Особенности проведения ВНП по НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость

Файлы: 1 файл

Diplom_Kabanov.docx

— 343.24 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 7 видно, что  общее количество зарегистрированных налогоплательщиков, как юридических  лиц (далее ЮЛ), так и индивидуальных предпринимателей (далее ИП) год  от года продолжает расти.  Число  организаций стоящих на учете  в налоговом органе в 2010 году составило 8 212, это на 844 больше чем в 2008 году, темп роста составил 11,5%.Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, стоящих на учете в налоговом органе так же возросло до 13 561 в 2010 году, что на 1 714 больше аналогичного показателя 2008 года, темп роста равен 14,5%. Положительная тенденция роста числа налогоплательщиков графически продемонстрирована на рисунке 2.7.

 

 Рисунок 2.7 – Динамика изменения числа налогоплательщиков состоящих на учете в МРИ ФНС №2 по г. Чите

Увеличение числа налогоплательщиков напрямую повлияло на увеличение объемов  контрольной работы проводимой налоговыми органами в отношении этих плательщиков. Так, еще в 2008 году в отношении  организаций было проведено 153 выездные проверки, в 2009 году 178, а в 2010 году их количество составило 183, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 19,6% (30 проверок). Однако количество проведенных  выездных проверок в отношении индивидуальных предпринимателей не имело такой  однозначной тенденции к росту  как у организаций. Вплоть до 2009 года число проведенных выездных проверок возрастало, в соответствии с увеличением  числа зарегистрированных налогоплательщиков, однако в 2010 году число проведенных  выездных проверок уменьшилось до 83. Но, не смотря на это, количество выездных проверок в отношении ИП проведенных  в 2010 году оказалось больше аналогичного показателя за 2008 год на 22 проверки. Темп роста остался положительным  и составил 36,1%. Количество  проведенных  выездных налоговых проверок в отношении  ЮЛ и ИП и их соотношение наглядно продемонстрировано на диаграмме 2.1.

 

Диаграмма 2.1 -  Количество проведенных выездных налоговых проверок в отношении  организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП)

 

Результативность проведения выездных налоговых проверок в отношении  организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете в налоговых органах показана на диаграмме 2.2.

Диаграмма 2.2 – Результативность проведения выездных налоговых проверок

 

Из диаграммы 2.2 видно, что  в 2008 году результативность выездных проверок была 100%. Т.е. в ходе 214 проведенных  выездных проверок ЮЛ и ИП  в 214 были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. В 2009 году результативность составила 98,6%. В 2010 году результативными  оказались 97% из проведенных выездных проверок.

Камеральными проверками, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков. Например, за 2010 налоговый период выездными проверками было охвачено лишь 183 организаций, из 8 212 состоящих на учете (Диаграмма 2.3).

Диаграмма 2.3 – Соотношение зарегистрированных организаций и организаций, проверенных на выездных проверках в 2010 году

Предметом выездной налоговой  проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов  (НДС) (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В соответствии с разъяснениями, предоставленными ФНС России в Письме от 22 октября 2007 г. N ШТ-6-03/809@ «О направлении Письма Минфина России от 19.06.2007 г. N 03-07-08/160», срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В п. 5 ст. 89 НК РФ закреплено, что налоговые органы не вправе проводить  две и более выездные налоговые  проверки по одним и тем же налогам  за один и тот же период (Постановление  ФАС Центрального округа от 19 февраля 2009 г. N А08-2803/2008-25).

Также они не вправе проводить  в отношении одного налогоплательщика две и более выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти (в частности Федеральной налоговой службы), уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»), о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Вместе с тем контролеры могут провести повторную выездную налоговую проверку в порядке  контроля вышестоящим налоговым  органом деятельности инспекции  или на основании поданной налогоплательщиком уточненной декларации, в которой  указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ). В рамках этой проверки проверяется период, за который представляется уточненная налоговая декларация.

 

Рассмотрим консолидированный  отчет налогового органа о начислении налога на добавленную стоимость  за 2008-10 налоговые периоды в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 – Отчет 1 – НДС о начисление налога на добавленную стоимость за 2008-2010 гг.

Показатели

Начислено – всего, тыс. руб.

