Совершенствование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является:
изучение действующего в настоящее время механизма определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
изучение системы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц на ООО «ОФ «Комус-Упаковка»;
выявление недостатков в системе налогообложения доходов физических лиц;
выявление путей совершенствования налога на доходы физических лиц.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ…………...………9
1.1.Общие правила определения налоговой базы по НДФЛ………………………...9
1.2.Особенности в определении налоговой базы по НДФЛ………………………..19
1.3.Налоговые вычеты………………………………………………………………...36
Глава 2. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ на примере ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………………………………………53
2.1.Краткая характеристика ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………..53
2.2.Исчисление НДФЛ на «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………...55
2.3.Представление отчётности о доходах физического лица в налоговые органы………………………………………………………………………………….59
Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………...62
3.1. История налога на доходы физических лиц в России………………………….62
3.2. Мировой опыт исчисления и взимания НДФЛ…………………………………65
3.3.Основные направления совершенствования и оптимизации НДФЛ………….72
Заключение……………………………………………………………………….79
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ…………...………9

1.1.Общие правила  определения налоговой базы по НДФЛ………………………...9

1.2.Особенности в определении налоговой базы по НДФЛ………………………..19

1.3.Налоговые вычеты………………………………………………………………...36

Глава 2. Механизм определения налоговой базы по НДФЛ на примере ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………………………………………53

2.1.Краткая характеристика ООО «ОФ «Комус-Упаковка»………………………..53

2.2.Исчисление НДФЛ на «ОФ «Комус-Упаковка»………………………………...55

2.3.Представление  отчётности о доходах физического  лица в налоговые органы………………………………………………………………………………….59

Глава 3. Совершенствование налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………...62

3.1. История налога на доходы физических лиц в России………………………….62

3.2. Мировой опыт исчисления и взимания НДФЛ…………………………………65

3.3.Основные направления совершенствования и оптимизации НДФЛ………….72

Заключение……………………………………………………………………….79

Список использованной литературы…………………………………………...83

Приложения

Приложение 1. Форма 1-НДФЛ

Приложение 2. Регистр  налогового учёта

Приложение 3. Форма 2-НДФЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налог на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) - форма изъятия в бюджет части доходов физических лиц. НДФЛ относится к федеральным налогам, которые устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДФЛ относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является физическое лицо, получившее доход.

Налог на доходы физических лиц является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости. В большинстве развитых стран данному налогу придается особое значение в решении социальных проблем общества. 
Социальная функция НДФЛ реализуется посредством сокращения неравенства в распределении доходов, воздействия на уровень доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего спроса, качество жизни, демографические и другие показатели социальной сферы. С помощью подоходного налога государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и других сферах.

Устанавливая налоги на доходы физических лиц, сокращая налоговые обязательства, или полностью освобождая от уплаты подоходного налога различные категории населения, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие семьи, получение образования, вводя льготы по подоходному налогу в зависимости от расходов понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое другое, государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости.

На современном этапе экономического развития РФ налог на доходы физических лиц приобретает все более определяющую роль в налоговых поступлениях в бюджеты различных уровней. Фактически, по уровню собираемости этого налога и его месту в общем объеме налоговых поступлений можно делать определенные выводы об уровне благосостояния населения и экономическом росте страны.

С 2002 года НДФЛ полностью остаётся в распоряжении региональных и местных бюджетов и используется для финансирования поставленных перед ними задач. Доля НДФЛ в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам 2010 года составила 40%.

В последние годы регулирующая роль НДФЛ в налоговой системе увеличивается. За период существования НДФЛ не раз подвергался реформированию. Однако кардинальных изменений за это время не произошло. В основном реформированию подвергались суммы налоговых вычетов и порядок их представления, корректировались некоторые ставки и виды доходов.

Не смотря на то, что налог на доходы физических лиц кажется наиболее предсказуемым и стабильным из всех входящих в российскую налоговую систему налогов, это не говорит о том, что данный налог лишен каких-либо проблем. Проблемы, безусловно, имеются, и притом весьма существенные. Действующее в настоящее время налогообложение доходов физических лиц обладает существенными недостатками, как с точки зрения социальной справедливости, так и прогрессивного регулирования экономики. Она не отвечает требованиям справедливого налогообложения равным налогом равного дохода. 

Например, можно рассмотреть такую проблему как «плоская шкала» налогообложения, которая не способствует выполнению налогом распределительной функции. Единая ставка налога не учитывает наличия у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению.

