Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:17, статья

Описание работы

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок повышает прозрачность и предсказуемость, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.docx

— 147.49 Кб (Скачать файл)

По результатам проведенной  в 2010 - 2012 годах инвентаризации налоговых  льгот по региональным и местным  налогам в целях децентрализации  полномочий между уровнями публичной  власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принят Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 202-ФЗ, предусматривающий поэтапную  отмену начиная с 2013 года наиболее крупных  налоговых льгот по налогу на имущество  организаций в отношении железнодорожных  путей общего пользования, магистральных  трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году.

Кроме того, указанным Федеральным  законом расширен перечень объектов налогообложения по земельному налогу в результате включения в состав объектов налогообложения земельных  участков, ограниченных в обороте  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и предоставленных  для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

 

2.6. Совершенствование налога  на прибыль организаций

В целях совершенствования  налогообложения прибыли организаций  уточнен порядок налогового учета  расходов на проведение работ по мобилизационной  подготовке. С 2013 года в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, за исключением расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.

Имущество, относящееся к  мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном  главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Таким образом, расходы, связанные  с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением  амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям, будут  учитываться при формировании налоговой  базы по налогу на прибыль организаций  через механизм начисления амортизации. Другие расходы (некапитального характера), включая затраты на содержание мощностей  и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, подлежат учету  единовременно в составе внереализационных расходов.

Одновременно уточнено положение  о порядке применения повышающего  коэффициента к основной норме амортизации  по объектам, используемым в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Для этого в Кодекс было внесено изменение, согласно которому специальный коэффициент, но не выше 2, может применяться в отношении  основных средств, используемых для  работы в условиях агрессивной среды  и (или) повышенной сменности, только в  том случае, если указанные объекты  были приняты на учет до 1 января 2014 года.

 

2.7. Совершенствование налогового  администрирования

 

2.7.1. Предварительные итоги  функционирования консолидированных  групп налогоплательщиков

В настоящее время в  налоговых органах зарегистрировано 15 консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). В основном, объединение  крупных налогоплательщиков в группы произошло в нефтегазовом секторе, металлургии и связи.

Итоги функционирования КГН  за 2012 год свидетельствуют о достижении цели, поставленной при их введении - экономически оправданного распределения  налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации  пропорционально производственной базе (стоимости основных средств) и  численности работников.

Расчеты, произведенные ФНС  России на основании данных, представленных налогоплательщиками, в условиях создания КГН и без учета объединения  организаций в КГН, показали, что  функционирование КГН привело к:

росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 53 млрд. рублей в 78% субъектов Российской Федерации (65 регионов);

снижению поступлений  налога на прибыль организаций в  размере 61 млрд. рублей в 22% субъектов  Российской Федерации (18 регионов).

Поступления в консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  в результате создания КГН снизились  на 8 млрд. рублей.

При этом налоговые обязательства  отдельных групп компаний увеличились, что связано с методологическими  особенностями определения налоговой  базы по доходам, полученным участниками  КГН:

невозможностью переноса на будущее убытков, полученных участниками  КГН до вхождения в состав этой группы;

невозможностью формирования отдельных видов резервов (по сомнительным долгам в части задолженности  одних участников этой группы перед  другими участниками такой группы, а также по гарантийному ремонту  и гарантийному обслуживанию в части  реализации товаров (работ) другим участникам этой группы).

 

2.7.2. Применение новых правил  налогового регулирования трансфертного  ценообразования

С 1 января 2012 года вступил  в силу раздел V.1 Кодекса, которым  установлены принципы определения  цен для целей налогообложения  в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Положения указанного раздела  направлены на предотвращение вывода налоговой базы за пределы Российской Федерации, обеспечение справедливого  и экономически обоснованного распределения  налоговой базы между субъектами Российской Федерации, а также на исключение возможностей получения  необоснованной налоговой выгоды в  результате манипулирования ценами в сделках между налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения  внутри страны.

Необходимость этих нововведений, как и в иных государствах, осуществляющих налоговый контроль в связи с  совершением сделок между взаимозависимыми лицами, обусловлена растущей глобализацией  бизнеса, возможностью по-разному структурировать  сложные сделки, используя нематериальные активы и финансовые инструменты  в различных юрисдикциях.

С целью адаптации налогоплательщиков и налоговых органов к новым  правилам ценообразования для целей  налогообложения предусмотрены  переходные положения, среди которых:

- повышенные суммовые  критерии для целей признания  сделок контролируемыми;

- отсутствие необходимости  представления уведомления о  контролируемых сделках и соответствующей  документации, а также непроведение проверки в отношении сделок между взаимозависимыми лицами при соответствии определенным критериям;

- освобождение налогоплательщиков  в течение первых двух лет  действия раздела V.1 Кодекса от  налоговых санкций.

При введении новых правил особое внимание уделялось необходимости  снижения избыточных административных процедур и издержек налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля.

В указанных целях разделом V.1 Кодекса предусмотрена возможность  заключения соглашения о ценообразовании  для целей налогообложения (далее - соглашение) между налогоплательщиком и ФНС России. Заключение соглашений позволяет налогоплательщику снизить  риск потенциального доначисления налогов  и планировать свои налоговые  обязательства, а также предполагает прозрачность заключаемых сделок и  высокую степень открытости налогоплательщика  для налогового органа.

В целях заключения соглашений ФНС России в течение 2012 года осуществляла процедуру предварительного обсуждения положений проектов таких соглашений, что в полной мере соответствует  международной практике и позволяет  налогоплательщикам в процессе такого обсуждения подготовить более качественный проект соглашения и обосновывающую документацию.

По итогам указанной работы в 2012 году заключено 3 соглашения о ценообразовании.

Анализ правоприменительной  практики в сфере определения  цен для целей налогообложения  в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами по итогам 2012 года показал, что наиболее сложными для налогоплательщиков являются методологические вопросы в части определения  суммовых критериев с целью признания  сделок контролируемыми, а также  порядка признания лиц взаимозависимыми.

 

2.7.3. Иные вопросы налогового  администрирования

В 2012 году принят Федеральный  закон N 97-ФЗ "О внесении изменений  в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации  и статью 26 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности".

В соответствии с мерами, предусмотренными указанным Федеральным  законом, с 2013 года налоговыми органами могут быть запрошены справки  о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств  на счетах, вкладах (депозитах), выписки  по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки  об остатках электронных денежных средств  и о переводах электронных  денежных средств в случаях проведения мероприятий налогового контроля в  отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях  вынесения решения о взыскании  налога, принятия решений о приостановлении  операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Налоговыми органами могут  быть запрошены справки о наличии  счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям  на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и  физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, в банке, справки  об остатках электронных денежных средств  и о переводах электронных  денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса  уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных  международными договорами Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную  Думу проект федерального закона "О  внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации  в части противодействия незаконным финансовым операциям", который содержит комплекс мер по противодействию  уклонению от уплаты налогов и  использованию фирм-однодневок.

Кроме того, подготовлен и  внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в часть  первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими  силу отдельных положений законодательных  актов Российской Федерации в  связи с совершенствованием контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах".

Проект федерального закона устанавливает порядок осуществления  налоговыми органами контроля за исполнением  банками обязанностей, установленных  Кодексом, по исполнению поручений  на уплату налога, предоставлению сведений и т.д.

Эти меры будут способствовать повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению  от налогообложения.

 

II. Меры в области налоговой  политики, планируемые к реализации  в 2014 году и плановом периоде  2015 и 2016 годов

 

При разработке мер в области  налоговой политики, которые предполагается реализовать в 2014 - 2016 годах, будет  продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы.

Взимание налогов и  сборов может оказывать различное  влияние на поведение экономических  субъектов, создавать различные  стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым  условием для повышения конкурентоспособности  российской экономики является ее диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. Стимулирующая роль налоговой  системы по перечисленным направлениям сохранится.

С учетом необходимости обеспечения  бюджетной сбалансированности следует  предпринимать меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы  Российской Федерации. Основными источниками  роста налоговых поступлений  может стать как повышение  налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области  налогового администрирования.

Достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует  минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней.

Таким образом, внесение существенных изменений в структуру налоговой  системы, а также введение новых  налогов в среднесрочном периоде, не предполагается. Дальнейшее совершенствование  налоговой системы должно реализовываться  в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации  дополнительных доходов за счет улучшения  качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия  в бюджет сверхдоходов от благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о  налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Поддержка инвестиций  и развитие человеческого капитала.

Информация о работе Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов