Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:19, дипломная работа
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что налог на прибыль организаций является одной из основных доходных статей бюджета Российской Федерации. В связи с этим важно акцентировать внимание на подробном изучении схем уклонения от уплаты налога, разрабатываемых налогоплательщиками, а также выявление и предотвращение их налоговыми органами с целью повышения эффективности налоговых сборов.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль, как экономической категории, особенностей ведения бухгалтерского и налогового учета и анализ методик проведения налоговых проверок с целью выявления схем уклонения от уплаты налога на прибыль.
Введение…………………………………………………………………………….7
1 Теоретические основы налога на прибыль организаций
1.1. История возникновения и сущность налога на прибыль организа-ций….11
1.2. Основные элементы налога на прибыль организа-ций……………………15
1.3. Особенности в исчислении налога на прибыль организа-ций…………….20
2 Организация бухгалтерского и налогового учета в целях исчисления
налога на прибыль организаций
2.1.Понятие, цели, нормативная и информационная база налогового уче-та...28
2.2. Учетная политика организа-ции…………………………………………….36
2.3. Разработка и использование аналитических регистров налогового
учета в целях исчисления налога на прибыль организа-ций…………….…….46
2.4. Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль
организа-ций………………………………………………………………………52
3 Организация и методика проведения налоговых проверок по налогу
на прибыль организаций Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю
3.1. Анализ результатов контрольной работы по налогу на прибыль
организаций за 2004 –2006г.г. ………...………………………………….…….56
3.2. Виды и методика проведения налоговых проверок при
администрировании налога на прибыль организа-ций………………………....60
3.3. Анализ типичных ошибок по налогу на прибыль организаций,
выявленных Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю….…….69
3.4. Схемы уклонения от уплаты налога на прибыль организа-ций…………...74
3.5. Основные направления повышения эффективности налоговых
проверок по налогу на прибыль организаций, применяемые
Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю………………………83
Заключе-ние………………………………………………………………………….88
Список использованных источни-ков……………………………………………...
Причины % роста (снижения) показателей сводной таблицы описаны выше.
3.2 Виды и методика проведения налоговых проверок при
администрировании налога на прибыль организаций
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки.
Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль".
Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.
Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена.
Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.
Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.
В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, дают существенную прибавку в платежах в бюджет.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка деклараций по налогу на прибыль должна проводиться налоговым органом по нескольким направлениям, исходя из двух этапов:
1 этап камеральной налоговой проверки показателей деклараций:
- сопоставление отдельных показателей бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам с показателями декларации по налогу на прибыль;
- сопоставление отдельных показателей декларации по налогу на прибыль;
- проверку отдельных показателей декларации на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на прибыль организаций.
2 этап экономического анализа деклараций по налогу на прибыль организаций. Для соблюдения логической связи между показателями бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей декларации по налогу на прибыль организаций, в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок налоговыми органами по субъектам Российской Федерации достаточно активно используется сопоставление и экономический анализ этих показателей.
В ходе проведения подобных мероприятий выявляются причины значительных отклонений финансово-экономических показателей, повлиявших на отчетные результаты деятельности налогоплательщика, и в конечном итоге величину рассчитанной налоговой базы.
Так, например налоговыми органами в результате изучения показателей бухгалтерской и налоговой отчетности ОАО «Т» за 9 месяцев 2009 года обращено внимание на резкое увеличение стоимости основных средств, отраженной в форме №1 «Бухгалтерский баланс», с одновременным увеличением суммы добавочного капитала. На основании истребованных карточек учета основных средств и регистров налогового учета начисления амортизации камеральной проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 257 НК РФ в налоговом учете сумма начисленной амортизации амортизируемого имущества отражена с учетом переоценки основных средств, произведенной за счет добавочного капитала в бухгалтерском учете. В результате сумма дополнительно исчисленного налога на прибыль составила около 0,4 млн. рублей.
