Особенности проведения ВНП по НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ способов администрирования НДС, посредством организации и проведения выездных налоговых проверок, повышения эффективности механизма их организации и увеличения поступлений указанного налога в бюджетную систему.
Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить сущность проведения контрольной работы налоговыми органами посредством налоговых проверок, рассмотреть их виды;
2) рассмотреть нормативно правовую базу, используемую налоговыми органами в процессе организации и проведения налоговых проверок;
3) проанализировать порядок планирования и проведения выездных налоговых проверок по НДС и осуществленных в их ходе мероприятий налогового контроля, на примере МРИ ФНС №2 по г. Чите;
4) рассмотреть мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию выездной налоговый проверки, а так же процессуальные сроки, отводимые на их выполнение;
5) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию процесса администрирования НДС и осуществления налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

Введение
1.Сущность налоговых проверок по НДС
1.1 Понятие и виды налоговых проверок
1.2 Цели и методы налоговых проверок НДС
1.3 Нормативно-правовая база
2 Особенности проведения ВНП по НДС
2.1 Характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите
2.2 Планирование и подготовка ВНП (основания проведения, критерии отбора налогоплательщиков для ВНП, нюансы проведения ВНП)
2.3 Проведение ВНП. (действия в период ВНП, выемка, истребование документов, основания продления ВНП)
2.4 Мероприятия проводимые налоговым органом по окончанию ВНП
3 Совершенствование налогового администрирования налога на добавленную стоимость

Файлы: 1 файл

Diplom_Kabanov.docx

— 343.24 Кб (Скачать файл)

 

В 2011 году Федеральная налоговая  служба планирует сократить персонал на 5 процентов. К 2013 количество сокращений достигнет уже 15 процентов. Поводом к этому послужила принятая Правительство РФ федеральная программа реформирования государственной службы Российской Федерации, одной из целей которой стала оптимизация состава государственных служащих. Общее количество федеральных государственных служащих составляет около 510 тысяч человек. За три года их число должно сократиться на 100 тысяч сотрудников. На этом государство планирует экономить 43 миллиарда рублей в год.

Каждому ведомству предоставлены  полномочия самостоятельно определять график сокращений, но рекомендовано  уволить по пять процентов сотрудников  в 2011 и 2012 годах, и 10 процентов – в 2013 году. В налоговой в 2011 году будет уволено 8500 специалистов при общей численности в 170 тысяч человек. А к 2013 году из ФНС должны уйти 15 процентов штата, что составит уже около 25 тысяч налоговиков.

 

 

 

 

2.2 Планирование и подготовка  выездных налоговых проверок 

 

 

 

Выездная налоговая проверка для налоговых органов –  это, с одной стороны, наиболее результативное мероприятие, направленное на восстановление нарушенного фискального интереса государства, в результате проведения которого они с наибольшей вероятностью в состоянии обнаружить потаенную недоимку, а с другой стороны, выездные налоговые проверки ввиду масштабности их осуществления отнимают у инспекторов налоговых органов слишком много времени и человеческих ресурсов.

Основным документом, используемым налоговыми органами при планировании выездной налоговой проверки, является Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в редакции приказа ФНС России от 14.10.2008 г. №ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в приказ  № ММ-3-06/333@) (далее – Концепция).

Концепцией определено, что  основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

-выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

- предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые  проверки должны отвечать требованиям  безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — это  открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям  риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее  планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для  проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые  органы (в том числе из внешних и внутренних источников - рисунок 2.2), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

 

 

Рисунок 2.2 – Источники информации о налогоплательщике

 

При этом определено, что  к информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.   К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы  планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Основные принципы планирования выездных налоговых проверок

 

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, которые показаны на рисунке 2.4.

 

           Рисунок 2.4 – Уровни анализа экономических показателей деятельности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок

В случае выбора объекта  для проведения выездной налоговой  проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными  целями и принципами Концепции выбор  объектов для проведения выездных налоговых  проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты, как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения  в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении  которых у налогового органа имеются  сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или  схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа  финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и  оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит  возможность не включения в план выездных налоговых проверок. 

