Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.
Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость
В последнее время, все
чаще затрагивается вопрос о снижении
налоговой ставки по НДС с нынешних
18 до 12-13 процентов. Однако снижение основной
налоговой ставки может иметь как положительные,
так и отрицательные последствия. Так,
применение единой ставки НДС упростит
процедуру администрирования НДС, так
как налоговые органы не должны будут
контролировать право налогоплательщика
на применение пониженной 10-ти процентной
ставки; отпадет и необходимость проведения
встречных проверок по всей цепочке движения
товара на предмет правильного применения
ставки и установления схемы неправомерного
возмещения налога. Кроме того, сократятся
трудовые и финансовые затраты на экспертизу
продукции в целях ее отнесения к облагаемой
по 10-ти процентной ставке, а также сократятся
жалобы в налоговые органы и снизится
число исков в арбитражные суды по решениям
налоговых органов.
Для предприятий среднего и малого бизнеса
так же целесообразно рассмотреть замену
НДС на обычный оборотный налог (например, налог с продаж). Данное предложение по изменению
состава косвенных налогов в российской
налоговой системе особенно активно дискутировалось
в 2002 - 2008 годах и не потеряло актуальности
до настоящего времени. Сторонники сохранения
НДС в составе российской налоговой системы
видят решение проблемы повышения собираемости
НДС в поиске новых эффективных способов
его администрирования. Однако в научных
спорах по вопросу коренного реформирования
НДС и замены его на налог с продаж к настоящему
времени единая позиция не достигнута.
Основные преимущества налога с продаж
в отношении среднего и малого бизнеса
- более простой по сравнению с НДС порядок
контроля за исчислением и уплатой, высокая
собираемость. Налог с продаж может быть
внедрен в отношении областей деятельности,
ориентированных на конечного потребителя.
При этом будет соблюдаться принцип экономической
нейтральности налога.
В целях профилактики уголовных и административных правонарушений в сфере налогообложения хотелось бы заострить внимание на необходимости более широкого использования ресурсов (в частности, и юридические средства) существующей системы налогового администрирования.
Совершенствование системы администрирования возможно в следующих направлениях:
1) Законодательное обоснование расширения сфер и временных рамок проведения камеральных проверок, а также совершенствование механизма проведения встречных проверок.
2) Усиление роли правоохранительных органов в проведении мероприятий налогового контроля, развитие форм информационного взаимодействия между таможенными, налоговыми, финансовыми и правоохранительными органами.
3) Введение специального порядка регистрации налогоплательщиков НДС - с учетом реального осуществления ими предпринимательской деятельности.
4) В качестве меры, альтернативной НДС-счетам, могло бы стать введение своего рода «налогового лицензирования» (в форме специального налогового режима) в отношении права налогоплательщиков на получение сумм НДС от покупателей на свои расчетные счета. Налогоплательщику, перешедшему на специальный налоговый режим, присваивается специальный регистрационный код. В случае нарушения установленных законом требований налогоплательщик лишается на определенный период права на применение специального налогового режима, принудительно переводится на общий налоговый режим. Налогоплательщики, действующие в рамках общего налогового режима, не получают НДС от покупателей. Покупатели в таком случае выступают в качестве налоговых агентов и перечисляют НДС непосредственно в бюджет либо производят зачет НДС без уплаты суммы налога в бюджет.
5) В целях предотвращения злоупотреблений по созданию ситуаций неуплаты налога следует установить уголовную ответственность не только руководителей организаций, но и физических лиц, учредивших организации (в том числе руководителей юридических лиц, выступивших учредителями), которые не предприняли никаких мер для создания денежных источников с целью своевременной уплаты продекларированных налогов.
В связи с вышеперечисленным в настоящее время появляется необходимость совершенствования законодательных норм по налогу на добавленную стоимость, имеющих многочисленные неясности, а также диспропорции в пользу бюджета, что влечет в конечном итоге ухудшение администрирования и снижение собираемости налога.
Построение справедливого порядка налогообложения, снижение необоснованных административных и финансовых издержек, связанных с исчислением и уплатой налога, приведение порядка в соответствие с экономической логикой налога позволят снизить привлекательность схем уклонения от налога (зачастую вынужденных).
