Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:51, реферат

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 95.63 Кб (Скачать файл)

убрика:  психология, педагогика  Рубрика: дипломы

Дата добавления:   11.7.2007

Кол-во скачиваний:  564

HTML (107K)

RTF (129K)

 

 

Психолого-педагогические условия  развития креативности у старших  дошкольников в процессе сюжетно-ролевой  игры

 

Дипломная работа

 

Шапошников Юрий Анатольевич

 

Московский региональный институт высшего социально-экономического образования

 

Видное-2007 г.

 

Введение 

 

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается  в детстве и является условие  последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого  потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению креативности детей  дошкольного возраста посвящено  значительное количество работ. Изучение креативности, роли сюжетно – ролевой  игры в развитии креативности у дошкольников, опираются работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина др. Исследования креативности в сюжетно – ролевой  игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).

 

В трудах отечественных психологов креативность выступает как наиболее характерная, специфическая черта  мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. Идеи о  творческом характере мышления разрабатывались  в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других. Среди работ, посвященных  вопросам развития продуктивного (творческого) мышления следует отметить работы А.В. Брушлинского, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, И.В.Серебровой, Л.Ф. Тихомировой, В.С. Шубинского, Л. М. Фридмана и др.

 

"Творчество" и "социализация" выступают здесь как взаимосвязанные  понятия, поскольку у ребенка  нет иного пути личностного  становления, кроме творческого,  связанного с развитием воображения  (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,  Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин  и др.). Развитие креативности  рассматривается исследователями  как основное направление развития  личности. Креативность в игре  связывается с способностью к  замыслу, его реализации; с созданием  сюжета, его реализации в роли; комбинированием (Л. С. Выготский).

 

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства  игровой деятельностью в целях  развития креативности ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев  и др.). Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой  и др.

 

Для педагогического руководства  в сюжетно – ролевой игре в  целях развития креативности ребенка  старшего дошкольного возраста исследователи  предлагают использовать специальные  методы, необходимые для развития креативности как способности к  творчеству. Среди этих методов исследователи  выделяют: метод постановки игровой  задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.

 

В психолого-педагогической литературе отдается предпочтение организации  демократического стиля обучения в  целях развития креативности у старших  дошкольников. И хотя проблема креативности в сюжетно – ролевой игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), вместе с тем, требует  дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно  – ролевой игрой в целях  развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указывают  многие авторы, констатируя, что в  дошкольном учреждении игра либо пускается  на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие).

 

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как  развивать творчество ребенка в  игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибки.

 

Выше сказанное обозначило проблему исследования: при каких  психолого-педагогических условиях сюжетно  – ролевая игра обеспечит развитие креативности детей старшего дошкольного  возраста?

 

Решение этой проблемы составило  цель исследования.

 

Цель исследования: определить эффективные психолого-педагогические условия развития креативности у  детей дошкольного возраста в  процессе сюжетно-ролевой игры.

 

Объект исследования: является деятельность детей старшего дошкольного  возраста в сюжетно-ролевой игре, направленная на развитие креативности.

 

Предмет исследования: составляет система методических средств, направленная на развитие креативности у детей  дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

 

Рабочей гипотезой исследования являются следующие предпосылки: развитие креативности в процессе сюжетно-ролевой  игры будет успешным, если будут  соблюдаться следующие психолого-педагогические условия:

 

Игровая деятельность детей  дошкольного возраста будет организовываться с учетом дифференцированного подхода  к детям. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для системы  дошкольного обучения, где закладывается  фундамент школьной успеваемости, формируются  основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;

 

Создание психологически комфортной среды и атмосферы  эмоционального принятия ребенка;

 

Обеспечение самостоятельности  и свободы выбора в игре у старших  дошкольников;

 

Сопровождение сюжетно-ролевой  игры со стороны воспитателя;

 

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования

 

Определить сущность креативности в психолого-педагогической литературе;

 

Проанализировать опыт по эффективному развитию креативности у  дошкольников;

 

Выявить значение сюжетно-ролевой  игры в развитии креативности дошкольников;

 

Диагностировать уровень  развития творческого мышления в  процессе сюжетно-ролевой игры;

 

Провести психологический  эксперимент по выявлению эффективных  психолого-педагогических условий, необходимых  для развития креативности старших  дошкольников в сюжетно-ролевой  игре;

 

Методы исследования:

 

