Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.
Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие вышеуказанных лиц либо об отложении рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений на результаты налоговой проверки не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
Наиболее часто в письменных возражениях на результаты налоговой проверки приводятся следующие доводы:
1) несвоевременное перечисление налога не является причиной наложения штрафа (в соответствии со ст. 122 НК РФ состав правонарушения возникает, только если недоимка образуется в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога либо других неправомерных действий организаций, - Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 15162/06);
2) наличие переплаты, которая образовалась в периоде, предшествующем дате образования недоимки, не влечет начисление штрафа в соответствии со ст. 122 НК РФ (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации");
3) штраф не может быть начислен, если с периода, когда допущено нарушение, прошло три года. Например, при применении ст. ст. 120 и 122 НК РФ три года считаются со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого организация допустила ошибку в расчете налога (если решение о выездной налоговой проверке правильности исчисления НДС вынесено 28 августа 2008 г., организацию не могут оштрафовать за налоговые периоды с января по июль 2005 г.);
4) штраф не может быть начислен за неуплату авансовых платежей (п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71);
5) при несвоевременном представлении расчетов по авансовым платежам применяется ст. 126 НК РФ, а не ст. 119 настоящего Кодекса, в которой речь идет о штрафах за несвоевременное представление декларации;
6) штраф не может быть начислен в соответствии со ст. ст. 120 и 122 НК РФ (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5);
7) нормы ст. 119 НК РФ могут применяться только в отношении налогоплательщика, а не налогового агента (Письмо Минфина России от 21.09.2004 N 03-02-07/38); в отношении налогового агента применяется п. 1 ст. 126 НК РФ;
8) не применяется п. 3 ст. 120 НК РФ в случае отсутствия одного счета-фактуры или одного первичного документа. Штраф не начисляется за неотражение операций в книге покупок и книге продаж, за неправильное оформление документов (Постановление ФАС Уральского округа от 28.03.2007 N Ф09-2113/07-С2).
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
При рассмотрении материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
- устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
- определяет, образуют ли
выявленные нарушения состав
налогового правонарушения. Налоговый
орган обязан обосновать свои
выводы о квалификации деяния.
В противном случае ему будет
затруднительно определить
- устанавливает, имеются
ли основания для привлечения
лица к ответственности за
совершение налогового
Рассмотрим сведения, раздела 4.1, отчета формы 2 – НК «о результатах контрольной работы налоговых органов», о составленных в отношении организаций, их должностных и физических лиц, протоколах об административных правонарушениях (таблица 2.11).
Таблица 2.11- Сведения об административных правонарушениях за 2008-2010 гг.
- |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста |
Количество протоколов об административных правонарушениях должностных лиц организаций, направленных в судебные органы |
1 571 |
1 381 |
736 |
-835 |
-53,2 |
в том числе: |
|||||
количество протоколов об административных правонарушениях в области налогов и сборов (статьи 15.3 - 15.9, 15.11 КОАП РФ) |
1 367 |
1 169 |
736 |
-631 |
-46,2 |
количество протоколов об административных правонарушениях против порядка управления (часть 1 статьи 19.4, часть 1 статьи 19.5, статьи 19.6, 19.7 КОАП РФ) |
204 |
212 |
0 |
-204 |
-100,0 |
Количество протоколов об административных правонарушениях физических лиц в области налогов и сборов, направленных в судебные органы (статьи 15.3 - 15.9, 15.11 КОАП РФ) |
0 |
0 |
1 |
1 |
|
Количество протоколов об
административных правонарушениях
в области валютного |
11 |
7 |
2 |
-9 |
-81,8 |
Как видно из таблицы 11, количество
протоколов об административных правонарушениях
должностных лиц организаций, направленных
в судебные органы в период с 2008 по
2010 гг. уменьшилось до 736, что на 835
протоколов меньше чем за 2008 год
и на 645 меньше, чем в 2009 года. Темп
роста оказался отрицательным, составив
-53,2%. Это положительная динамика,
демонстрирующая повышение
Снижение, за период 2008-2010 гг., произошло и в количестве протоколов об административных правонарушениях в области налогов и сборов (статьи 15.3 - 15.9, 15.11 КОАП РФ). Наглядно это демонстрирует рисунок 2.9.
Рисунок 2.9 – Количество протоколов об административных правонарушениях в области налогов и сборов
В 2010 году, количество протоколов об административных правонарушениях против порядка управления (часть 1 статьи 19.4, часть 1 статьи 19.5, статьи 19.6, 19.7 КОАП РФ) снизилось до 0, по сравнению с 204 протоколами в 2008 и 212 в 2009 годах.
В отношении физических лиц, в 2008-2009 годы, административные протоколы, за нарушения налогового законодательства, в судебные органы не направлялись. В 2010 году в суд был направлен один подобный протокол.
Количество протоколов об
административных правонарушениях
в области валютного
В ходе рассмотрения дела о налоговом правонарушении, судом и налоговым органом, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за его совершение. Данные обстоятельства изложены в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
№ |
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, при наличии которых лицо не подлежит ответственности за его совершение, признаются: |
1 |
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств |
2 |
совершение деяния, содержащего
признаки налогового правонарушения,
налогоплательщиком - физическим лицом,
находившимся в момент его совершения
в состоянии, при котором это
лицо не могло отдавать себе отчета
в своих действиях или |
3 |
выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции |
4 |
иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения |
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения приведены в таблице 2.13. При наличии хотя бы одного из них размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным НК РФ размером.
Таблица 2.13 – Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
№ |
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения: |
1 |
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств |
2 |
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости |
3 |
тяжелое материальное положение физического
лица, привлекаемого к |
4 |
иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность |
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%.
В случае необходимости получения
дополнительных доказательств для
подтверждения факта совершения
нарушений законодательства о налогах
и сборах или отсутствия таковых
руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа вправе вынести решение
о проведении в срок, не превышающий
одного месяца, дополнительных мероприятий
налогового контроля, изложив обстоятельства,
вызвавшие необходимость
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (рисунок 2.10).
Рисунок 2.10 – Вариации решения, принимаемого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
В решении о привлечении
к ответственности за совершение
налогового правонарушения излагаются
обстоятельства совершенного привлекаемым
к ответственности лицом