Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:51, реферат

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 95.63 Кб (Скачать файл)

 

Л. С. Выготский выделил  четыре формы, связывающие воображение  с действительностью:

 

1. Воображение опирается  на опыт, новое создается из  элементов действительности. "Чем  богаче опыт человека, тем больше  материал, которым располагает его  воображения".

 

2. Воображение выступает  как средство расширения опыта.  Это "высшая форма связи"  воображения с реальностью, которая  возможна "только благодаря чужому  или социальному опыту".

 

3. Эмоциональная связь,  которая проявляется двояко:

 

3.1. Воображение руководствуется  эмоциональным фактором - внутренней  логикой чувств, "чувства влияют  на воображение". Это "наиболее  субъективный, наиболее внутренний  вид воображения".

 

3.2. Воображение влияет  на чувства, проявляется "закон  эмоциональной реальности воображения".

 

4. "Воображение становится  действительностью", когда оно  кристаллизируется", "воплощается", начинает реально существовать  в мире и воздействовать на  другие вещи. Это "полный круг" творческой деятельности воображения,  возможный также и для "субъективного  воображения", опирающегося на  эмоции.

 

Исходя из исследований отечественных  и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием  личности и интеллекта. В связи  с этим рассмотрение креативности в  детстве представляет собой важнейшую  задачу. Развитие креативности тесно  связано, как было показано выше, с  развитием воображения ребенка.

 

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей  беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным  личным опытом [6; 8].Отсюда автор делает вывод о необходимости" расширять  опыт ребенка, если мы хотим создать  достаточно прочные основы для его творческой деятельности…". Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды"). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ [6]. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами [36].

 

А. В. Петровский выделяет такие  приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям  приемы воображения, называет и Я. А.Дудецкий – включение объекта в новую  ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему  качеств.

 

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у  дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление  плана реализации этой идеи. Автор  отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в  отличии от них дети шести-семи лет  строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [9].

 

Таким образом, обращаясь  к характеристике креативности, исследователи  характеризуют ее как творческую способность, проявление и развитие которой связано с развитием  воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие креативности качественно  меняет личность человека. Поэтому  логично обращение исследователей к рассмотрению креативности как  свойство личности. Личность – термин, обозначающий:

 

1. человеческого индивида  как субъекта отношений и социальной  деятельности или 

 

2. устойчивую систему социально  значимых черт, характеризующих  индивида как человека того  или иного общества или общности [34].

 

Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное  образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним  из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в  процессе человеческой жизни развивается  воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности  личности к творчеству.

 

Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность  или свойство личности (Л. С. Выготский, Гилфорд, Е.П. Торранс). Так, Е.П. Торранс  под креативностью понимает способность  к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии  и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и  формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [1].

 

Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения  в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность  к глубокому осознанию своего опыта [26].

 

В ряде исследований креативность связывают с интеллектом (Ж. Пиаже, В. Штерн). Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических  концепциях интеллект отождествляют  с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального  подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание  интеллекта как биопсихической адаптации  к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже ). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов  интеллекта была предпринята представителями  гештальт-психологии (М. Вертхеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.

 

Существует как минимум  три основных подхода к, отношению  интеллекта и креативности [27]. Представители  первого подхода утверждают, что  как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия  творческой активности личности. Главную  роль в детерминации творческого  поведения играют мотивация ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская). К числу  основных черт творческой личности относят  когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. Другой подход предполагает характеристику креативности как творческой способности, которая является самостоятельным  фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). В более "мягком" варианте эта  теория гласит, что между уровнем  интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т. е. связь. Третий подход строится на связи  уровня развития интеллекта и уровня творческих способностей. Эту точку  зрения разделяют практически все  специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен). В концепции  Торранса, названной "теория интеллектуального  порога", автор считает, что интеллект  и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.

 

Многие отечественные  исследователи обращались к определению  критериев креативности в связи  с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Н. А. Витлугина, Р. Г. Казакова, Т. Г. Комарова).

 

О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого  воображения у дошкольников относит:

 

1.Оригинальность выполнения  детьми творческих задач.

 

2. Использование такого  реструктурирования образов, при  котором образы одних объектов  применяются в качестве деталей  для построения других [9].

 

Зарубежные исследователи  также пытались охарактеризовать критерии креативности (Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд  и др.). Такие попытки были предприняты  даже раньше, чем в отечественной  психологии. Так Дж. Гилфорд выделил  четыре основных параметра креативности:

 

1. оригинальность – способность  продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

 

2. семантическая гибкость  – способность выделять функцию  объекта и предложить его новое  использование;

 

3. образная адаптативная  гибкость – способность изменить  форму стимула таким образом,  чтобы увидеть в нем новые  признаки и возможности для  использования;

 

4. семантическая спонтанная  гибкость – способность продуцировать  разнообразные идеи в нерегламентированной  ситуации. Общий интеллект не  включается в структуру креативности.

 

Позже Дж. Гилфорд упоминает  шесть параметров креативности:

 

способность к обнаружению  и постановки проблем;

 

способность к генерированию  большого числа идей;

 

гибкость – способность  к продуцированию различных идей;

 

оригинальность – способность  отвечать на раздражители нестандартно;

 

способность усовершенствовать  объект, добавляя детали;

 

способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и  синтезу [27].

 

Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор  делает акцент на связи как с интеллектом, так и личностью.

 

Джон Гауэн рассматривает  креативность в связи с проблемой  одаренности детей. С этих позиций  автор не только дает определение  креативности, но и выделяет ее критерии, которые важны для нашей исследовательской  работы. Джон Гауэн считает, что одной  из сфер одаренности является креативность. Такой ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой  уходить в интересующие его знания, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или  интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, некомфортен); изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании  материалов и идей; часто высказывает  много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному  подойти к проблеме или к использованию  материалов (гибкость); способен продуцировать  оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности  и точности в художественно-прикладных занятиях и играх [26].

 

Таким образом, проведенный  анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам  выяснить, что креативность – это  способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и  соответственно с ним развивается  креативность. Исследования психологов и педагогов позволяют нам  связать креативность с развитием  личности и интеллекта, с развитием  воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного  возраста, а значит, особую форму  имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

 

Для проводимой психолого-педагогической экспериментальной работы важно  выделить критерии креативности. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие  основные критерии:

 

оригинальность, которая  проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

 

быстрота – способность  быстро адаптироваться в сложной  ситуации;

 

гибкость – способность  предложить новое использование  для известного объекта;

 

вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

 

Таким образом, проведенный  анализ литературных источников показал  сущность проблемы развития креативности у дошкольников. Вместе с тем, для  проводимого исследования важно  не только остановиться на характеристике самой креативности, но также рассмотреть, как развивается креативность на этапе дошкольного детства и  какую роль имеет игровая деятельность в этом развитии.

 

1.2. Особенности развития  креативности у старших дошкольников  в сюжетно – ролевой игре .

 

Целью данной раздела дипломной  работы является выяснение влияния  игры на развитие креативности у дошкольников. Для этого необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие судить об игре как творческой деятельности, а также  проследить взаимосвязь игры и развития креативности у дошкольников. В отечественной  и зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как  деятельность особого рода, которая  характеризуется наличием всех компонентов  деятельности: цель, мотив, средства и  даже в ряде случаев говорят о  результате, но при этом каждый из элементов  игровой деятельности специфичен [10; 24]. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в  труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно  не ставит. Эта цель сливается с  мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному  участию в жизни и труде  взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами игры являются:

Информация о работе Психологическое консультирование