Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 06:52, курсовая работа
Системы менеджмента качества на предприятиях разрабатываются с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 или методологии всеобщего управления качеством (TQM).
При внедрении системы менеджмента качества предусматриваются постоянное ее совершенствование, улучшение качества продукции и услуг, и как следствие — повышение конкурентоспособности предприятия.
Следовательно, качество продукции и услуг в рыночных условиях становится наиболее важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия.
В данной работе доказана имеющаяся связь между показателями качества продукции и ее конкурентоспособностью.
Вступление 3
Задание 1. Определение связи показателей конкурентоспособности с показателями качества 4
Задание 2. Графический способ сопоставления качества услуг гостиничных предприятий по ограниченному числу показателей 7
Задание 3. Определение комплексного показателя качества гостиничных услуг (по ограниченному числу показателей) 10
Задание 4. Определение комплексного показателя качества кулинарного изделия 12
Задание 5. Оценка конкурентоспособности гостиниц с использованием критериев 13
Задание 6. Проведение самооценки деятельности предприятий в области качества с использованием критериев национальных премий по качеству и выявление слабых мест в этой области 22
Приложение 1 27
Список литературы 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
(ФГБОУ ВПО МГЛУ)
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Конкурентоспособность и качество»
Студент Бортник А.А. ____________ Номер зачетной книжки ______________
(подпись)
Руководитель курсовой работы _________________________ Красноженов Ю.Б.
(подпись, дата)
Москва 2014 г.
Содержание
Вступление 3
Задание 1. Определение связи показателей конкурентоспособности с показателями качества 4
Задание 2. Графический способ сопоставления качества услуг гостиничных предприятий по ограниченному числу показателей 7
Задание 3. Определение комплексного показателя качества гостиничных услуг (по ограниченному числу показателей) 10
Задание 4. Определение комплексного показателя качества кулинарного изделия 12
Задание 5. Оценка конкурентоспособности гостиниц с использованием критериев 13
Задание 6. Проведение самооценки деятельности предприятий в области качества с использованием критериев национальных премий по качеству и выявление слабых мест в этой области 22
Приложение 1 27
Список литературы 34
Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Для обеспечения качества нужны не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и системное управление качеством на основе четко определенной стратегии. Системы менеджмента качества на предприятиях разрабатываются с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 или методологии всеобщего управления качеством (TQM).
При внедрении системы менеджмента качества предусматриваются постоянное ее совершенствование, улучшение качества продукции и услуг, и как следствие — повышение конкурентоспособности предприятия.
Следовательно, качество продукции и услуг в рыночных условиях становится наиболее важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия.
В данной работе доказана имеющаяся связь между показателями качества продукции и ее конкурентоспособностью.
Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других предприятий. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением ее полезного эффекта к цене потребления. В экономической литературе понятие уровня конкурентоспособности (Ку ) связывается с отношением показателей конкурентоспособности нашей продукции (Кн) и конкурента (Кк).
Если Ку > 1, то наша продукция считается конкурентоспособной.
Показатели конкурентоспособности выражаются как частное от деления суммы относительных показателей качества продукции на относительную цену потребления этой продукции:
где Кн(к) — конкурентоспособность продукции нашей (КН) и конкурента (Кк); ЦП — относительная цена потребления; Xi— относительные показатели качества, общим числом N.
Относительные значения показателей качества и цены потребления получаются из сравнения показателей качества и цены потребления нашей продукции с аналогичными показателями и ценой потребления у базовой продукции. За базовую продукцию принимают идеальную потребительскую модель (ИПМ) продукции, т.е. ту продукцию, которую желают приобрести потребители. Часто исследователи учитывают значимость (вес) показателей качества и цены потребления.
Попытаемся теперь ответить на вопрос: как числовые значения показателей конкурентоспособности связаны с показателями качества?
Гостиница собирается купить транспортное средство для перевозки гостей из аэропорта в гостиницу. На рынке транспортных средств соперничают новое транспортное средство (нововведение) и его конкурент. Для сопоставления их качества создается идеальная потребительская модель (ИПМ), которая служит эталоном.
В качестве показателей качества транспортного средства установлены скорость и расход горючего (таблица 1). Считаем, что показатели качества ИПМ, нововведения и конкурента соответствуют нормативным документам. Известны также веса (значимости) показателей качества. Теперь можно определить расчетные значения показателей качества путем умножения их значений на их веса, а также относительные значения этих показателей по отношению к ИПМ.
