Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:51, реферат
Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
15
4. Лена. К.
2
2
3
3
2
2
2
1
2
2
1
2
24
5. Саша. К.
3
2
3
3
3
3
2
3
3
3
2
3
33
6. Витя. М.
2
3
2
3
2
3
2
1
2
3
2
2
27
7. Коля. М.
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
14
8. Маша. С.
2
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
26
9. Максим. У.
1
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
16
10Сережа. Ф.
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
25
11. Вова. Л.
2
1
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
24
12. Олег. Т.
3
2
2
3
3
2
2
3
3
3
3
3
32
13. Таня. Б.
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
15
14. Нина. К.
2
2
3
3
2
2
2
1
2
2
1
2
24
15. Павел. З.
3
2
3
3
3
3
2
3
3
3
2
3
33
16. Юля. Р.
2
3
2
3
2
3
2
1
2
3
2
2
27
17. Саша. Б.
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
14
18. Юра. Л.
2
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
26
19. Илья. Ш.
1
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
16
20. Галя. Д.
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
25
Низкий уровень = 1 баллу = 12-19 баллам
Средний уровень = 2 баллам = 20-27 баллам
Высокий уровень = 3 баллам = 28-36 баллам
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
«Способность оригинально обыграть игрушку»
(примеры протоколов)
1. Воспитатель (видя, что Вика сидит одна, подходит к ней и достает из-за спины игрушку Лису Алису и говорит:
- Вика, к нам в гости пришла Лиса Алиса, ей очень скучно, она хочет с тобой поиграть.
Вика П. (с интересом смотрит на новую игрушку, оживляется): - Пойдем, Алиса, я тебя покормлю. Сегодня я испекла очень вкусный пирог. Вот ты его и попробуешь. (Кормит лису.) Ой, Алиса, а что у тебя с лапой? Ты, наверное, ушиблась? Марк, давай ты будешь врачом и полечишь Алису?
Марк Г.: - Давай (одевает халат).
Вика П.: - Доктор, Лиса Алиса разбила лапу. Полечите ее.
Марк Г. (рассматривает лапу, делает вид, что мажет, выписывает рецепт лекарства): - Не переживайте, до свадьбы заживет.
Вика П.: - Спасибо, доктор. До свидания. А сейчас, Алиса, я уложу тебя спать. (Укладывает.) Спокойной ночи. (Уходит.)
2. Воспитатель: - Вадим, посмотри, какую я принесла игрушку. Ее зовут Лиса Алиса. Поиграй с ней.
Вадим Б. (рассматривает игрушку не торопясь, берет на руки, поглаживает, начинается ходить с ней по комнате. Затем подходит к столу, сажает лису на стул, ставит тарелку на стол, делает вид, что кормит. Покормив, укладывает спать. Уходит.)
3. Воспитатель: - К нам в гости сегодня пришла Лиса Алиса. Рита, ей очень скучно, она хотела поиграть с тобой.
Рита К. (медленно подходит
к игрушке, неторопливо рассматривает
ее, трогает уши, нос, хвост, берет
на руки): - Ты будешь мой дочкой. (Несет
в игровой уголок.). Я пойду
на работу, а ты сиди, играй в комнате.
Никуда не уходи. Я скоро приду. (Сажает
лису на кровать и уходит. Приходит
через несколько минут с
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
«Придумай сюжет по условию»
(примеры протоколов)
8. Воспитатель: - Саша, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит?
Саша П.: - Если ко мне в гости придет Доктор Айболит, то сначала я познакомлю его со своим медведем Мишей. Мы сядем к нему на спину (Это очень большой медведь. Он больше меня.) и поедем кататься. Сначала Миша отвезет нас ко мне в спальню, там мы поиграем в мои игрушки. Потом он нас повезет в зал. Там мы с Доктором Айболитом посмотрим мультфильм «Ну, погоди!» и сказку про Ивана Царевича. А когда мы устанем смотреть, то нас Миша отвезет в спальню, и мы ляжем спать.
9. Воспитатель: - Настенька, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит?
Настя С. (задумавшись): - Он будет меня лечить. У меня будет болеть животик, а он мне его посмотрит, помнет, потом даст таблетку. Я ее съем и выздоровею. Мама скажет ему «спасибо» и проводит до двери.
10. Воспитатель: - Артем, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит?
Артем С.: - Я буду шофером такси и буду возить Доктора Айболита к больным. Он их будет лечить. Сначала он вылечит мою собаку. У меня есть собака. Зовут ее Динга. У нее болит лапа. Вот, значит, Айболит вылечит ей лапу, потому он полечит птичку. У нас на крыше живет птичка. У нее сломано крыло, и она не летает. Я кормлю ее. Доктор Айболит вылечит птичку, и он снова станет летать. А потом я отвезу его домой, потому что будет вечер и ему пора будет спать.
7. Воспитатель: - Рита, представь себе, что в твою семью пришел Доктор Айболит. Как ты с ним будешь играть?
Рита К. (задумавшись): В семью. Он будет папой, я мамой, а Катя (кукла) – дочкой. Папа будет ходить на работу, он будет работать врачом и лечить больных. Я буду готовить обед, а потом кормить его и Катю. А когда Катя заболеет, мы приедем к нему на работу, и он полечит свою дочку. А потом наступит ночь, и мы пойдем спать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Вопросы
Ответы воспитателей
1. Считаете ли вы игру важной для психического и физического развития ребенка?
Да, конечно.
2. Каким методам в руководстве
играми детей вы отдаете
В основном косвенными, но иногда используем и прямые.
3. Какие шаги вы предпринимаете для развития сюжетно-ролевой игры?