Теоретические методы – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;

 

Анализ и обобщение  опыта и практики развития креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой  игре;

 

Наблюдение за старшими дошкольниками  в процессе сюжетно-ролевой игры;

 

Психодиагностические методы исследования уровня развития креативности старших дошкольников;

 

Психологический эксперимент  по развитию креативности у старших  дошкольников в процессе сюжетно-ролевой  игры;

 

При выполнении дипломной  работы выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости  развития креативности, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности, и недостаточной  разработанностью вопросов, непосредственно  связанных с проблемами формирования и развития креативности у старших  дошкольников в возрастной и педагогической психологии, возможностью сюжетно-ролевой  игры в развитии креативности старших  дошкольников. Исходя из данного противоречия определяется проблема исследования –  определение психолого-педагогических условий развития креативности старших  дошкольников в сюжетно-ролевой  игре. Данная проблема составляет основу формулирования темы исследования –  «Психолого-педагогические условия  развития креативности у старших  дошкольников в процессе сюжетно-ролевой  деятельности ».

 

Новизна исследования состоит  в особой организации сюжетно-ролевой  игры, обеспечивающей развивающий эффект и творческий характер игровой деятельности у старших дошкольников, а также  в обосновании методических рекомендаций по развитию креативности при использовании  их в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Для  развития креативности старшего дошкольника, необходима реализация его потребностей, возникшими во время игры. Креативность в игре связывается с способностью к замыслу, его реализации; с созданием  сюжета, его реализации в роли; комбинированием.

 

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании содержания методов, форм и приемов развития креативности старших дошкольников и их реализации в воспитательном процессе во время сюжетно-ролевой  игры.

 

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для работы психолога:

 

Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у старших дошкольников;

 

Разработаны и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие  и развивающие креативность у  старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.

 

Создан алгоритм по психологическому консультированию воспитателей и родителей  по успешному развитию креативности у старших дошкольников.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития креативности у старших  дошкольников

 

1.1. Сущность развития креативности  у старших дошкольников 

 

Понимание творчества, выяснение, чем определяется творчество ребенка  в психолого-педагогической литературе, различные подходы к характеристике творчества, понимание креативности и связанных с этой категорией понятий представляет собой одну из задач, стоящих перед данным исследованием.

 

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как  личностная характеристика. Многие исследователи  определяют креативность через свойства личности, ее способности [7; 19].

 

В характеристике понятия  креативность обращаются как психологи  так и педагоги.

 

Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное  свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные  решения. К данному понятию автор  обращается в связи с характеристикой  современных подходов к образованию, поскольку основным требованием  сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы  известного, принимать нестандартные  решения, создавать продукты, характеризующиеся  новизной. Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием  воображения, фантазии, порождением  гипотез (Выготский Л. С., Давыдов  В. В., Пономарев Я. А, Шмелев А. Г.). Среди  предпосылок и оснований, характерных  для проявления креативности, отечественные  психологи выделяют перцептивные особенности  личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую  фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических  особенностей подчеркивают уклонение  от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности  мотивации деятельности усматривают  в том, что гениальная личность находит  удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом  его процессе. Специфическая черта  творца характеризуется как почти  непреодолимое стремление к творческой деятельности [31; 27].

 

В отечественных исследованиях  креативность чаще всего заменяется творческостью. Но это не говорит  о том, что отечественные исследователи  не обращаются к данной проблеме, они  рассматривают ее в связи с  развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности.

 

Так Выготский Л. С., обращаясь  к творчеству, указывает на необходимость  проявления и развития способности  к созданию нового, все равно будет  ли это созданное какой-нибудь вещью  внешнего мира или известным построением  ума или чувства.

 

В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной  творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему  ассимилировать нужным образом сумму  специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой  для ее дальнейшего развития, а  также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное  творчество [31]. Обращаясь к вопросу  о том, что является критерием  творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают  на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский  Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что  центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин), важна точка зрения, в  которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения [6].

 

В философском словаре  под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся  в создании новых образов (представлений) путем переработки материала  восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают  воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс  создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное  создание новых образов. Оно требует  отбора материалов, необходимых для  построения образа желаемого и более  или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

 

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как  этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем  богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

 

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. В.Петровский, Д. Б.Эльконин). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как  творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга" [6].Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение".

Информация о работе Психологическое консультирование