Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.
Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость
В НК РФ не установлен срок, в течение которого налоговый орган должен вручить свое решение налогоплательщику (его представителю), поэтому на практике ситуация решается с учетом сроков исковой давности.
Налоговый орган должен выносить свое решение по предмету проведенной выездной проверки. Если при проведении проверки правильности исчисления и уплаты НДС налоговый орган обнаружил недоимку по налогу на прибыль, то он не может отразить ее в акте проверки в числе нарушений и в решении наложить за это штраф нельзя. Ведь для того чтобы оштрафовать за данное нарушение, налоговый орган должен выявить и зафиксировать его с соблюдением предусмотренной законом процедуры налогового контроля. Несоблюдение этой процедуры и других установленных НК РФ требований является основанием для отмены решения налогового органа (п. 12 ст. 101.4, п. 14 ст. 101 НК РФ). К тому же никто не может быть привлечен к налоговой ответственности иначе, чем по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ (ст. 108 Кодекса).
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, и могут указываться размер недоимки, если она была выявлена в ходе проверки, а также сумма соответствующих пеней.
Сведения о задолжности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.01.2011 года представлены в таблице 2.14.
Таблица 2.14 – Задолжность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.01.11
Всего |
в т.ч. по федеральным налогам и сборам: | ||
Всего |
в т.ч. НДС | ||
Задолжность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в том числе за: |
|||
2008 год |
1 076 419 |
946 021 |
487 586 |
2009 год |
1 791 007 |
1 609 514 |
1 023 466 |
2010 год |
1 973 130 |
1 735 397 |
1 004 367 |
Возможная к взысканию задолжность |
1 954 895 |
1 723 719 |
996 885 |
в том числе: |
|||
НЕДОИМКА, из неё: |
717 942 |
555 200 |
276 173 |
- недоимка отсутствующих должников |
33 345 |
29 438 |
15 427 |
- недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства |
32 680 |
26 845 |
8 169 |
Урегулированная задолжность, всего: |
1 236 953 |
1 168 519 |
720 712 |
Задолжность, приостановленная
к взысканию в связи с |
170 779 |
159 701 |
76 982 |
- в процедуре наблюдения |
61 836 |
60 406 |
27 353 |
- в процедуре финансового оздоровления |
0 |
0 |
0 |
Продолжение таблицы 2.14
- в процедуре внешнего управления |
0 |
0 |
0 |
- в процедуре конкурсного производства |
108 943 |
99 295 |
49 629 |
- в том числе по отсутствующим должникам |
6 746 |
4 869 |
2 652 |
- мировое соглашение |
0 |
0 |
0 |
Задолжность, взыскиваемая судебными приставами, всего |
683 386 |
632 588 |
389 850 |
Задолжность невозможная к взысканию налоговыми органами, в том числе: |
18 235 |
11 678 |
7 482 |
- задолжность невозможная к взысканию по судебным решениям |
12 478 |
11 530 |
7 475 |
- задолжность умерших физических лиц |
1 412 |
8 |
0 |
- задолжность ликвидированных организаций |
4 345 |
140 |
7 |
Как видно из таблицы 2.14, по состоянию на 01.01.2011 общая сумма задолжности налогоплательщиков перед бюджетами всех уровней составляет 1 973 130 тыс. руб. Это на 896 711 тыс. руб. больше аналогичной задолжности за 2008 год. Таким образом за период 2008-2010 гг. наблюдается рост задолжности по налогам и сборам. Наглядно это демонстрирует тренд, изображенный на рисунке 2.11.
Рисунок 2.11 – Состояние задолжности перед бюджетом по налогам и сборам за 2008-2010 гг.
В 2010 году вырос показатель
задолжности невозможной к
В решении налогового органа приводятся срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать данное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
Решение о привлечении
к ответственности за совершение
налогового правонарушения и решение
об отказе в привлечении к
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, вышеуказанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если решение будет изменено, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступит в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
Вступившее в силу решение
о привлечении
С 1 января 2009 г. решение налогового органа по результатам проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о его вступлении в силу. Рассмотрим пример обоснованности возмещения НДС и практики по обжалованию решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе и арбитражных судах (таблица 2.15).