Создаю предметную среду, иногда играю сама, обогащаю игровые сюжеты.
4. Как вы думаете, следует
ли развивать творчество у
детей старшего дошкольного
Да.
5. Считаете ли вы важным развитие творчества в игре?
Да.
6.Что способствует развитию воображения у ребенка?
Окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки…
7. Какие методы и приемы вы используете в своей работе для развития творчества у детей?
Прямые, косвенные.
8. Как вы думаете, влияет
ли игра на развитие
Да, влияет.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Экспериментальная группа
Критерии развития креативности
Дети Задания
Оригинальность
Быстрота
Гибкость
Вариатив-ность
Общ. балл
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1. Артем. А.
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
2
3
31
2. Вадим. Б.
2
1
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
22
3. Марк. Г.
3
2
3
2
3
3
2
2
2
3
3
3
32
4. Саша. Г
2
3
2
2
2
2
3
2
3
2
2
2
26
5. Рита. К.
3
2
3
2
2
3
3
3
3
3
3
3
33
6. Саша. П.
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
35
7. Вика. П.
3
2
3
3
3
3
3
2
3
2
3
3
31
8. Настя. Н.
2
3
3
3
2
3
3
2
3
3
3
3
33
9. Артем. С.
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
2
3
34
10.Саша. Ф.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
36
11. Дима. К
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
2
3
31
12. Серёжа. Т.
2
1
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
22
13. Лена. И.
3
2
3
2
3
3
2
2
2
3
3
3
32
14. Даша. К
2
3
2
2
2
2
3
2
3
2
2
2
26
15. Надя. К.
3
2
3
2
2
3
3
3
3
3
3
3
33
16. Света. П.
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
35
17. Вова. К.
3
2
3
3
3
3
3
2
3
2
3
3
31
18. Саша. Щ.
2
3
3
3
2
3
3
2
3
3
3
3
33
19. Андрей. П.
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
2
3
34
20. Игорь. Н.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
36
Контрольная группа
Критерии развития креативности
Дети Задания
Оригинальность
Быстрота
Гибкость
Вариатив-ность
Общ. балл
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1. Коля. А.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24
2. Настя. Б
3
2
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
34
3. Настя. Е.
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
16
4. Лена. К.
2
2
3
3
2
2
2
2
2
2
1
2
25
5. Саша. К.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
36
6. Витя. М.
2
3
2
3
2
3
2
2
3
3
3
2
30
7. Коля. М.
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
14
8. Маша. С.
2
3
3
3
2
3
2
3
3
3
2
2
31
9. Максим. У.
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
23
10Сережа. Ф.
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
25
11. Вова. Л.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24
12. Олег. Т.
3
2
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
34
13. Таня. Б.
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
16
14. Нина. К.
2
2
3
3
2
2
2
2
2
2
1
2
25
15. Павел. З.
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
36
16. Юля. Р.
2
3
2
3
2
3
2
2
3
3
3
2
30
17. Саша. Б.
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
14
18. Юра. Л.
2
3
3
3
2
3
2
3
3
3
2
2
31
19. Илья. Ш.
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
23
20. Галя. Д.
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
25
Низкий уровень = 1 баллу = 12-19 баллам
Средний уровень = 2 баллам = 20-27 баллам
Высокий уровень = 3 баллам = 28-36 баллам
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
«Способность оригинально обыграть игрушку»
(примеры протоколов)
2. Воспитатель: - Саша, посмотри, кто к нам пришел. Это Лиса Алиса. Она хотела бы с тобой поиграть.
Саша Ф. (рассматривает игрушку): - А почему она такая грустная?
Воспитатель: - Никто с ней не играет. Ей очень скучно.
Саша Ф.: - Алиса, я с тобой буду играть. Хочешь, покатаю тебя на машине. Покажу все, что находится у нас в садике.
Воспитатель: - Конечно, она очень хочет познакомиться с детским садом.
Саша Ф. (подвозит грузовую машину, сажает лису в кузов и везет ее по групповой комнате): - Вот здесь, Алиса, у нас уголок природы. Тут живут: попугай, хомячок и черепашка. (Проезжает дальше.) А здесь у нас столовая. Девочки здесь готовят обед. А здесь у нас магазин. Хочешь, я тебе чего-нибудь куплю? (покупает торт). Ешь торт, очень вкусный. Мама мне всегда такой печет. Поела? А теперь я покажу тебе раздевалку. Вот мой шкафчик (показывает, затем везет снова в группу). Татьяна Васильевна, Лиса Алиса развеселилась. Я ей показал все. (Отдает игрушку.)
5. Воспитатель: - Настя, к нам сегодня в гости пришла Лиса Алиса.
Настя С. (с огромным интересом смотрит на игрушку и перебивая воспитателя, говорит: «А можно я с ней поиграю?»
Воспитатель: - Конечно, играй.
Настя С. (с радостью берет игрушку): - Сейчас я с тобой буду играть. Я буду мамой, а ты – моей дочкой. Я буду готовить обед, а ты пока поиграешь. (Накрывает на стол, делает вид, что накладывает в тарелку пищу.) Алиса, доченька, иди кушать. Обед готов. И не забудь помыть руки. (Кормит игрушку.) А после обеда ты должна поспать. (Укладывает лису в постель, поет колыбельную песенку и идет убирать со стола. Помыв посуду, будит Алису.) Сейчас мы с тобой пойдем в зоопарк. (Несет в уголок природы.) Вот это черепашка. Видишь, какая она красивая. А вот попугай. Ой, за мной пришла мама. Ладно, Алиса, я пойду домой, а завтра мы с тобой поиграем еще. (Уходит.)