Организация налогового учета в предприятии и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ состояния развития и путей совершенствования налогообложения юридических лиц.
Для достижения данной цели в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
1)раскрытие понятия и сущности теоретических основ налогообложения и принципов организации налоговой системы ;
2) анализ финансово-экономической деятельности предприятия ТОО «Printtech»;
3) организация учетной и финансовой работы ТОО «Printtech»;
4) организация налогового учета на предприятии;
5) выявления проблем налогового регулирования юридических лиц;
6) определение путей совершенствования налогового регулирования юридических лиц.

Файлы: 1 файл

дипл бухучет.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

3. Минимум налоговых  льгот. Для этой цели должны  существовать специальные статьи  в расходной части вместо сокращения  налогов в доходной части бюджета.  Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг деятельности или социальных групп. Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп налогоплательщиков.

4. Экономическая приемлемость  – налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает.

5. Сопоставимость налоговых  ставок по основным видам налогов  с другими странами – партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджеты стран – импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны.

6. Принцип простоты. Для  налогоплательщика должны быть  понятны назначение и содержание  налога, закон о налоге должен  быть не громоздок и не сложен. Предпочтительнее использование  линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование налогов на потребление в виде НДС, единого линейного налога с заработной платы, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едины вне зависимости  от формы собственности плательщика.

Сущность налогов проявляется  в их функциях:

- фискальная функция – обеспечивает поступление средств в государственный бюджет.

- перераспределительная функция – состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в ВВП (валовом внутреннем продукте): она показывает степень огосударствления национального дохода.

- Регулирующая функция – возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используется выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

Государство в соответствии с выработанной экономической политикой  в зависимости от социально –  экономических и других целей  и задач общества каждого конкретного  периода его развития проводит налоговую  политику. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий в области налогов, с ее помощью обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.

В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы, как обязательность налогообложения, единство налоговой системы, гласность налогового законодательства.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения  предприятия с государством в  условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система.

Налоги классифицируются по разным следующим принципам:

    • от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства;
    • по использованию;
    • от органа, взимающего налог;
    • по экономическому признаку.

В зависимости от объекта обложения и взаимоотношений плательщика государства налоги делятся на:

Прямые – они устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество, (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный)

Прямые налоги подразделяются на:

Реальные – облегается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относится: земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

Личные налоги – учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, на пример семейное положение; к ним относятся: подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и другие.

Косвенные налоги – взимаются, опосредованно – через цену товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

Налоговые суммы после  реализации товаров и услуг передаются владельцам, государству.

По признаку использования  налоги подразделяются на:

Общие – налоги поступают  государству и при использовании  обезличиваются.

Специальные – налоги имеют строго определенное назначение (например: налог на транспорт, на приобретение транспортных средств, раннее используемые для формирования дорожного фонда).

В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различают центральные и местные налоги.

По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с  доходов, получаемых плательщикам от любого объекта обложения; во втором случае – это налоги на расходы, которые  уплачиваются при приобретении товаров и услуг.

В зависимости от способов учета и оценки объектов обложения выделяют четыре способа взимания налогов:

- кадастровый – учет и взимание налогов осуществляются на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (земельный, имущественный) без учета фактической доходности;

- по декларации налогоплательщика – когда в декларации налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты, исчисляет и уплачивает сумму налога;

- у источника получения дохода – налог исчисляется и уплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик.

- по патенту – когда налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы.

Используется два метода налогового учета:

- кассовый – доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставление услуг, отгрузки и оприходования имущества и произведенной по ним оплаты;

- метод начислений – доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работы,  предоставление услуг, отгрузки и оприходования имущества не зависимо от времени оплаты.

Метод начисления для  налоговых служб более приемлемы  и он принят к применению всеми  плательщиками Казахстана.

Налоговая система в  республике Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Министерство государственных доходов в Республике Казахстан и его местные органы).

