Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.
Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 важно, прежде всего, для судов, так как затрагивает методологию рассмотрения споров о недобросовестности налогоплательщика и получении необоснованной налоговой выгоды, оценку представленных доказательств. Но не меньшее значение постановление имеет для налоговых органов и налогоплательщиков, так как ориентирует потенциальных участников арбитражного процесса на определенные доказательства, которые должны быть представлены для установления обоснованности налоговой выгоды.
9. Непредставление
Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п.п. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
10. Неоднократное снятие
с учета и постановка на
учет в налоговых органах
11. Значительное отклонение
уровня рентабельности по
Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Расчет показателей рентабельности по видам экономической деятельности представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Рентабельность проданных товаров, работ, услуг организаций по видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности |
Рентабельность проданных |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % | |
2006 год |
2007 год | |||
Всего |
14,0 |
14,3 |
0,3 |
2,1 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
9,0 |
14,5 |
5,5 |
61,1 |
Обрабатывающие производства всего |
15,9 |
18,4 |
2,5 |
15,7 |
Производство пищевых продуктов |
9,3 |
10,5 |
1,2 |
12,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,8 |
5,3 |
1,5 |
39,5 |
Строительство |
5,6 |
6,3 |
0,7 |
12,5 |
Оптовая и розничная торговля |
11,5 |
9,5 |
-2,0 |
-17,4 |
Гостиницы и рестораны |
16,3 |
16,2 |
-0,1 |
-0,6 |
Транспорт и связь всего |
14,3 |
16,3 |
2,0 |
14,0 |
Образование |
6,6 |
7,6 |
1,0 |
15,2 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
7,2 |
8,5 |
1,3 |
18,1 |
Рентабельность проданных товаров (работ, услуг) – соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров (работ, услуг). В случае если сальдированный финансовый результат от продаж отрицательный то имеет место убыточность.
В нашем случае по большинству
из приведенных видов
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более увеличивает вероятность риска налоговых правонарушений.
12. Ведение финансово-
ФНС России по результатам
контрольной работы, с учетом досудебного
урегулирования споров с налогоплательщиками
и сложившейся арбитражной
При оценке налоговых рисков,
которые могут быть связаны с
характером взаимоотношений с некоторыми
контрагентами, налогоплательщику
рекомендуется исследовать
Таблица 2.5 – Признаки оценки налоговых рисков
№ |
Признаки оценки налоговых рисков связанные с характером взаимоотношений между контрагентами: |
1 |
отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров |
2 |
отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий. документа, удостоверяющего его личность |
3 |
отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность |
4 |
отсутствие информации о
фактическом местонахождении |
5 |
отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам |
6 |
отсутствие информации о
государственной регистрации |
Наличие подобных признаков
свидетельствует о высокой
Дополнительно повышает вышеуказанные риски одновременное присутствие обстоятельств приведенных в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Обстоятельства, дополнительно повышающие риск налоговых правонарушений у контрагентов
№ |
Обстоятельства, дополнительно повышающие риск налоговых правонарушений у контрагентов: |
1 |
контрагент, имеющий вышеуказанные (в таблице 4) признаки, выступает в роли посредника |
2 |
наличие в договорах условий,
отличающихся от существующих правил
(обычаев) делового оборота (например,
длительные отсрочки платежа, поставка
крупных партий товаров без предоплаты
или гарантии оплаты, несопоставимые
с последствиями нарушения |
3 |
отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара (работ, услуг) |
4 |
приобретение через |
5 |
отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг) |
6 |
выпуск, покупка/продажа
контрагентами векселей, ликвидность
которых не очевидна или не исследована,
а также выдача/получение |
7 |
существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п. |
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков. Однако, налогоплательщик может снизить вероятность указанных рисков, для этого ему рекомендуется выполнить действия указанные на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Рекомендации по снижению рисков проведения выездной налоговой проверки у налогоплательщика
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по 12 перечисленным критериям) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России.
Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.
В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверке принимается только после предварительного согласования с ФНС России.
2.3 Порядок проведения выездной налоговой проверки
Следующим, за этапом планирования и подготовки выездной налоговой проверки выступает этап ее непосредственного проведения. Согласно п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и в здании налоговой инспекции, если налогоплательщик не может предоставить помещение для ее проведения. В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2008 г. N А56-31372/2007).
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки (далее ВНП) в обязательном порядке должно содержать следующие основные сведения (п. 2 ст. 89 НК РФ) приведенные на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Состав решения о проведении выездной налоговой проверки
В соответствии с пунктом 3 статьи 89 налогового кодекса Российской Федерации в отношении одного налогоплательщика выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.
Рассмотрим подробнее
сведения о количестве налогоплательщиков
состоящих на учете в Межрайонной
инспекции Федеральной
Таблица 2.7 – Количество налогоплательщиков стоящих на учете в МРИ №2 по г. Чите и выездных проверках проведенных в отношении них
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Количество организаций, состоящих на учете в налоговых органах |
7 368 |
7 869 |
8 212 |
844 |
11,5 |
Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете в налоговых органах |
11 847 |
13 245 |
13 561 |
1 714 |
14,5 |
Количество организаций, проверенных на выездных проверках |
153 |
178 |
183 |
30 |
19,6 |
Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, проверенных на выездных проверках |
61 |
102 |
83 |
22 |
36,1 |
Количество организаций, у которых выявлены нарушения при выездных проверках |
153 |
174 |
177 |
24 |
15,7 |
Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, у которых выявлены нарушения при выездных проверках |
61 |
102 |
81 |
20 |
32,8 |