В ходе проведения контрольных мероприятий часто выявляется расхождение данных о выручке по фискальным отчетам контрольно – кассовой техники, по выпискам банков о движении денежных средств на счетах, с данными, отражаемыми в налоговом учете.
Кроме этого, выявляется расхождение доходов (как правило, в сторону занижения) в результате несоответствия данных декларации по налогу на прибыль данным бухгалтерского учета, составленного на основании показателей журналов-ордеров и первичных документов.
Инспекцией проводилась работа по проведению камерального контроля и экономического анализа деклараций по налогу на прибыль основных налогоплательщиков, включая проведение по каждому основному налогоплательщику постатейного анализа по элементам доходов и расходов в динамике по сравнению с прошлыми налоговыми и отчетными периодами и выявление фактических причин изменения уровня доходов и расходов.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.
Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.
Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Порядок вынесения настоящего решения (постановления) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 10.11.2003г. №БГ-3-25 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок".
Непосредственно перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения и ознакомить налогоплательщика (должностных лиц организации-налогоплательщика) с решением о назначении проверки. Порядок назначения выездных налоговых проверок определяется приказом МНС России от 8 октября 1999 г. №АП-3-16/318. В соответствии с ним указанное решение должно содержать:
-наименование налогового органа;
-номер решения и дату его вынесения;
-наименование налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, в отношении которого назначается налоговая проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства);
-идентификационный номер налогоплательщика;
-период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
-вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
-Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);
-подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
В ходе выездной налоговой проверки налоговый инспектор изучает приказ об учетной политике, в котором отражены:
1. Исчисление налогооблагаемой прибыли. Для правильного определения прибыли необходимо сравнить доходы и расходы, относящиеся только к текущему периоду, что подразумевает их учет при исчислении налоговой базы за текущий отчетный (налоговый) период. При этом следует различать моменты возникновения доходов и расходов, которые зависят от метода применяемого налогоплательщиком для целей исчисления налога на прибыль – метода начисления или кассового метода и порядка отнесения тех или иных видов доходов или расходов к доходам и расходам текущего отчетного (налогового) периода. При кассовом методе доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и ли имущественных прав. При методе начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Например, налогоплательщик с начала отчетного периода учитывал доходы и расходы кассовым методом. Для проверки возможности продолжать учитывать доходы и расходы по кассовому методу в третьем квартале 2005 года налогоплательщику, по итогам за полугодие 2005 года следует сложить выручку от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС и других аналогичных налогов) за первое полугодие 2005 года и за 3, 4 кварталы 2004 года, и полученную сумму разделить на четыре. Если инспектор в ходе проверки выявил, что сумма дохода превысила 1 миллион рублей, то налогоплательщик обязан представить уточненную Декларацию за первый квартал и за первое полугодие, исходя из учета доходов и расходов, возникших в 2005 году по методу начисления.
2. Правильность определения доходов и расходов организации. Доходы, подлежащие налогообложению, делятся на доходы от реализации и внереализационные. Расходы, учитываемые для целей налогообложения, делятся на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Все расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на следующие элементы: материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные расходы, прочие расходы.
3. Какие ведутся аналитические регистры бухгалтерского и налогового учета;
4. Способы ведения бухгалтерского и налогового учета, полноту и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. На данном этапе проверки проверяющий должен проконтролировать:
- правильность определения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг);
- правильность определения затрат на производство реализованной продукции; влияние на исчисление налогов выручки от прочей реализации;
- влияние на исчисление налогов доходов и расходов от внереализационных операций;
- формирование финансовых результатов для определения налога на прибыль;
- достоверность составления и представления отчетности о движении денежных средств и т.д.;
5. Соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;
6. Обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.
Если в ходе проверки выявлены налоговые правонарушения, проверяющие должны провести работу по формированию доказательственной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников таких документов, получение недостающих документов их иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и т.д.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет соответствующую справку, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее 2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт выездной налоговой проверки.
Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. Налогоплательщик может представить свои возражения, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены. Причем обжалование действий налоговых органов может осуществляться в вышестоящем налоговом органе и/или в суде.