Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:51, реферат
Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
Вхождение экспериментатора
в детскую деятельность и развертывание
в ней партнерских отношений
постепенно меняло позицию детей. Мы
заметили, что дети стали часто
обращаться ко взрослому, искренность
в общении, особенно в тех случаях,
когда экспериментатор
В ходе формирующего этапа
психологического эксперимента значительное
место занимала индивидуальная работа
с детьми, в которой стремились
показать свою доброжелательность, заинтересованность
в каждом, без исключения ребенке,
особое значение такая работа имел
для малоактивных, часто конфликтующих
детей, замкнутых детей, которые
не могли удовлетворить
Больших усилий, например, потребовало
налаживание контакта с Вадимом
Б., практически не принимавшим участия
в совместной с другими детьми
деятельности. С целью раскрепощения
ему предлагалось поиграть с набором
голышей, с игрушками из «киндер-сюрприза».
Экспериментатор сам
В эксперименте взрослый специально демонстрировал свой эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группа (объединенных, например, совместной деятельностью).
Для развития ролевого диалога вводился «телефонный» разговор персонажей. Видя, что игра угасает, экспериментатор брал на себя роль доктора, бабушки и звонил играющим по тому или другому поводу. В результате игра принимала иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи. Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью.
Для развития сюжетосложения
с детьми старшего дошкольного возраста
была проведена игра-придумывание.
Экспериментатор предлагал
Затем экспериментатор предложил этим детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую».
По мере овладения умением
совместно комбинировать
В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.
Эмоциональное поведение экспериментатора, его увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.
В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности.
Проявление экспериментатора,
выражающееся отсутствием жестких
оценок, резких обращений, желанием совместно
действовать позволили ребенку
увидеть взрослого как
С целью снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников создавалась обстановка разрешения. Для этого использовали метод мозгового штурма и метод гирлянд. Мозговой штурм возникал незапланированно при решении какой-либо задачи, при обсуждении поступка, случая или события из художественного произведения. Дети сами по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко и т.д.). В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.
Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов. Это могли быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например: дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкое – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарство – горькое – лук – грядка- огород – дорога.
Или: яблоко – сладкое – мороженое – холодное – снег – мокрый – дорога – длинная – сказка – Баба Яга – метла – улица – весело – день рождения – праздник – гости – вечер…
Метод гирлянд позволили
дошкольникам творчески мыслить, проводить
параллели между предметами, не отвлекаться
от своих ассоциаций, выявлять сходства
предметов по каким-либо свойствам
или отношениям. Интерес к совместной
деятельности толкал их к обсуждению
ассоциаций. В результате проведенной
работы на формирующем этапе
Для проверки эффективности
формирующего этапа психологического
эксперимента работы, было проведено
контрольное обследование детей
экспериментальной и
Таблица 4. Показатели уровня
развития креативности в экспериментальной
группе на контрольном этапе
Уровень развития креативности
Количество
наблюдений
%
Низкий
1
5
Средний
6
30
Высокий
13
65
Показатели уровня развития
креативности в экспериментальной
группе на контрольном этапе
Таблица 5. Показатели уровня
развития креативности в контрольной
группе на контрольном этапе
Уровень развития креативности
Количество
наблюдений
%
Низкий
4
20
Средний
10
50
Высокий
6
30
Показатели уровня креативности в контрольной группе на контрольном этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 5.
Оценка динамики изменения уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента представлена в таблице 6 и на диаграмме 6.
Таблица 6. Показатели уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента.
Уровень развития креативности
Констатирующий этап (%)
Контрольный этап
(%)
Низкий
20
5
Средний
60
30
Высокий
20
65
Диаграмма 6. Сравнительный анализ уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе.
Данные таблицы 6 и диаграммы 6 показывают, что создание эмоционально-положительной обстановки позволило в экспериментальной группе улучшить показатели креативности. Сравнение данных констатирующего этапа с данными полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким уровнем креативности уменьшилось в 4 раза, на 30 % уменьшилось количество детей, имевших средний уровень развития креативности.. За счет уменьшения количества низкого и среднего уровня креативности на 45% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень креативности. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа психологического эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня креативности у детей.
Нетрадиционные отношения
взрослого с ребенком, нестандартная
обстановка проведения эксперимента -
все это способствовало легкости
принятия детьми контрольных заданий,
появлению эпизодических
Активизирующее вмешательство
взрослого толкало детей к
новым решениям возникающих в
деятельности задач. Предоставление свободы
в организации игровой
Характеризуя творческие проявления детей при выполнении заданий на контрольном этапе исследования, необходимо отметить быстроту, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта, свойственные большему количеству детей по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
У тех детей, чьи результаты
на констатирующем этапе исследования
были низкими, гибкость проявилась при
выборе пути решения задач. Тем не
менее, дети использовали привычные
пути решения задач, что позволяет
сказать о привязанности их к
привычному, реалистичному. Проявления
детей характеризовались
Можно отметить повышение у детей активности, стремления при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. И хотя специальной задачи – сформировать способы творческой деятельности - на этом этапе не ставилось, дети осваивали их в процессе совместной деятельности и общения ребенка со взрослым.
Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.
Подобные творческие проявления можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Использовались такие способы решения задач, как воспоминание ситуаций из сюжетов, заимствованных из книг и мультфильмов и т.д.Уровни развития креативности у детей, составлявших контрольную группу на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента, представлены в таблице 7 и на диаграмме 7.
Таблица 7. Показатели уровня креативности в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента.
Уровень развития креативности
Констатирующий этап (%)
Контрольный этап
(%)
Низкий
30
20
Средний
55
50
Высокий
15
30
Диаграмма 7. Сравнительный анализ уровня креативности в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапе психологического эксперимента.
Незначительные изменения уровня креативности контрольной группы, выявленные на контрольном этапе: уменьшение на 10% детей с низким и на 5% со средним уровнем креативности, 15% рост количества детей, показавших высоких уровень развития креативности подтверждает предположения, что без создания специальных психолого-педагогических условий достижение существенного изменения креативности весьма затруднительно.