Количество налогов  на 2009 год составило 13 видов, это:

  • Корпоративный подоходный налог. (КПН)
  • Индивидуальный подоходный налог. (ИПН)
  • Налог на добавленную стоимость. (НДС)
  • Акцизы.
  • Рентный налог на экспорт.
  • Специальные платежи и налоги недропользователей.
  • Социальный налог.
  • Земельный налог.
  • Налог на транспортные средства.
  • Налог на имущество.
  • Налог на игорный бизнес.
  • Фиксированный налог.
  • Единый земельный налог

Помимо налогов есть другие обязательные платежи в бюджет:

Сборы

  • Регистрационные сборы
  • Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан
  • Сбор с аукционов.
  • Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.
  • Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

Платы

  • Плата за пользование земельными участками.
  • Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.
  • Плата за загрязнение окружающей среды.
  • Плата за пользование животным миром.
  • Плата за лесные пользования.
  • Плата за использование особо охраняемых природных территорий.
  • Плата за использование радиочастотного спектра.
  • Плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи.
  • Плата за пользование судоходными водными путями.
  • Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Государственная пошлина

  • Таможенные платежи
  • Таможенная пошлина.
  • Таможенные сборы.
  • Плата за предварительное решение.
  • Сборы

В состав налоговой системы входит государственная налоговая служба, которая представлена в Казахстане Министерством государственных доходов, налоговыми комитетами в областях, районах, городах и в районах городах. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.

Понятие «налог» и  «налогообложение» имеют существенное отличие, так налог - это экономическая и финансовая категория, а налогообложение – процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма.

Организация взимания налогов  осуществляется при помощи налогового механизма, включающего формы налоговых отношений, то есть конкретные наименования видов налогов, а так же порядок и методы их применения, способы действия. В налоговом механизме применяется специальный инструментарий из взаимосвязанных элементов.

К элементам налогообложения относятся: субъект,  объект налогообложения и  (или) объект, связанный с налогообложением, налоговая база, налоговая ставка, квота, налоговые льготы, сроки и порядок уплаты, права и обязанности налогоплательщика и налоговых органов, контроль за уплатой налогов, санкции за нарушение налогового законодательства.

Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое  лицо, на  которое законом возложена  обязанность уплачивать налог.

Объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции которые являются основой налогообложения. Объектом обложения также является передача имущества, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, хозяйственный оборот и т.д.

Единица обложения – единица измерение объекта налога, установленная для счета.

Налоговая ставка – это  величина налоговых начислений на единицу измерений налоговой базы: она характеризует норму налогового обложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.

По методу построения налоговые ставки бываю твердые  и процентные.

Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размера объекта доходов (применяются при обложении  реальными налогами – земельным, имущественным).

Процентные ставки бывают трех видов:

    • пропорциональные
    • прогрессивные
    • регрессивные

Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого процента независимо от размера объекта налога.

Прогрессивные – в виде шкалы, по которой % изъятие растет по мере роста дохода или имущества.

Недостатком прогрессивного налога является то, что он оказывает  отрицательное воздействие на экономическую  и трудовую деятельность: чем вывшее прогрессия обложения, тем слабее дифференциал в располагаемых доходах субъектов обложения, но тем ниже экономика, т.е. ее эффективность.

Регрессивные ставки понижаются по мере увеличения объекта  обложения или, на оборот, увеличивается  при уменьшении объекта.

Ставки устанавливаются  законодательным путем и могут  корректироваться при утверждении государственного бюджета на каждый год.

Налоговый оклад –  сумма налога, уплачиваемая субъектом  с одного объекта.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов  плательщиков в соответствии с законодательством.

Период обложения – период времени, по окончании которого определяется база и исчисляется сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых органов регулируются налоговым законодательством, органов власти и управления.

Контроль за правильностью взимания налогов и других обязательных платежей осуществляется государственной налоговой службой по месту их

деятельности.

К налогоплательщикам, нарушающим налоговое законодательство, применяются санкции в виде взысканий сумм, скрытых ими, заниженных доходов; штрафов в долевом или кратном размере в зависимости от тяжести нарушения; пени за просрочки платежей в бюджет.

1.2 Вопросы совершенствования налогового регулирования в трудах

Информация о работе Организация налогового учета в предприятии и пути его совершенствования