Особенности проведения ВНП по НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость

Файлы: 1 файл

Diplom_Kabanov.docx

— 343.24 Кб (Скачать файл)

В последнее время, все  чаще затрагивается вопрос о снижении налоговой ставки по НДС с нынешних 18 до 12-13 процентов. Однако снижение основной налоговой ставки может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Так, применение единой ставки НДС упростит процедуру администрирования НДС, так как налоговые органы не должны будут контролировать право налогоплательщика на применение пониженной 10-ти процентной ставки; отпадет и необходимость проведения встречных проверок по всей цепочке движения товара на предмет правильного применения ставки и установления схемы неправомерного возмещения налога. Кроме того, сократятся трудовые и финансовые затраты на экспертизу продукции в целях ее отнесения к облагаемой по 10-ти процентной ставке, а также сократятся жалобы в налоговые органы и снизится число исков в арбитражные суды по решениям налоговых органов. 
    Для предприятий среднего и малого бизнеса так же целесообразно рассмотреть замену НДС на обычный оборотный налог (например, налог с продаж). Данное предложение по изменению состава косвенных налогов в российской налоговой системе особенно активно дискутировалось в 2002 - 2008 годах и не потеряло актуальности до настоящего времени. Сторонники сохранения НДС в составе российской налоговой системы видят решение проблемы повышения собираемости НДС в поиске новых эффективных способов его администрирования. Однако в научных спорах по вопросу коренного реформирования НДС и замены его на налог с продаж к настоящему времени единая позиция не достигнута. Основные преимущества налога с продаж в отношении среднего и малого бизнеса - более простой по сравнению с НДС порядок контроля за исчислением и уплатой, высокая собираемость. Налог с продаж может быть внедрен в отношении областей деятельности, ориентированных на конечного потребителя. При этом будет соблюдаться принцип экономической нейтральности налога.

В целях профилактики уголовных  и административных правонарушений в сфере налогообложения хотелось бы заострить внимание на необходимости более широкого использования ресурсов (в частности, и юридические средства) существующей системы налогового администрирования.

Совершенствование системы  администрирования возможно в следующих  направлениях:

1)   Законодательное обоснование расширения сфер и временных рамок проведения камеральных проверок, а также совершенствование механизма проведения встречных проверок.

2) Усиление роли правоохранительных органов в проведении мероприятий налогового контроля, развитие форм информационного взаимодействия между таможенными, налоговыми, финансовыми и правоохранительными органами.

3)   Введение специального порядка регистрации налогоплательщиков НДС - с учетом реального осуществления ими предпринимательской деятельности.

4) В качестве меры, альтернативной НДС-счетам, могло бы стать введение своего рода «налогового лицензирования» (в форме специального налогового режима) в отношении права налогоплательщиков на получение сумм НДС от покупателей на свои расчетные счета. Налогоплательщику, перешедшему на специальный налоговый режим, присваивается специальный регистрационный код. В случае нарушения установленных законом требований налогоплательщик лишается на определенный период права на применение специального налогового режима, принудительно переводится на общий налоговый режим. Налогоплательщики, действующие в рамках общего налогового режима, не получают НДС от покупателей. Покупатели в таком случае выступают в качестве налоговых агентов и перечисляют НДС непосредственно в бюджет либо производят зачет НДС без уплаты суммы налога в бюджет.

5) В целях предотвращения злоупотреблений по созданию ситуаций неуплаты налога следует установить уголовную ответственность не только руководителей организаций, но и физических лиц, учредивших организации (в том числе руководителей юридических лиц, выступивших учредителями), которые не предприняли никаких мер для создания денежных источников с целью своевременной уплаты продекларированных налогов.

В связи с вышеперечисленным  в настоящее время появляется необходимость совершенствования законодательных норм по налогу на добавленную стоимость, имеющих многочисленные неясности, а также диспропорции в пользу бюджета, что влечет в конечном итоге ухудшение администрирования и снижение собираемости налога.

Построение справедливого  порядка налогообложения, снижение необоснованных административных и  финансовых издержек, связанных с  исчислением и уплатой налога, приведение порядка в соответствие с экономической логикой налога позволят снизить привлекательность  схем уклонения от налога (зачастую вынужденных).

