Особенности проведения ВНП по НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость

Файлы: 1 файл

Diplom_Kabanov.docx

— 343.24 Кб (Скачать файл)

 

Постановление Пленума ВАС  РФ от 12.10.06 № 53 важно, прежде всего, для судов, так как затрагивает методологию рассмотрения споров о недобросовестности налогоплательщика и получении необоснованной налоговой выгоды, оценку представленных доказательств. Но не меньшее значение постановление имеет для налоговых органов и налогоплательщиков, так как ориентирует потенциальных участников арбитражного процесса на определенные доказательства, которые должны быть представлены для установления обоснованности налоговой выгоды.

9. Непредставление налогоплательщиком  пояснений на уведомление налогового  органа о выявлении несоответствия  показателей деятельности.

Отсутствие без объективных  причин пояснений налогоплательщика  относительно выявленных в ходе камеральной  налоговой проверки ошибок в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п.п. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие  с учета и постановка на  учет в налоговых органах налогоплательщика  в связи с изменением места  нахождения («миграция» между налоговыми  органами).

11. Значительное отклонение  уровня рентабельности по данным  бухгалтерского учета от уровня  рентабельности для данной сферы  деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Расчет показателей рентабельности по видам экономической деятельности представлен в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Рентабельность проданных товаров, работ, услуг организаций по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

Рентабельность проданных товаров (работ, услуг), %

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

 

2006 год

2007 год

Всего

14,0

14,3

0,3

2,1

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

9,0

14,5

5,5

61,1

Обрабатывающие производства всего

15,9

18,4

2,5

15,7

Производство пищевых продуктов

9,3

10,5

1,2

12,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3,8

5,3

1,5

39,5

Строительство

5,6

6,3

0,7

12,5

Оптовая и розничная торговля

11,5

9,5

-2,0

-17,4

Гостиницы и рестораны

16,3

16,2

-0,1

-0,6

Транспорт и связь всего

14,3

16,3

2,0

14,0

Образование

6,6

7,6

1,0

15,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

7,2

8,5

1,3

18,1


 

Рентабельность проданных  товаров (работ, услуг) – соотношение  величины сальдированного финансового  результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных  товаров (работ, услуг). В случае если сальдированный финансовый результат  от продаж отрицательный то имеет  место убыточность.

В нашем случае по большинству  из приведенных видов экономической  деятельности в 2007 г. наблюдается рост рентабельности. Снижение рентабельности произошло лишь в оптовой и розничной торговле, на 2%, по сравнению с 2006 г., составив 9,5%. Менее значимое снижение произошло в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, всего на 0,1%, составив 16,2% в 2007г. Однако эти изменения в итоге не оказали существенного влияния на показатель общей рентабельности в 2007г., который составил 14,3% по сравнению с 14% в  предыдущем году. Темп роста достиг 2,1%.

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более увеличивает вероятность риска налоговых правонарушений.

12. Ведение финансово-хозяйственной  деятельности с высоким налоговым  риском.

ФНС России по результатам  контрольной работы, с учетом досудебного  урегулирования споров с налогоплательщиками  и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной  деятельности с высоким налоговым  риском, направленные на получение  необоснованной налоговой выгоды.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с  характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику  рекомендуется исследовать признаки, приведенные в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Признаки оценки налоговых рисков

Признаки оценки налоговых  рисков связанные с характером взаимоотношений  между контрагентами:

1

отсутствие личных контактов  руководства (уполномоченных должностных  лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров

2

отсутствие документального  подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий. документа, удостоверяющего его личность

3

отсутствие документального  подтверждения полномочий представителя  контрагента, копий документа, удостоверяющего  его личность

4

отсутствие информации о  фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении  складских и/или производственных и/или торговых площадей

5

отсутствие информации о  способе получения сведений о  контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров, нет  сайта контрагента и т.п.). При  этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам

6

отсутствие информации о  государственной регистрации контрагента  в  едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ)


 

Наличие подобных признаков  свидетельствует о высокой степени  риска квалификации подобного контрагента  налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные  с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышает вышеуказанные риски одновременное присутствие обстоятельств приведенных в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 - Обстоятельства, дополнительно повышающие риск налоговых правонарушений у контрагентов

Обстоятельства, дополнительно  повышающие риск налоговых правонарушений у контрагентов:

1

контрагент, имеющий вышеуказанные (в таблице 4) признаки, выступает  в роли посредника

2

наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами  договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты  векселями и т.п.)

3

отсутствие очевидных  свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара (работ, услуг)

4

приобретение через посредников  товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися  предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.)

5

отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности  плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес  должника крупных партий товаров  или существенных объемов работ (услуг)

6

выпуск, покупка/продажа  контрагентами векселей, ликвидность  которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также  сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет

7

существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами  в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой  сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта  от ее осуществления и т.п.


 

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков. Однако, налогоплательщик может снизить вероятность указанных рисков, для этого ему рекомендуется выполнить действия указанные на рисунке 2.5.

 

 

Рисунок 2.5 – Рекомендации по снижению рисков проведения выездной налоговой проверки у налогоплательщика

 

Уведомление производится путем  подачи в налоговый орган, по месту  нахождения организации (или по месту  учета в качестве крупнейшего  налогоплательщика), уточненных налоговых  деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Для  идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по 12 перечисленным критериям) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России.

Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев  налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой  проверке принимается только после  предварительного согласования с ФНС  России.

 

 

2.3 Порядок проведения  выездной налоговой проверки

 

 

Следующим, за этапом планирования и подготовки выездной налоговой  проверки выступает этап ее непосредственного  проведения.  Согласно п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и в здании налоговой инспекции, если налогоплательщик не может предоставить помещение для ее проведения.  В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2008 г. N А56-31372/2007).

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший  постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки (далее ВНП) в обязательном порядке должно содержать следующие основные сведения (п. 2 ст. 89 НК РФ) приведенные на рисунке 2.6.

 

 

Рисунок 2.6 – Состав решения о проведении выездной налоговой проверки

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 89 налогового кодекса Российской Федерации в отношении одного налогоплательщика выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.

Рассмотрим подробнее  сведения о количестве налогоплательщиков состоящих на учете в Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой  службы №2 по городу Чите и количестве проведенных выездных налоговых  проверок за период с  2008 по 2010 годы (таблица 2.7).

Таблица 2.7 – Количество налогоплательщиков стоящих на учете в МРИ №2 по г. Чите  и выездных проверках проведенных в отношении них

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Количество организаций, состоящих на учете в налоговых  органах

7 368

7 869

8 212

844

11,5

Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете в налоговых органах

11 847

13 245

13 561

1 714

14,5

Количество организаций, проверенных на выездных проверках

153

178

183

30

19,6

Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, проверенных  на выездных проверках

61

102

83

22

36,1

Количество организаций, у которых выявлены нарушения  при выездных проверках

153

174

177

24

15,7

Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, у которых  выявлены нарушения при выездных проверках

61

102

81

20

32,8

Информация о работе Особенности проведения ВНП по НДС