Таблица 2.15 – Анализ обоснованности возмещения налога на добавленную стоимость
Показатель |
Выездные проверки |
абсолютное отклонение |
Темп роста, % | ||
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
Количество проверок обоснованности возмещения НДС |
185 |
262 |
124 |
-61 |
-33,0 |
Количество проверок, по результатам которых возмещение сумм НДС признано необоснованным |
37 |
43 |
19 |
-18 |
-48,6 |
Суммы НДС, возмещение которых по результатам проверок признано налоговыми органами необоснованным - всего за отчетный период, тыс. руб. |
18 639 |
26 220 |
15 492 |
-3 147 |
-16,9 |
Суммы НДС, признанные в отчетном периоде к возмещению вышестоящими налоговыми органами после того, как налоговыми органами в соответствии с принятыми ими решениями заявленные к возмещению суммы НДС были признаны необоснованными, тыс. руб. |
0 |
854 |
0 |
ХХХ |
ХХХ |
Суммы НДС, признанные в отчетном периоде к возмещению арбитражными судами после того, как налоговыми органами в соответствии с принятыми ими решениями заявленные к возмещению суммы НДС были признаны необоснованными, тыс. руб. |
686 |
183 532 |
3 330 |
2 644 |
385,4 |
Суммы НДС, по которым арбитражными судами в отчетном периоде восстановлены решения налоговых органов о признании их к возмещению необоснованными, тыс. руб. |
0 |
399 |
0 |
ХХХ |
ХХХ |
Из таблицы мы видим, что всего за 2010 год было проведено 124 выездные налоговые проверки по установлению обоснованности возмещения НДС. Это на 61 проверку меньше чем было проведено в 2008 году, и на 138 чем в 2009 году. Количество проверок, по результатам которых возмещение сумм НДС признано необоснованным в 2010 налоговом периоде так же снизилось, составив 19 из проведенных 124 проведенных, на общую сумму 15 492 тыс. руб.. Вслед за общей тенденцией по снижению количества проведенных выездных проверок обоснованности возмещения НДС и количества соответствующих проверок в ходе которых возмещение НДС признано необоснованным, в период 2008-2010 гг., произошло снижение общей эффективности таких проверок. То есть в 2008 году эффективными, в части выявления необоснованности предъявления НДС к возмещению были 20% проверок, в 2009 году 16,4% и лишь 15,3% в 2010 году.
Сумма НДС, признанная в отчетном периоде к возмещению вышестоящими налоговыми органами после того, как налоговыми органами в соответствии с принятыми ими решениями заявленные к возмещению суммы НДС были признаны необоснованными в 2008 и 2010 гг. равнялись нулю, в 2009 году эта сумма составила 854 тыс. руб. Однако сосем другая ситуация наблюдается в отношении сумм НДС, признанных к возмещению арбитражными судами после того, как налоговыми органами в соответствии с принятыми ими решениями заявленные к возмещению суммы НДС были признаны необоснованными. Если еще в 2008 году эта сама составляла 686 тыс. руб., то уже в 2009 году она достигла 183 532 тыс. руб., хотя в 2010 году она уменьшилась до 3 330 тыс. руб. Это отрицательная тенденция в деятельности налоговых органов. Суммы НДС, по которым арбитражными судами восстановлены решения налоговых органов о признании их к возмещению необоснованными в 2008 и 2010 гг. были нулевыми, в отличии от 2009 года, в котором эта сумма составила 399 тыс.руб.
Для обеспечения взыскания
недоимки, пеней и санкций налоговый
орган может принять
Рисунок 2.12 – Виды обеспечительных мер применяемых налоговыми органами
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры:
- на банковскую гарантию,
подтверждающую, что банк обязуется
уплатить указанную в решении
о привлечении к
- на залог ценных бумаг,
обращающихся на
- на поручительство третьего
лица, оформленное в порядке,
Копия решения о привлечении
к ответственности за совершение
налогового правонарушения или решения
об отказе в привлечении к
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (пример - таблица 18).
Нарушение существенных условий
процедуры рассмотрения материалов
налоговой проверки является основанием
для отмены вышестоящим налоговым
органом или судом решения
налогового органа о привлечении
налогоплательщика к
Основаниями для отмены решения
налогового органа вышестоящим налоговым
органом или судом могут быть
иные нарушения процедуры
По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции.
После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоплаты налога, сбора, пеней, штрафа с налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 69 и 101.3 НК РФ.