Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:19, дипломная работа
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что налог на прибыль организаций является одной из основных доходных статей бюджета Российской Федерации. В связи с этим важно акцентировать внимание на подробном изучении схем уклонения от уплаты налога, разрабатываемых налогоплательщиками, а также выявление и предотвращение их налоговыми органами с целью повышения эффективности налоговых сборов.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль, как экономической категории, особенностей ведения бухгалтерского и налогового учета и анализ методик проведения налоговых проверок с целью выявления схем уклонения от уплаты налога на прибыль.
Введение…………………………………………………………………………….7
1 Теоретические основы налога на прибыль организаций
1.1. История возникновения и сущность налога на прибыль организа-ций….11
1.2. Основные элементы налога на прибыль организа-ций……………………15
1.3. Особенности в исчислении налога на прибыль организа-ций…………….20
2 Организация бухгалтерского и налогового учета в целях исчисления
налога на прибыль организаций
2.1.Понятие, цели, нормативная и информационная база налогового уче-та...28
2.2. Учетная политика организа-ции…………………………………………….36
2.3. Разработка и использование аналитических регистров налогового
учета в целях исчисления налога на прибыль организа-ций…………….…….46
2.4. Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль
организа-ций………………………………………………………………………52
3 Организация и методика проведения налоговых проверок по налогу
на прибыль организаций Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю
3.1. Анализ результатов контрольной работы по налогу на прибыль
организаций за 2004 –2006г.г. ………...………………………………….…….56
3.2. Виды и методика проведения налоговых проверок при
администрировании налога на прибыль организа-ций………………………....60
3.3. Анализ типичных ошибок по налогу на прибыль организаций,
выявленных Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю….…….69
3.4. Схемы уклонения от уплаты налога на прибыль организа-ций…………...74
3.5. Основные направления повышения эффективности налоговых
проверок по налогу на прибыль организаций, применяемые
Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю………………………83
Заключе-ние………………………………………………………………………….88
Список использованных источни-ков……………………………………………...
Содержание
1.1. История возникновения и сущность налога на прибыль организаций….11
1.2. Основные элементы налога на прибыль организаций……………………15
1.3. Особенности в исчислении налога на прибыль организаций…………….20
2.1.Понятие, цели, нормативная и информационная база налогового учета...28
2.2. Учетная политика организации…………………………………………….
2.3. Разработка и использование аналитических регистров налогового
учета в целях исчисления налога на прибыль организаций…………….…….46
2.4. Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль
организаций…………………………………………………
3 Организация и методика проведения налоговых проверок по налогу
на прибыль организаций Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю
3.1. Анализ результатов контрольной работы по налогу на прибыль
организаций за 2004 –2006г.г. ………...………………………………….…….56
3.2. Виды и методика проведения налоговых проверок при
администрировании налога на прибыль организаций………………………....60
3.3. Анализ типичных ошибок по налогу на прибыль организаций,
выявленных Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю….…….69
3.4. Схемы уклонения от уплаты налога на прибыль организаций…………...74
3.5. Основные направления повышения эффективности налоговых
проверок по налогу на прибыль организаций, применяемые
Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю………………………83
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Современная налоговая система России по своему составу соответствует налоговым системам стран с рыночной экономикой. В соответствии с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации. Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.
Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты республики, края и области собственными средствами финансирования своих расходов.
Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты.
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Среди налогов, взимаемых с организаций, особое место занимает налог на прибыль. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.
Налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость. Это федеральный налог с едиными требованиями на всей территории Российской Федерации. Он относится к категории прямых налогов потому, что его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регламентируется гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли, является внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.
Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
В основе теоретической базы налогообложения прибыли лежит ее экономическое содержание. Прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным мотивом деятельности организаций. Прибыль - не только качественный и количественный показатель результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, но и важнейший источник удовлетворения финансовых потребностей как самой организации, так и общества в целом.
Современные теории прибыли связывают ее происхождение со специфической природой предпринимательской деятельности и, в частности, с сопровождающим ее хозяйственным риском. Величина прибыли зависит не только от вида деятельности организации, но и от внешних факторов, таких как конъюнктура рынка, уровень и темпы инфляции, экономическая политика государства.
Анализ научных взглядов относительно природы прибыли позволил обобщить основные ее характеристики, раскрыть содержание ее функций (стимулирующая, воспроизводственная и контрольная) и сформулировать положение о месте и роли прибыли в современной рыночной экономике. Внимание акцентируется на двойственной природе прибыли (источник воспроизводства и цель предпринимательской деятельности), а также на том, что в современных условиях прибыль стала выполнять роль связующего звена в механизме согласования интересов отдельных организаций и государства в целом. Кроме того, в современной рыночной экономике возрастает социальная роль прибыли, так как она становится важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества и предприятия.
Двойственная природа прибыли и ее особое место в рыночной экономике предопределяет вывод о том, что в современных условиях прибыль становится объектом активного регулирования со стороны государства. Одним из самых эффективных методов государственного воздействия на темпы роста прибыли, безусловно, является налоговая политика, а одним из инструментов ее реализации – механизм налогообложения прибыли.
Традиционно наиболее активным инструментом влияния государства на предпринимательскую деятельность считается такой элемент налога на прибыль, как налоговая ставка. Анализ зарубежной и российской практики показывает, что именно этот элемент налогообложения чаще всего был задействован государством при проведении налоговой политики. Доказано, что у каждого элемента налогообложения прибыли, включая объект обложения, ставки, сроки уплаты имеется достаточный потенциал для стимулирующего воздействия на деятельность организаций. Причем воздействие механизма налогообложения прибыли на предпринимательскую активность усиливается при комплексном использовании сразу нескольких элементов налогообложения. Искусство налоговой политики государства состоит именно в правильном выборе сочетания различных элементов налогообложения для каждого конкретного этапа в развитии национальной экономики.
Современная теория и практика налогообложения западных стран подтверждают ведущую регулирующую роль налога на прибыль. До кризисных процессов 70-х годов XX века в развитых странах господствовала теория Кейнса. Затем практика налогообложения стала ориентироваться на идеи неоклассической школы: политика минимального налогообложения позволяет рынку самостоятельно обеспечить высокие темпы развития, что приводит к существенному расширению налоговой базы и увеличению доходов государства при минимальных налоговых ставках.
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что налог на прибыль организаций является одной из основных доходных статей бюджета Российской Федерации. В связи с этим важно акцентировать внимание на подробном изучении схем уклонения от уплаты налога, разрабатываемых налогоплательщиками, а также выявление и предотвращение их налоговыми органами с целью повышения эффективности налоговых сборов.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль, как экономической категории, особенностей ведения бухгалтерского и налогового учета и анализ методик проведения налоговых проверок с целью выявления схем уклонения от уплаты налога на прибыль.
Задачи: анализ результатов работы Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы России №1 (далее МИФНС России №1) по Алтайскому краю по вопросу администрирования налога на прибыль организаций; изучение ошибок, допущенных организациями, при исчислении и уплате налога на прибыль и схем ухода от налогообложения; освоение методики проведения проверок по указанному налогу.
1 Теоретические основы налога на прибыль организаций
1.1 История возникновения и сущность налога на прибыль организаций
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
У дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.
Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение "Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором".
Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы – годы военные.
Налогу подлежали:
- предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;
- подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 рублей в год;
- лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.
Не подлежали налогообложению налогом отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.
Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.
Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.
В действовавшем на 1916-17 годы Положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.
Этот пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.
Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для не отчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).
Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах: