Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:24, курсовая работа
В современном цивилизованном обществе налога - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты.
Введение………………………………………………………………………
5
1. Оптимизация налогообложения – важнейший фактор развития экономики Республики Беларусь……………………………………………….
7
1.1 Система налогообложения промышленных организаций Республики Беларусь и пути ее совершенствования…………………………………….
7
1.2 Особенности ведения учёта в целях налогообложения и бухгалтерского учёта в процессе хозяйственной деятельности промышленного предприятия…………………………………………………………………..
18
1.3 Нормативно-правовая база учёта налогов и других обязательных платежей………………………………………………………………………
25
1.4 Финансово экономическая характеристика ОАО «Пинский опытно-механический завод»………………………………………………………...
30
2. Учёт налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………
39
2.1 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, включаемых в себестоимости продукции (работ, услуг)………………………..
39
2.2 Методика расчёта и учёта налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)……………….
48
2.3 Методика расчёта и учёта налогов и платежей, взимаемых из прибыли и доходов……………………………………………………………….
53
2.4 Пути совершенствования учета налогов и других обязательных платежей в современных условиях……………………………………………..
59
2.5 Проверка правильности расчёта и учёта налогов и других обязательных платежей……………………………………………………………
64
3. Анализ налогов и других обязательных платежей на промышленном предприятии…………………………………………………………………..
70
3.1 Анализ динамики, состава и структуры налогов и других платежей предприятия…………………………………………………………………..
70
3.2 Анализ налогов и обязательных платежей, включаемых в затраты….
75
3.3 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)………………………………………
80
3.4 Анализ налогов и обязательных платежей, взимаемых из прибыли и доходов………………………………………………………………………..
84
3.5 Экономическое освоение прогнозных резервов снижения уровня налогов………………………………………………………………………...
92
Заключение……………………………………………………………………
96
Список использованных источников………………………………………..
99
Приложение…………………………………………………………………..
102
где 1— Расчёты проведённые ОАО «Пинский ОМЗ»; 2— Расчёты проведённые ОДО «ФОРАУДИТ»; 3— отклонение (+,-).
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка на основании приложения П.
В 2010 году исчисление и уплата экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу воздуха производится поквартально. За период 2010 года было начислено 3817150 рублей экологического налога. В бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:
Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»
К-т 68/1.4 «Экологические выбросы»
При аудиторской проверке экологического налога ошибок и нарушений обнаружено не было. Начисление и перечисление в бюджет было произведено согласно действующему законодательству. Отражение в бухгалтерском учете верно. (Приложение Л)
Основаниями для исчисления земельного налога и арендной платы за землю на ОАО «Пинский ОМЗ» является государственный Акт на земельный участок.
За 2010 года начислены
платежи за землю в сумме 56870525
рублей. В бухгалтерском учете
земельный налог отражен
Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»
К-т 68/1.1 «Налог на землю»
На ОАО «Пинский ОМЗ» земельный налог начислен в 2010 году в следующих размерах:
Таблица 2.5 – Рассчитанный земельный налог ОАО «Пинский ОМЗ» и проверенный расчет аудиторским предприятием за 2010 год по одному из земельных участков
Пло-щадь земельного участ-ка, кв. м |
Кадастро-вая стои-мость, 1 кв. м земель-ного участка, рублей |
Ставка земель- ного налога по видам функцио-нального использо-вания,% |
Коэффи-циент по периоду пользования |
Повы- шающие коэффи-циенты |
Начислен-ный земельный налог, рублей |
По расчёту аудитора, рублей |
Отк-лонения (+,-) |
39267 |
75192 |
1,1 |
0,75 |
2 |
48717310 |
48717310 |
0 |
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка на основании приложения Н.
В ходе проведения аудиторской проверки нарушений по начислению и уплате в бюджет платежей за землю установлено не было. (Приложение Л)
На ОАО «Пинский ОМЗ» отчисления в инновационный фонд осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке образования инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. Организация производит отчисления в инновационный фонд в размере 0,25 % от себестоимости продукции (работ, услуг) за отчетный месяц с учетом доли госсобственности в ОАО.
В 2010 году отчисления в инновационный фонд составили 477887 рублей. В бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:
Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»
К-т 68/5.1 «Инновационный фонд»
Таблица 2.6 – Правильность проведения расчета по отчислениям в инновационный фонд за 2010г.
Исходные данные |
Расчёты проведённые ОАО «Пинский ОМЗ» |
Расчёты проведённые ОДО «ФОРАУДИТ» |
Отклонения (+,-) |
Налогооблагаемая база, тыс. руб. |
191154,656 |
191154,656 |
0 |
Ставка налога, % |
0,25 |
0,25 |
- |
Сумма налога за год, тыс. руб. |
477,887 |
477,887 |
0 |
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка на основании приложения Р.
При аудиторской проверке отчислений в инновационный фонд ошибок и нарушений обнаружено не было. Начисление и перечисление в бюджет было произведено согласно действующему законодательству. Отражение в бухгалтерском учете верно. (Приложение Л)
На ОАО «Пинский ОМЗ» налог на недвижимость определяется ежеквартально исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки.