Предлагаются следующие  действия в области совершенствования  норм законодательства по НДС:

1) Отказ от множественности учетной политики по НДС, установление единого порядка налогообложения – «по факту образования объекта налогообложения»;

2)   Исключение иных оснований возникновения налога помимо фактов образования объектов налогообложения, прямо указанных в законе как таковые (отмена ст. 162 НК РФ, в первую очередь в части авансов);

3)  Реализация концепции, которая предусматривает отказ от критерия «оплаты» покупателем стоимости товара (работы, услуги) для обоснования вычета или возмещения налога. Это должно сопровождаться приведением в соответствие юридических оснований начислений у продавца и соответствующих вычетов налога у покупателя;

4) Применение в отношении операции по ставке 0% общеустановленного порядка предоставления вычетов, поскольку существующий порядок (вследствие длительности процедуры подтверждения) фактически приводит к установлению кредитного отношения между налогоплательщиком и государством;

5) Отмена норм о раздельном учете операций, облагаемых по разным ставкам, в связи с устранением множественности учетных политик, установлением общего порядка вычетов при совершении операций по разным ставкам и переходом к методу счетов-фактур;

6) Исключение норм, устанавливающих обязанность в ряде случаев относить НДС на себестоимость продукции (за исключением случая использования товара для собственного потребления). Необходима корректировка соответствующих норм законодательства о налоговых вычетах, обеспечивающая безусловное и безоговорочное соблюдение экономического принципа перекладывания НДС на конечного потребителя (в настоящее время данный принцип нарушается в ряде случаев);

7) Уточнение центральных понятий законодательных норм по налогу на добавленную стоимость (момент определения налоговой базы, момент реализации; имущественное право, раздельный учет операций, стоимость отгруженных товаров и другие);

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что «Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2009 - 2011 годы», а также «Основными плановыми направлениями налоговой политики до 2023 года», разработанными Минфином России и одобренными Правительством РФ, является совершенствование налогового администрирования, в том числе НДС, принятое в качестве главной задачи. Эффективное решение поставленных задач возможно на основе дальнейшего развития теории налогового администрирования, которая является сравнительно новым направлением в общей теории налогов. В российской экономической науке теория налогового администрирования активно формировалась в 2000 - 2007 годах, в настоящее время решаются ее основные концептуальные задачи. Вместе с тем, отдельные положения данной теории нуждаются в дальнейшем развитии, в частности, необходимо разграничение понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налогов», а также выявление содержания последнего. Дополнительной научной разработки требует проблема поиска практических мер повышения администрирования НДС, что обусловлено как сложностью механизма исчисления данного налога, так и его особым статусом в налоговой системе Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Рассмотрев все поставленные перед дипломным исследованием вопросы, подведём итоги выполненной работы.

 Во-первых, мы узнали, что налог на добавленную стоимость (далее НДС) имеет особое значение для российского бюджета. Ведь именно НДС по товарам, работам и услугам, реализуемым на территории Российской Федерации, формирует значительную часть доходов федерального бюджета администрируемых Федеральной налоговой службой.

 В условиях, когда широко используются различные, в том числе криминальные, способы уклонения от уплаты НДС и его незаконного возмещения,  особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено улучшению налогового администрирования и созданию системы управления рисками. Как следствие, налоговые проверки в отношении полноты уплаты и своевременности поступлений этого налога должны проводятся на весьма высоком, с точки зрения подготовки и организации, уровне. 

Во-вторых, нами было выяснено, что налоговый контроль представляют собой важнейшую форму осуществления надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах и включает в себя множество приемов и способов, обеспечивающих выполнение положений и норм, закрепленных соответствующими нормативными актами, указами, распоряжениями и другими подобными документами.

Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля, потому что именно они среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 Налогового Кодекса Российской Федерации, названы первыми и важнейшими. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, порядок которого, в форме выездных налоговых проверок, был рассмотрен нами в аналитической части работы.

Важнейшими факторами повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции, рассмотренными в работе, являются совершенствования действующих процедур налогового контроля в области:

  • системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
  • форм и методов налоговых проверок;
  • мероприятий проводимых по окончанию налоговых проверок.

Совершенствование каждого  из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в  целом. Наличие эффективной системы  отбора налогоплательщиков позволит выбрать  наиболее оптимальное направление  использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При  совершенствовании работы с кадрами  перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов. Так как усиленное использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволит объективно учесть результаты деятельности каждого из них и эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Рассматривалось наличие, в  распоряжении налоговых органов, эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных  проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей. С целью изучения этого обстоятельства в ходе выполнения дипломной работы была рассмотрена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, и в частности, 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Мы выяснили, что совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

  • увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;
  • повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
  • проведение перекрестных проверок;
  • использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

В дипломной работе были так же рассмотрены особенности мероприятий проводимых по окончанию выездной налоговой проверки, статистика налоговых органов в этой области за 2008-2010 годы.

В заключительной части  были предложены актуальные пути совершенствования  мероприятий налоговых органов  в области налогового администрирования  НДС, а также возможные корректировки Налогового кодекса Российской Федерации в области налога на добавленную стоимость.

Применение предложенной методики по совершенствованию НДС и налогового администрирования проводимого в отношении него позволит усовершенствовать процедуру взимания налога и усложнит возможность от его уклонения.

 

 

 


Информация о работе Особенности проведения ВНП по НДС