Оценка уровня конкурентоспособности
Оцениваемые транспортные средства и состояние их показателей |
Показатель | ||||
Скорость |
Расход горючего |
Цена |
Сумма относительных показателей |
КН(К) | |
ИПМ: |
|||||
исходное значение |
100 |
500 |
1000 |
||
вес |
0,7 |
0,3 |
|||
расчетное значение |
70 |
150 |
|||
Нововведение: |
|||||
исходное значение |
250 |
900 |
550 |
||
расчетное значение |
175 |
270 |
|||
относительное значение |
2,5 |
1,8 |
0,55 |
4,3 |
7,82 |
Конкурент: |
|||||
исходное значение |
100 |
1000 |
500 |
||
расчетное значение |
70 |
300 |
|||
относительное значение |
1 |
2 |
0,5 |
3 |
6 |
Далее находим Ку:
Ку = = = 1,3
Вывод: коэффициент Ку больше единицы, что может свидетельствовать о конкурентоспособности нововведения. Также, коэффициент нововведения превосходит конкурента, поэтому компании, предоставляющей новое транспортное средство, следует придерживаться тех же значений скорости и потребления горючего.
Гласность рынка позволяет предприятию провести прямое сравнение своего пакета услуг с предложениями конкурентов. Отсюда и происходит понятие «относительное качество», которому присущи следующие характеристики:
— возможность сравнения с услугами самых сильных конкурентов;
— возможность рассмотрения с точки зрения потребителя;
— независимость от структуры цен на предприятии;
— возможность охвата не только материальных, но и нематериальных услуг, включая поведение персонала.
Методика выявления относительного качества включает два этапа.
Первый этап. Следует выделить важнейшие с точки зрения потребителя критерии (5—10), которые приводят к принятию решения о приобретении услуг. При этом цены не должны приниматься в расчет. Важность выделенных критериев необходимо согласовать с мнением персонала, который непосредственно контактирует с потребителем и имеет большой опыт общения.
Второй этап — оценка критериев по 5—10-балльной шкале и последующее сравнение с такой же оценкой идентичных критериев на важнейших предприятиях-конкурентах. Чем больше будет предприятий, тем точнее критерии относительного качества, которые лучше изобразить графически, в результате чего получится своеобразный профиль качества.
Пусть гостиничные услуги с точки зрения потребителя характеризуются следующими критериями, оцененными потребителями в баллах:
По результатам представительного опроса экспертов (потребителей) находятся по пятибалльной шкале осредненные оценки приведенных критериев для данного предприятия (Пр) и трех его конкурентов К1, К2 и КЗ (таблица 2). Эти оценки наносятся на график, и делается заключение относительно положения данного предприятия по сравнению с его конкурентами.
Исходные данные для построения графика относительного качества
№ |
Показатель |
Пр. |
К1 |
К2 |
К3 |
1 |
Расположение |
3 |
3,5 |
5 |
3 |
2 |
Качество питания |
4 |
4,5 |
3,5 |
5 |
3 |
Безопасность |
4,5 |
5 |
4 |
3,5 |
4 |
Компетентность персонала |
5 |
4,5 |
3,5 |
4 |
5 |
Предложение дополнительных услуг |
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
6 |
Чистота в номерах, туалете, душе |
4 |
5 |
3 |
3,5 |
7 |
Вежливость и доброжелательность персонала |
5 |
4 |
4,5 |
3,5 |
8 |
Работа телевизора, видео-, аудиоаппаратуры |
4 |
3 |
3,5 |
5 |
9 |
Тишина и поведение соседей |
5 |
4,5 |
4 |
3,5 |
10 |
Мебель в номере |
5 |
4 |
4,5 |
3,5 |
Вывод: из этого графика можно сделать вывод, что рассматриваемое предприятие по большей части не уступает своим конкурентами. Самое слабое его место – это безопасность, но это можно исправить с помощью улучшения и обновления системы безопасности. Однако сильные стороны данного предприятия: вежливость и доброжелательность персонала, тишина и поведение соседей, мебель и обстановка в номерах, а также расположение, которое является одним из главных критериев выбора гостиницы. Можно сказать, что с техническим и материальным оснащением в данном отеле всё в порядке.
Нужно обратить особое внимание на те пункты, которые оценены как средние или ниже среднего. Стоит обратить особое внимание на предложение дополнительных услуг. Возможно, необходимо увеличить спектр предлагаемых услуг, а также улучшить их качество для поддержания конкуренции на рынке гостиничных услуг.