В бухгалтерском учете начисление налога на недвижимость за 2010 года отражается проводкой:
Д-т 99/4 «Налог на недвижимость»
К-т 68/2.1 «Налог на недвижимость»
Таблица 2.7 – Правильность проведения расчета налога на недвижимость за 2010 год
Исходные данные |
Расчёты проведённые ОАО «Пинский ОМЗ» |
Расчёты проведённые ОДО «ФОРАУДИТ» |
Отклонения (+,-) |
Налогооблагаемая база, тыс. руб. |
6484347,740 |
6484347,740 |
0 |
Ставка налога, % |
0,25 |
0,25 |
- |
Коэффициент к ставке налога |
1 |
1 |
- |
Сумма налога за 4 квартал, тыс. руб. |
16210,869 |
16210,869 |
0 |
Сумма налога за год, тыс. руб. |
89159,781 |
89159,781 |
0 |
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка на основании приложения С.
При проведении аудита налога на недвижимость нарушений действующего законодательства Республики Беларусь установлено не было. Расхождений бухгалтерского учета с налоговыми декларациями и расчетами не было. (Приложение Л)
На ОАО «Пинский ОМЗ» объектом обложения налогом на прибыль является конечный стоимостный результат деятельности организации. Результатом считается прибыль, полученная организацией в налоговом периоде.
Облагаемая налогом прибыль от реализации продукции, товаров, иных материальных ценностей, имущественных прав определяется как разница между выручкой от реализации в отпускных ценах (без НДС, акцизов, отчислений, взимаемых с выручки) и затратами на производство и (реализацию, учитываемых при налогообложении). При этом учитывается, что не все фактические расходы, произведенные предприятием, включаются в эти затраты. производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. В то же время некоторые затраты включаются в расчет не полностью, а в пределах утвержденных нормативов. Примером последних являются расходы на рекламу, фирменную и специальную одежду, командировочные и представительские расходы, расходы на подготовку кадров, информационные, аудиторские услуги и др.
В бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:
Д-т 99/5 «Налог на прибыль и доходы»
К-т 68/3.1 «Налог на прибыль»
Таблица 2.8 – Правильность проведения расчета налога на прибыль за 2010 год
Исходные данные |
Расчёты проведённые ОАО «Пинский ОМЗ» |
Расчёты проведённые ОДО «ФОРАУДИТ» |
Отклонения (+,-) |
Налогооблагаемая база, тыс. руб. |
670707,675 |
670707,675 |
0 |
Ставка налога, % |
24 |
24 |
- |
Сумма налога за год, тыс. руб. |
160969,842 |
160969,842 |
0 |
П р и м е ч а н и е – Источник: собственная разработка на основании приложения Т.
При проведении аудита налога на налога нарушений действующего законодательства Республики Беларусь установлено не было. Расхождений бухгалтерского учета с налоговыми декларациями и расчетами не было. (Приложение Л)
По итогам проверки составляется акт или справка по установленным формам. Акт, как правило, состоит из нескольких частей.
В первой части указываются общие сведения об организации. Во второй части акта излагается информация о нарушениях. В третьей части акта отражаются итоговые суммы налогов, сборов (пошлин), не уплаченных, не удержанных и (или) не перечисленных в бюджет (излишне уплаченных) организацией, а также требования по устранению допущенных нарушений. Здесь же указываются лица, действия (бездействия) которых повлекли нарушения. [6, с.10]
Последним этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности субъекта хозяйствования.
По результатам проверки выносятся решение о применении экономических санкций, доначислении налогов, сборов (пошлин) и начисление пени. Основанием для вынесения решений является наличие выявленных и отражённых в акте проверки нарушений законодательства. Если в силу поступивших возражений по содержанию акта проводились дополнительные или встречные проверки, то их результаты учитываются при вынесении решения.
Суть аудиторской проверки заключается в проверке:
Процедура проведения проверки правильности исчисления налогов включает в себя анализ следующих документов:
В завершении, хотелось бы отметить встречающиеся наиболее часто на практике нарушения, выявляемые при аудите расчётов с бюджетом по налогам (неправильное исчисление налогооблагаемой базы, необоснованное предъявление к возмещению из бюджета налогов, необоснованное выделение сумм уплаченных налогов расчетным путем, неправильное документальное оформление по суммам, освобожденным от налогов, незаконное применение льгот по налогам, ошибки при исчислении и уплате в бюджет налогов в результате изменения статуса имущества, нарушение сроков платежей). [25, с. 345]
Если аудитор проводит тематическую проверку, как в нашем случае, то в аудиторском заключении дополнительно должны быть отражены вопросы по состоянию расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам (правильно ли исчислены налоги и обязательные платежи, верно ли применялись налоговые ставки в проверяемом периоде, своевременность уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, верно ли определялась база для исчисления того или иного налога).