проведения проверки может быть продлен в случаях:

- необходимости получения информации  от иностранных государственных  органов;

- проведения экспертиз;

- перевода на русский язык  документов, представленных налогоплательщиком  на иностранном языке.

В перечисленных ситуациях срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.

Если проверка была продлена для  получения информации от иностранных  государственных органов и в  течение шести месяцев ФНС  России не смогла получить запрашиваемую  информацию, срок может быть увеличен еще на три месяца.

Приняв решение о проведении проверки, ФНС России в течение  трех дней уведомляет налогоплательщика  о предстоящей проверке.

Если руководителем (заместителем руководителя) ФНС России принято  решение о продлении срока  проверки, оно должно быть направлено налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.

В ходе проверки ФНС России вправе:

- проводить экспертизу;

- привлекать специалистов;

- привлекать переводчиков.

При этом могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

 

Пример. Решение о проведении проверки принято в марте 2013 г. В такой  ситуации ФНС России может проверить  контролируемые сделки, совершенные за период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г.

 

В ходе проверки ФНС России проверяет  соответствие цены сделки между взаимозависимыми лицами рыночным ценам. Для определения  соответствия цен ФНС России вправе использовать (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

- метод сопоставимых рыночных  цен;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод;

- метод сопоставимой рентабельности;

- метод распределения прибыли.

Применение иного метода (комбинации методов) возможно, если ФНС России докажет, что метод, использованный налогоплательщиком, исходя из условий  совершения контролируемой сделки не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставимых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Применять метод, не предусмотренный п. 1 ст. 105.7, ФНС России в ходе проведения проверки не вправе.

ФНС России может истребовать у  налогоплательщика в ходе проверки необходимые документы. С этой целью  она направляет ему требование по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Эти документы должны содержать следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика,  совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

- перечень лиц (с указанием  государств и территорий, чьими  налоговыми резидентами они являются), с которыми совершена контролируемая  сделка, описание контролируемой  сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о ней;

- сведения о функциях лиц,  являющихся сторонами сделки (в  случае проведения налогоплательщиком  функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с контролируемой сделкой, и принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, учтенных налогоплательщиком при ее заключении;

2) в случае использования налогоплательщиком  методов, предусмотренных п. 1 ст. 105.7, - следующие сведения об использованных методах:

- обоснование причин выбора  и способа применения используемого  метода;

- указание на используемые источники информации;

- расчет интервала рыночных  цен (интервала рентабельности) по  контролируемой сделке с описанием  подхода, используемого для выбора  сопоставимых сделок;

- сумму полученных доходов (прибыли)  и (или) произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

- сведения об экономической  выгоде, получаемой от контролируемой  сделки лицом, совершившим эту  сделку, в результате приобретения  информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

- сведения о прочих факторах, оказавших влияние на цену, примененную в контролируемой сделке (ее рентабельность), в т.ч. о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если она оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);

- произведенные налогоплательщиком  корректировки налоговой базы  и сумм налога в соответствии  с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (в случае их осуществления).

Получив требование ФНС России о  представлении документов, налогоплательщик в течение 30 дней должен представить  запрашиваемую документацию.

 

Обратите внимание! ФНС России вправе истребовать необходимые документы не только у проверяемого налогоплательщика, но и у других участников проверяемых сделок, располагающих документами или информацией в отношении проверяемой сделки. В этом случае истребование документов производится в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ.

Лицо, получившее требование о представлении  документов (информации), должно исполнить  его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

 

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный  срок, налоговый орган по ходатайству  лица, у которого были истребованы документы, вправе продлить срок их представления (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

 

10.1. Окончание проверки

 

В последний день проверки проверяющий составляет справку, в которой указываются:

- предмет проверки;

- сроки ее проведения (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).

Справка составляется независимо от результатов проверки и факта выявления или отсутствия нарушений и вручается проверяемому налогоплательщику или его представителю лично под расписку либо направляется по почте заказным письмом. Датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Акт составляется, если по результатам  проверки ФНС России были выявлены отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, которые привели к  занижению суммы налога (п. 9 ст. 105.17).

Акт составляет должностное лицо, проводившее проверку. Срок составления  акта - два месяца со дня составления  справки о проведенной проверке.

Акт должен содержать общие сведения, предусмотренные в отношении актов налоговой проверки:

- дату подписания акта лицами, проводившими проверку;

- полное и сокращенное наименования  либо фамилию, имя, отчество  проверяемого лица (участников консолидированной  группы налогоплательщиков);

- фамилии, имена, отчества лиц,  проводивших проверку, их должности  с указанием наименования налогового  органа, который они представляют;

- дату и номер решения руководителя  ФНС России (его заместителя) о  проведении проверки;

- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе проверки;

- период, за который проведена  проверка;

- даты начала и окончания  налоговой проверки;

- адрес места нахождения организации  (участников консолидированной группы  налогоплательщиков) или места жительства  физического лица;

- сведения о мероприятиях налогового  контроля, проведенных при осуществлении  налоговой проверки.

Кроме того, акт проверки должен содержать:

- документально подтвержденные  факты отклонения цены, примененной  в сделке, от рыночной в сторону  повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с них;

- обоснование того, что это отклонение  повлекло занижение суммы налога, и расчет суммы занижения (п. 11 ст. 105.17 НК РФ).

В течение пяти дней с даты составления  акта он должен быть вручен налогоплательщику  или его представителю. Акт вручается налогоплательщику лично под расписку или направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 12 ст. 105.17).

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями  проверяющих, он вправе представить письменные возражения на акт в целом или на его отдельные положения. К возражениям налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие их обоснованность. Эти документы могут быть представлены в срок, согласованный с ФНС России. Возражения представляются в течение 20 дней со дня получения акта непосредственно в ФНС России.

Рассмотрение акта и других материалов проверки, а также вынесение решения  производятся в общем порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

 

Обратите внимание! Налог, доначисленный  в ходе проверки правильности применения цен, может быть взыскан только в  судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

 

С 1 января 2012 г. ст. 129.3 НК РФ установлена специальная налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами.

За это правонарушение предусмотрен штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Налогоплательщик освобождается  от ответственности, установленной п. 1 ст. 129.3 НК РФ, если представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен по контролируемым сделкам (п. 2 ст. 129.3).

По общему правилу порядок представления данной документации регулирует ст. 105.15 НК РФ. Если же налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании, указанная документация представляется в порядке, установленном таким соглашением.

 

Обратите внимание! В вышеназванном  размере ответственность, предусмотренная ст. 129.3 НК РФ, будет применяться при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды начиная с 2017 г. (п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

При вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 - 2013 гг. штраф не начисляется. А при  вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2014 - 2016 гг. штраф начисляется в размере 20% неуплаченной суммы налога.

Информация о работе Налоговые проверки