Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.
Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость
Из таблицы 7 видно, что общее количество зарегистрированных налогоплательщиков, как юридических лиц (далее ЮЛ), так и индивидуальных предпринимателей (далее ИП) год от года продолжает расти. Число организаций стоящих на учете в налоговом органе в 2010 году составило 8 212, это на 844 больше чем в 2008 году, темп роста составил 11,5%.Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, стоящих на учете в налоговом органе так же возросло до 13 561 в 2010 году, что на 1 714 больше аналогичного показателя 2008 года, темп роста равен 14,5%. Положительная тенденция роста числа налогоплательщиков графически продемонстрирована на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Динамика изменения числа налогоплательщиков состоящих на учете в МРИ ФНС №2 по г. Чите
Увеличение числа
Диаграмма 2.1 - Количество проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП)
Результативность проведения выездных налоговых проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете в налоговых органах показана на диаграмме 2.2.
Диаграмма 2.2 – Результативность проведения выездных налоговых проверок
Из диаграммы 2.2 видно, что в 2008 году результативность выездных проверок была 100%. Т.е. в ходе 214 проведенных выездных проверок ЮЛ и ИП в 214 были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. В 2009 году результативность составила 98,6%. В 2010 году результативными оказались 97% из проведенных выездных проверок.
Камеральными проверками, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков. Например, за 2010 налоговый период выездными проверками было охвачено лишь 183 организаций, из 8 212 состоящих на учете (Диаграмма 2.3).
Диаграмма 2.3 – Соотношение зарегистрированных организаций и организаций, проверенных на выездных проверках в 2010 году
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (НДС) (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В соответствии с разъяснениями, предоставленными ФНС России в Письме от 22 октября 2007 г. N ШТ-6-03/809@ «О направлении Письма Минфина России от 19.06.2007 г. N 03-07-08/160», срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
В п. 5 ст. 89 НК РФ закреплено, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (Постановление ФАС Центрального округа от 19 февраля 2009 г. N А08-2803/2008-25).
Также они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика две и более выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти (в частности Федеральной налоговой службы), уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»), о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Вместе с тем контролеры могут провести повторную выездную налоговую проверку в порядке контроля вышестоящим налоговым органом деятельности инспекции или на основании поданной налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ). В рамках этой проверки проверяется период, за который представляется уточненная налоговая декларация.
Рассмотрим консолидированный отчет налогового органа о начислении налога на добавленную стоимость за 2008-10 налоговые периоды в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Отчет 1 – НДС о начисление налога на добавленную стоимость за 2008-2010 гг.
Показатели |
Начислено – всего, тыс. руб. |
Абсолют-ное отклонение |
Темп роста, % | ||
Период |
2008 |
2009 |
2010 | ||
Налогооблагаемые обороты |
|||||
Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего |
12 616 646 |
12 235 954 |
12 815 089 |
198 443 |
1,6 |
в том числе: |
|||||
- Сумма
налога исчисленная по |
12 554 696 |
12 172 612 |
12 756 758 |
202 062 |
1,6 |
- Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов |
61 008 |
57 956 |
58 060 |
-2 948 |
-4,8 |
- Сумма налога,
исчисленная по операциям по
реализации товаров (работ, |
942 |
5 386 |
271 |
-671 |
-71,2 |
Налоговые вычеты |
|||||
Сумма налоговых вычетов, всего |
11 063 265 |
10 388 977 |
10 904 512 |
-158 753 |
-1,4 |
Общая сумма НДС, подлежащая вычету по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ |
10 892 112 |
10 241 660 |
10 703 978 |
-188 134 |
-1,7 |
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет |
2 220 451 |
2 391 194 |
2 417 501 |
197 050 |
8,9 |
Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета |
-667 070 |
-544 217 |
-506 924 |
160 146 |
-24,0 |
Сумма налога, доначисленная (уменьшенная) по результатам контрольной работы |