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для  налогоплательщиков, используемыми  налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых  проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка  у данного налогоплательщика  ниже ее среднего уровня по  хозяйствующим субъектам в конкретной  отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Налоговая нагрузка для некоторых отраслей (видов экономической деятельности) приведена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

 

Вид экономической деятельности

Налоговая нагрузка, %

Абсолютное

отклонение

Темп роста

 

2006 год

2007 год

Всего

11,6

14,4

2,8

24,1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

5,5

8,7

3,2

58,2

Обрабатывающее производство всего

7,2

10,5

3,3

45,8

Производство пищевых продуктов

13,1

15,7

2,6

19,8

Производство , передача и распределение электрической энергии

7,0

8,4

1,4

20,0

Производство, передача и распределение  пара и горячей воды (тепловой энергии)

1,1

8,1

7,0

636,4

Строительство

11,9

15,9

4,0

33,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств

3,8

3,9

0,1

2,6

Гостиницы и рестораны

10,7

16,3

5,6

52,3

Транспорт и связь всего

11,7

15,0

3,3

28,2

      в том числе:

       

Деятельность железнодорожного транспорта

8,1

15,5

7,4

91,4

Связь

16,5

18,0

1,5

9,1


 

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых  органов и оборота (выручки) организаций  по данным Федеральной службы государственной  статистики (Росстата). Как видно из таблицы, налоговая нагрузка в 2007 г. возросла по всем приведенным видам экономической деятельности, остановившись на отметке 14,4. Темп роста налоговой нагрузки 24,1%, за период 2006-2007 гг., является весьма значительным.

2. Отражение в бухгалтерской  или налоговой отчетности убытков  на протяжении нескольких налоговых  периодов. В частности осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой  отчетности значительных сумм  налоговых вычетов за определенный  период.

Доля вычетов па налогу на добавленную стоимость от суммы  начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста  расходов над темпом роста  доходов от реализации товаров  (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной  заработной платы на одного  работника ниже среднего уровня  по виду экономической деятельности  в субъекте Российской Федерации. 

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным  предпринимателем суммы расхода,  максимально приближенной к сумме  его дохода, полученного за календарный  год. 

8. Построение финансово-хозяйственной  деятельности на основе заключения  договоров с контрагентами-перекупщиками  или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении    налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее Постановление ВАС).

В п. 5 Постановления указано, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать только подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

1) Невозможность реального  осуществления налогоплательщиком  указанных операций с учетом  времени, места нахождения имущества  или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для  производства товаров, выполнения  работ или оказания услуг.

2) Отсутствие необходимых  условий для достижения результатов  соответствующей экономической  деятельности в силу отсутствия  управленческого или технического  персонала, основных средств,  производственных активов, складских  помещений, транспортных средств.

3)   Учет для целей  налогообложения только тех хозяйственных  операций, которые непосредственно  связаны с возникновением налоговой  выгоды, если для данного вида  деятельности также требуется  совершение и учет иных хозяйственных  операций.

4)   Совершение операций  с товаром, который не производился  или не мог быть произведен  в объеме, указанном налогоплательщиком  в документах бухгалтерского  учета.

Кроме того, в п. 6 Постановления перечисляются обстоятельства, которые сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, но в совокупности и взаимосвязи с другими обстоятельствами, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Обстоятельства, косвенно свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды

Обстоятельства, сами по себе не являющиеся нарушениями, но в совокупности и взаимосвязи с другими обстоятельствами свидетельствующие против налогоплательщика

(по мнению Пленума  ВАС РФ)

1

Создание организации  незадолго до совершения хозяйственной  операции

2

Взаимозависимость участников сделок

3

Неритмичный характер хозяйственных  операций

4

Нарушение налогового законодательства в прошлом

5

Разовый характер операции

6

Осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика

7

Осуществление расчетов с  контрагентом с использованием одного банка

8

Осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных  хозяйственных операций

9

Использование посредников  при осуществлении хозяйственных  операций

Информация о работе Особенности проведения ВНП по НДС