Предлагаются следующие действия в области совершенствования норм законодательства по НДС:
1) Отказ от множественности учетной политики по НДС, установление единого порядка налогообложения – «по факту образования объекта налогообложения»;
2) Исключение иных оснований возникновения налога помимо фактов образования объектов налогообложения, прямо указанных в законе как таковые (отмена ст. 162 НК РФ, в первую очередь в части авансов);
3) Реализация концепции, которая предусматривает отказ от критерия «оплаты» покупателем стоимости товара (работы, услуги) для обоснования вычета или возмещения налога. Это должно сопровождаться приведением в соответствие юридических оснований начислений у продавца и соответствующих вычетов налога у покупателя;
4) Применение в отношении операции по ставке 0% общеустановленного порядка предоставления вычетов, поскольку существующий порядок (вследствие длительности процедуры подтверждения) фактически приводит к установлению кредитного отношения между налогоплательщиком и государством;
5) Отмена норм о раздельном учете операций, облагаемых по разным ставкам, в связи с устранением множественности учетных политик, установлением общего порядка вычетов при совершении операций по разным ставкам и переходом к методу счетов-фактур;
6) Исключение норм, устанавливающих обязанность в ряде случаев относить НДС на себестоимость продукции (за исключением случая использования товара для собственного потребления). Необходима корректировка соответствующих норм законодательства о налоговых вычетах, обеспечивающая безусловное и безоговорочное соблюдение экономического принципа перекладывания НДС на конечного потребителя (в настоящее время данный принцип нарушается в ряде случаев);
7) Уточнение центральных понятий законодательных норм по налогу на добавленную стоимость (момент определения налоговой базы, момент реализации; имущественное право, раздельный учет операций, стоимость отгруженных товаров и другие);
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что «Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2009 - 2011 годы», а также «Основными плановыми направлениями налоговой политики до 2023 года», разработанными Минфином России и одобренными Правительством РФ, является совершенствование налогового администрирования, в том числе НДС, принятое в качестве главной задачи. Эффективное решение поставленных задач возможно на основе дальнейшего развития теории налогового администрирования, которая является сравнительно новым направлением в общей теории налогов. В российской экономической науке теория налогового администрирования активно формировалась в 2000 - 2007 годах, в настоящее время решаются ее основные концептуальные задачи. Вместе с тем, отдельные положения данной теории нуждаются в дальнейшем развитии, в частности, необходимо разграничение понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налогов», а также выявление содержания последнего. Дополнительной научной разработки требует проблема поиска практических мер повышения администрирования НДС, что обусловлено как сложностью механизма исчисления данного налога, так и его особым статусом в налоговой системе Российской Федерации.
Заключение
Рассмотрев все поставленные перед дипломным исследованием вопросы, подведём итоги выполненной работы.
Во-первых, мы узнали, что налог на добавленную стоимость (далее НДС) имеет особое значение для российского бюджета. Ведь именно НДС по товарам, работам и услугам, реализуемым на территории Российской Федерации, формирует значительную часть доходов федерального бюджета администрируемых Федеральной налоговой службой.
В условиях, когда широко используются различные, в том числе криминальные, способы уклонения от уплаты НДС и его незаконного возмещения, особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено улучшению налогового администрирования и созданию системы управления рисками. Как следствие, налоговые проверки в отношении полноты уплаты и своевременности поступлений этого налога должны проводятся на весьма высоком, с точки зрения подготовки и организации, уровне.
Во-вторых, нами было выяснено, что налоговый контроль представляют собой важнейшую форму осуществления надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах и включает в себя множество приемов и способов, обеспечивающих выполнение положений и норм, закрепленных соответствующими нормативными актами, указами, распоряжениями и другими подобными документами.
Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля, потому что именно они среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 Налогового Кодекса Российской Федерации, названы первыми и важнейшими. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, порядок которого, в форме выездных налоговых проверок, был рассмотрен нами в аналитической части работы.
Важнейшими факторами повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции, рассмотренными в работе, являются совершенствования действующих процедур налогового контроля в области:
Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов. Так как усиленное использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволит объективно учесть результаты деятельности каждого из них и эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Рассматривалось наличие, в распоряжении налоговых органов, эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей. С целью изучения этого обстоятельства в ходе выполнения дипломной работы была рассмотрена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, и в частности, 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Мы выяснили, что совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:
В дипломной работе были так же рассмотрены особенности мероприятий проводимых по окончанию выездной налоговой проверки, статистика налоговых органов в этой области за 2008-2010 годы.
В заключительной части были предложены актуальные пути совершенствования мероприятий налоговых органов в области налогового администрирования НДС, а также возможные корректировки Налогового кодекса Российской Федерации в области налога на добавленную стоимость.
Применение предложенной методики по совершенствованию НДС и налогового администрирования проводимого в отношении него позволит усовершенствовать процедуру взимания налога и усложнит возможность от его уклонения.