Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:51, реферат
Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
Тем же детям предложить новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую".
Игра – придумывания каждый раз должна занимать не более десяти - пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.
По мере овладения умениями
совместно комбинировать
В дальнейшем предложить придумывать настоящие истории. При этом опираться на детские интересы, но одновременно стимулировать участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй осуществлять в группах по четыре – пять человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем уменьшить свой вклад в игру.
Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников использовать: 1) метод мозгового штурма; 2) метод гирлянд.
1. Перед началом мозгового
штурма поставить задачу –
начинать высказывание идей с
самых молчаливых, с самых малоактивных
детей, чтобы не давил страх
перед авторитетом. Последним
будет высказываться
2. Гирлянды аналогий будут
формироваться, в виде списка
слов – это могут быть все
части речи, а также сочетания
слов. Отталкиваясь от исходного
слова, необходимо составить
Играть индивидуально или с двумя – тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций.
Для решения четвертой задачи необходимо провести контрольный этап психологического эксперимента, который предполагает повторное измерение уровня креативности и сравнительный анализ полученных результатов проведенного психолого-педагогического исследования в экспериментальной и контрольных группах.
2.2. Приемы по развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей (см. приложение №2) показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Сюжетно – ролевая игра
детей старшего дошкольного возраста
характеризуется низким уровнем
развития. Это задерживает сюжетосложение
как перспективного уровня развития
игры. Игровая тематика однообразна.
Ролевое поведение участников игры
характеризуется отсутствием
У детей ролевой диалог не всегда удается. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Поэтому задачей на формирующем этапе психологического эксперимента является развитие ролевого диалога.
В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
В результате проведенной
работы на констатирующем этапе психологического
эксперимента было установлено, что
среди экспериментальной группы
20% детей действуют самостоятельно
в проигрываемых играх, придумывают
новые сюжеты, фантазируют, комбинируя
свои знания из окружающего мира со
своими фантазиями. Эти дети проявляют
инициативу во всем: могут самостоятельно
выбрать тему продуктивной игровой
деятельности, продумать содержание
работы, способны домысливать предложенный
вариант сюжета, с легкостью реализуют
свои замыслы, придумывая что-то необычное,
оригинальное. Они могут увлечь своими
идеями остальных детей группы, поэтому
мы их отнесли к первому (высшему)
уровню развития творческих способностей.
Ко второму (среднему) уровню креативности
было отнесено 60% детей экспериментальной
группы, задействованных в
К третьему (низкому) уровню
отнесли 20% дошкольников экспериментальной
группы. Эти дети мало общительны, почти
все время играют по одному. Они
затрудняются в придумывании темы,
сюжета продуктивной игровой деятельности,
не могут дополнить предложенный
вариант, редко изъявляют желание
самостоятельно заниматься продуктивной
игровой деятельностью. У них
отсутствует способность
Приведенные выше данные оценки уровня креативности представлены в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1. Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента.
Уровень развития креативности
Количество
наблюдений
%
Низкий
4
20
Средний
12
60
Высокий
4
20
Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 1.
Показатели уровня развития креативности у детей, составлявших контрольную группу примерно схожи с аналогичными показателями экспериментальной группы. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели уровня развития креативности в контрольной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента.
Уровень развития креативности
Количество
наблюдений
%
Низкий
6
30
Средний
11
55
Высокий
3
15
Показатели уровня развития креативности в контрольной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 2.
Сравнение данных уровня развития креативности экспериментальной и контрольных групп на констатирующем этапе психологического эксперимента представлено в таблице 3.
Таблица 3. Уровни развития креативности
экспериментальной и
Уровень развития креативности
Экспериментальная группа, %
Контрольная
группа, %
Низкий уровень
20
30
Средний уровень
60
55
Высокий уровень
20
15
Показатели уровня развития креативности экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 3.
В ходе констатирующего эксперимента проведены беседы с воспитателями (см. приложение № 6), в ходе которых обращено внимание на то, что для психического развития ребенка сюжетно – ролевая игра является важнейшим условием.
В руководстве игрой отдают предпочтение как прямым, так и косвенным методам. Для развития сюжетно – ролевой игры создают предметную среду, обогащают игровые сюжеты. Воспитатели и педагоги считают, что у детей старшего дошкольного возраста следует развивать творчество в процессе игры. В своей работе по развитию креативности у детей используют как прямые, как и косвенные методы воздействия. Они согласны с тем, что окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки и т. д. способствуют развитию воображения у ребенка.
Очень часто воспитатели являются прямыми участниками игры, так как у большинства детей интерес к новой задаче спадает без поддержки взрослого. Педагоги придерживаются мнения о том, что детям в сюжетно – ролевой игре следует предоставлять полную свободу и самостоятельность, что приведет к наилучшему развитию креативности у дошкольников.
Исходя из наблюдений за ролью воспитателей в игре и беседы с ними, можно сделать вывод о том, что:
Типичным для дошкольников является представление о сюжетно – ролевой игре как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Знания о требованиях
к организации педагогического
руководства сюжетно – ролевой
игрой сводятся к пониманию роли
воспитателя как гаранта
Характерным для воспитателей является представление об игровом творчестве как спонтанном процессе, оцениваемом по степени проявления самостоятельности в игре (фактически не учитывается качество игры).
В результате проведенного исследования на констатирующем этапе исследования установлено, что только для 15-20% детей характерен высокий уровень креативности. Это в равной мере относится как к экспериментальной, так и контрольной группам. Они могут предложить различные новые замыслы; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета; способны по-новому использовать известные предметы и объекты. Большинство же детей (80%) не готовы к решению задач, требующих проявления творческих способностей. Интерес к игровой задаче у них падает без поддержки взрослого, а некоторые оказываются не способны решить новую задачу.
В процессе психологического эксперимента установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития креативности в процессе сюжетно – ролевой игры, т. е. у воспитателя отсутствует знание методов развития творчества в игре и за ее пределами.
В группе преобладают авторитарные формы общения с ребенком, что вредит проявлению креативности. Не всегда осуществляется руководство игрой в целях ее развития. Поэтому выше указанные результаты уровня развития креативности оказываются оправданными.
Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведение формирующего этапа психологического эксперимента в соответствии с предложенными в гипотезе психолого-педагогическими условиями.
Целью формирующего этапа психологического эксперимента было создание психолого-педагогических условий по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Психологический эксперимент проводился в естественных условиях групповой комнаты детского сада, где была создана обстановку, позволяющая ребенку чувствовать себя раскованно: детям разрешали свободно пользоваться игровым материалом и материалами для творческой деятельности; весь материал располагали в доступных местах; не допускали использования критики самостоятельных проявлений детей; создавали условия для налаживания партнерских отношений со взрослым в игровой деятельности.
Основные трудности при
проведении эксперимента были связаны
с принятием ребенком взрослого
как партнера в деятельности. Так,
дети, участвующие в эксперименте,
первоначально недоверчиво