Действующая система налогообложения должна быть преобразована так, чтобы,  выполняя свою фискальную роль,  подоходный налог с физических лиц не перекладывал налоговую нагрузку на малоимущие слои общества, уровень доходов которых не превышает прожиточный минимум. Более того,  налоговая система должна способствовать появлению стимулов к производительному расходованию заработанных средств,  когда заработанные средства направлялись бы не на роскоши отдельных категорий населения,  а в виде инвестиций - на производственное накопление.  Такая схема должна включать элементы, которые, с одной стороны,    обеспечивают справедливое налогообложение заработанных средств, а с другой - содержат антиинфляционный механизм их использования.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что вопрос о правильном исчислении налога на доходы физических лиц с учетом всех возникающих особенностей затрагивает интересы миллионов людей, а также тем, что в сфере исчисления данного налога очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжёлые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.

Целью данной работы является:

  • изучение действующего в настоящее время механизма определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
  • изучение системы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц на ООО «ОФ «Комус-Упаковка»;
  • выявление недостатков в системе налогообложения доходов физических лиц;
  • выявление путей совершенствования налога на доходы физических лиц.

Для осуществления этих целей были решены следующие задачи:

  • рассмотрен действующий механизм определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, особенности применения налоговых вычетов;
  • рассмотрена существующая система расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере ООО «ОФ «Комус-Упаковка»;
  • проанализирована современная система налогообложения доходов физических лиц.

Объектом данной дипломной работы является действующий механизм определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, налоговая система РФ, современные тенденции её развития.

Предметом работы является обобщение полученных в ходе обучения теоретических знаний и применение их на практике для оценки состояния учёта и анализа порядка исчисления налога на доходы физических лиц на примере предприятия ООО «ОФ «Комус-Упаковка».

Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Основная часть состоит из трёх глав.

В первой главе представлены теоретические аспекты действующего механизма и особенностей определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, виды и размеры применяемых налоговых вычетов.

Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика предприятия, выбранного для практического изучения действующего ныне порядка формирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, а также порядка представления в налоговые органы отчетности о доходах физического лица.

В третьей главе кратко описана история налога на доходы физических лиц, рассмотрен мировой опыт исчисления и взимания налога, представлены современные проблемы подоходного налогообложения в Российской Федерации и указаны возможные пути его совершенствования.

В приложении приведены заполненные на конкретных примерах формы отчетности по НДФЛ, установленные законодательством и разработанные самим предприятием.

Теоретическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие теоретические аспекты налога на доходы физических лиц и проблемы налогообложения доходов физических лиц, а также законодательные и нормативные акты РФ по налогообложению доходов физических лиц, данные Росстата, публикации в отечественной и зарубежной печати.

В работе применялись  общие методы исследования - системный  подход, сопоставительный и экономический  анализы. В первую очередь это  касается анализа теоретического материала, накопленного на настоящий день по данной проблеме.

Теоретическая значимость данной работы заключается  в том, что сделанные выводы могут  быть использованы в учебном процессе. А практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Механизм определения налоговой  базы по НДФЛ.

1.1 Общие правила определения налоговой базы по НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения. По налогу на доходы физических лиц налоговая база представляет собой стоимостную характеристику облагаемого дохода.

При определении  налоговой базы учитываются все  доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового Кодекса (п.1 ст.210 НК РФ). К таким доходам относятся доходы, полученные как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации.

К российским источникам относятся:

  • российские организации любых форм собственности;
  • российские индивидуальные предприниматели;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства (филиалы).

К источникам за пределами Российской Федерации  относятся иностранные организации, не имеющие постоянных представительств (филиалов) в России. Иностранными организациями  являются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации.

В соответствии с п.1 ст.208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

  1. дивиденды и проценты, полученные от российской организации, индивидуального предпринимателя или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  2. страховые выплаты при наступлении страхового случая;
  3. доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
  4. доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
  5. доходы от реализации:
  • недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации;
  • в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей в уставном капитале организаций;
  • прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью её обособленного подразделения на территории РФ;
  • иного имущества, находящегося в РФ;
  1. вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, полученное в РФ;
  1. пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты выплаты, полученные в соответствии с российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью её обособленного подразделения в РФ;
  2. доходы, полученные от использования любых транспортных средств;
  3. доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети на территории РФ;
  4. другие доходы, полученные в результате деятельности в РФ.

Перечень доходов, полученных от источников за пределами  Российской Федерации, аналогичен перечню, приведенному выше, но включает доходы, полученные от иностранных организаций, находящегося за пределами России имущества и другой деятельности, осуществляемой вне страны.

Информация о работе Совершенствование налога на доходы физических лиц