202 327 |
791 921 |
163 284 |
-39 043 |
-19,3 |
в том числе: |
|||||
- по результатам камеральных проверок |
31 423 |
112 759 |
-9 956 |
-41 379 |
-131,7 |
- по результатам выездных проверок |
170 904 |
679 162 |
173 240 |
2 336 |
1,4 |
Сумма начисленных налоговых санкций и пеней - всего |
90 577 |
213 047 |
157 287 |
66 710 |
73,7 |
Товарооборот, облагаемый НДС, в 2008 году составил 12 616 646 тыс. руб., в 2009 году он снизился до 12 235 954 тыс. руб., а в 2010 году превзошел уровень 2008 года и вырос до 12 815 089 тыс. руб.. Темп роста остановился на отметке в 1,6%. В числе прочего в 2010 г. (по сравнению с 2008 г.) на 2 948 тыс. руб. снизилась сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов, составив 58 060 тыс. руб.. В 2010 налоговом периоде значительно снизилась (на 671 тыс. руб.) сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения ставки 0% по которым документально не подтверждена, составив 271 тыс. руб. В сумме налога исчисленной по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ, с учетом восстановленных сумм налога наблюдается положительная динамика к росту. В 2010 налоговом периоде этот показатель составил 12 756 758 тыс. руб., что на 202 062 тыс. руб. больше чем за 2008 налоговый период.
Динамика в изменении сумм налоговых вычетов за 2008-2010 налоговые периоды была нестабильна, однако тенденция к снижению все же преобладает. Так, в 2010 году сумма налоговых вычетов уменьшилась на 158 753 тыс. руб. по сравнению с 2008 г., составив 10 904 512 тыс. руб., но по сравнению с суммой вычетов за 2009 год она возросла на 515 535 тыс. руб.
Как следствие, все вышеперечисленное повлияло на размер сумм НДС исчисленных к уплате в бюджетную систему РФ (диаграмма 2.4).
Диаграмма 2.4 – Из отчета 1 НМ - о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ
Динамика уменьшения сумм налога отнесенных к возмещению из бюджета показана на диаграмме 2.5.
Диаграмма 2.5 – Сумма НДС заявленная к возмещению из бюджета
По результатам контрольной работы в 2008 г. было доначислено 202 327 тыс. руб, 791 921 тыс. руб. в 2009г. В 2010 г. доначисленная сумма налога составила 163 284 тыс. руб., из которых - 9 956 поставлено к уменьшению, в ходе проведенных камеральных проверок, а 173 240 тыс. руб. выявленная по результатам проведенных выездных налоговых проверок была доначисленна к уплате в бюджет. Динамику изменения доначисленных сумм налога демонстрирует диаграмма 2.6.
Диаграмма 2.6 – Показатели доначисленных сумм налога в ходе проведенной контрольной работы
Как видно из диаграммы наиболее продуктивными инструментом налоговых органов по выявлению нарушений и доначислению налога, в 2008-2010 налоговых периодах, оказались выездные налоговые проверки, в ходе которых доначисленная сумма налога оказалась наиболее значительной.
Пункт 6 ст. 89 НК РФ регламентирует, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, начиная со дня вынесения решения о ее назначении и заканчивая днем оформления справки о проведенной проверке.
В определенных случаях проверка может затянуться до четырех, а в исключительных случаях и до шести месяцев. Основания и порядок продления срока ее проведения утверждены Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@ (далее – Приказ).
Основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев определены в соответствии с п. 3 этого Приказа в Таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки
№ |
Основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки: |
1 |
проведение проверок налогоплательщика,
отнесенного к категории |
2 |
получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки |
3 |
наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.д.) на территории, где проводится проверка |
4 |
проведение проверок организаций,
имеющих в своем составе |
5 |
непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный, в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ, срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки |
6 |
иные обстоятельства |
Иные обстоятельства, упомянутые в п.6 таблицы 10, в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и т.д. Особо следует отметить последний пункт, который делает перечень «исключительных» случаев увеличения срока проведения выездной налоговой проверки открытым. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что при большом желании налоговый орган может применить данный пункт практически ко всему, тем самым затягивая срок проведения проверки на полгода.