Абсолют-ное отклонение

Темп роста, %

Период

2008

2009

2010

Налогооблагаемые обороты 

         

Сумма налога, исчисленная  по налогооблагаемым объектам, всего 

12 616 646

12 235 954

12 815 089

198 443

1,6

в том числе:

         

      - Сумма  налога исчисленная по операциям,  облагаемым по налоговым ставкам,  предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ, с учетом восстановленных  сумм налога

12 554 696

12 172 612

12 756 758

202 062

1,6

     - Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по  данным налоговых агентов

61 008

57 956

58 060

-2 948

-4,8

     - Сумма налога, исчисленная по операциям по  реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения ставки 0% по которым документально не  подтверждена

942

5 386

271

-671

-71,2

Налоговые вычеты

         

Сумма налоговых вычетов, всего 

11 063 265

10 388 977

10 904 512

-158 753

-1,4

Общая сумма НДС, подлежащая вычету по операциям, облагаемым по налоговым  ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ

10 892 112

10 241 660

10 703 978

-188 134

-1,7

Сумма налога, исчисленная  к уплате в бюджет

2 220 451

2 391 194

2 417 501

197 050

8,9

Сумма налога, исчисленная  к возмещению из бюджета

-667 070

-544 217

-506 924

160 146

-24,0

Сумма налога, доначисленная (уменьшенная) по результатам контрольной  работы

202 327

791 921

163 284

-39 043

-19,3

в том числе:

         

   - по результатам  камеральных проверок

31 423

112 759

-9 956

-41 379

-131,7

   - по результатам  выездных проверок

170 904

679 162

173 240

2 336

1,4

Сумма начисленных налоговых  санкций и пеней - всего

90 577

213 047

157 287

66 710

73,7


 

Товарооборот, облагаемый НДС, в 2008 году составил 12 616 646 тыс. руб., в 2009 году он снизился до 12 235 954 тыс. руб., а в 2010 году превзошел уровень 2008 года и вырос до 12 815 089 тыс. руб.. Темп роста остановился на отметке в 1,6%. В числе прочего в 2010 г. (по сравнению с 2008 г.) на 2 948 тыс. руб. снизилась сумма налога,  подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов, составив 58 060 тыс. руб.. В 2010 налоговом периоде значительно снизилась (на 671 тыс. руб.) сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения ставки 0% по которым документально не подтверждена, составив 271 тыс. руб.  В сумме налога исчисленной по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ, с учетом восстановленных сумм налога наблюдается положительная динамика к росту. В 2010 налоговом периоде этот показатель составил 12 756 758 тыс. руб., что на 202 062 тыс. руб. больше чем за 2008 налоговый период.

Динамика в изменении  сумм налоговых вычетов за 2008-2010 налоговые периоды была нестабильна, однако тенденция к снижению все  же преобладает. Так, в 2010 году сумма  налоговых вычетов уменьшилась  на 158 753 тыс. руб. по сравнению с 2008 г., составив 10 904 512 тыс. руб., но по сравнению с суммой вычетов за 2009 год она возросла на 515 535 тыс. руб.

Как следствие, все вышеперечисленное  повлияло на размер сумм НДС исчисленных  к уплате в бюджетную систему  РФ (диаграмма 2.4).

 

Диаграмма  2.4 – Из отчета 1 НМ - о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ

 

Динамика уменьшения сумм налога отнесенных к возмещению из бюджета показана на диаграмме 2.5.

Диаграмма 2.5 – Сумма НДС заявленная к возмещению из бюджета

 

По результатам контрольной  работы в 2008 г. было доначислено 202 327 тыс. руб, 791 921 тыс. руб. в 2009г. В 2010 г. доначисленная сумма налога составила  163 284 тыс. руб., из которых - 9 956 поставлено к уменьшению, в ходе проведенных камеральных проверок, а 173 240 тыс. руб. выявленная по результатам проведенных выездных налоговых проверок была доначисленна к уплате в бюджет. Динамику изменения доначисленных сумм налога демонстрирует диаграмма 2.6.

 

Диаграмма 2.6 – Показатели доначисленных сумм налога в ходе проведенной контрольной работы

 

Как видно из диаграммы  наиболее продуктивными инструментом налоговых органов по выявлению  нарушений и доначислению налога, в 2008-2010 налоговых периодах,  оказались  выездные налоговые проверки, в ходе которых доначисленная сумма  налога оказалась наиболее значительной. 

Пункт 6 ст. 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, начиная со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке.

В определенных случаях проверка может затянуться до четырех, а в исключительных случаях и до шести месяцев. Основания и порядок продления срока ее проведения утверждены Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@ (далее – Приказ).

Основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев определены  в соответствии с п. 3 этого Приказа в Таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки

Основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой  проверки:

1

проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших

2

получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии  у налогоплательщика, плательщика  сбора, налогового агента нарушений  законодательства о налогах и  сборах и требующей дополнительной проверки

3

наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и  т.д.) на территории, где проводится проверка

4

проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько  обособленных подразделений

5

непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом  в установленный, в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ, срок документов, необходимых  для проведения выездной (повторной  выездной) налоговой проверки

6

иные обстоятельства


 

Иные обстоятельства, упомянутые в п.6 таблицы 10, в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и т.д. Особо следует отметить последний пункт, который делает перечень «исключительных» случаев увеличения срока проведения выездной налоговой проверки открытым. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что при большом желании налоговый орган может применить данный пункт практически ко всему, тем самым затягивая срок проведения проверки на полгода.

Информация о работе Особенности проведения ВНП по НДС