Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:35, курс лекций
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т. д.
Деловое Общение
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав)
— учение о морали, нравственности. Термин
«этика» впервые употребил Аристотель
для обозначения практической философии,
которая должна дать ответ на вопрос, что
мы должны делать, чтобы совершать правильные,
нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный)
— это система этических ценностей, которые
признаются человеком. Мораль — важнейший
способ нормативной регуляции общественных
отношений, общения и поведения людей
в самых различных сферах общественной
жизни — семье, быту, политике, науке, труде
и т. д.
Общение — процесс взаимодействия
общественных субъектов: социальных групп,
общностей или личностей, в котором происходит
обмен информацией, опытом, способностями
и результатами деятельности. Общение
выступает как способ бытия общества и
человека. Именно в процессе общения происходят
социализация личности и ее самореализация.
По мнению Аристотеля, способность вступать
в общение отличает человека от «недоразвитых
в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека».
Специфика делового общения обусловлена
тем, что оно возникает на основе и по поводу
определенного вида деятельности, связанной
с производством какого-либо продукта
или делового эффекта. При этом стороны
делового общения выступают в формальных
(официальных) статусах, которые определяют
необходимые нормы и стандарты (в том числе
и этические) поведения людей. Как и всякий
вид общения, деловое общение имеет исторический
характер, оно проявляется на разных уровнях
социальной системы и в различных формах.
Его отличительная черта — оно не имеет
самодовлеющего значения, не является
самоцелью, а служит средством для достижения
каких-либо других целей. В условиях рыночных
отношений — это прежде всего.
Общие этические принципы делового общения
Этика деловых отношений является профессиональной
этикой, регулирующей систему отношений
между людьми в сфере бизнеса.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления,
которые дают возможность тем, кто на них
опирается, верно формировать свое поведение,
свои действия, свое отношение к чему-либо.
Принципы этики делового общения:
1. Общепринятым является центральное
положение так называемого золотого стандарта:
«В рамках служебного положения никогда
не допускать по отношению к своим подчиненным,
к руководству и коллегам своего служебного
уровня, к клиентам и т.п. таких поступков,
каких бы не желал видеть по отношению
к себе».
2. Необходима справедливость при
наделении сотрудников необходимыми для
их служебной деятельности ресурсами
(денежными, сырьевыми, материальными
и пр.)
3. Требует обязательного исправления
этического нарушения независимо от того,
когда и кем оно было допущено.
4. Согласно четвертому принципу,
называемому принципом максимума прогресса,
служебное поведение и действия сотрудника
признаются этичными, если они способствуют
развитию организации (или ее подразделений)
с моральной точки зрения.
5. Логическим продолжением четвертого
принципа является пятый принцип-принцип минимума
прогресса, в соответствии с которым действия
сотрудника или организации в целом этичны,
если они хотя бы не нарушают этических
норм.
6. этичным является терпимое отношение
сотрудников организации к моральным
устоям, традициям и прочим, имеющим место
в других организациях, регионах, странах.
7. Седьмой принцип рекомендует различное
сочетание индивидуального релятивизма
и этического релятивизма с требованиями
общечеловеческой этики.
8. Индивидуальное и коллективное
начало равно признаваемы за основу при
разработке и принятии решений в деловых
отношениях.
9. Не следует бояться иметь собственное
мнение при решении любых служебных вопросов.
Однако нонконформизм как черта личности
должен проявляться в разумных пределах.
10. Никакого насилия, т.е. «нажима»
на подчиненных, выражающегося в различных
формах, например, в приказной, командной
манере ведения служебного разговора.
11. Постоянство воздействия, выражающееся
в том, что этические стандарты могут быть
внедрены в жизнь организации не единовременным
приказом, а лишь с помощью непрекращающихся
усилий со стороны и менеджера, и рядовых
сотрудников.
12. При воздействии (на коллектив,
на отдельных сотрудников, на потребителя
и пр.) учитывать силу возможного противодействия.
13. Тринадцатый принцип состоит в
целесообразности авансирования доверием
к чувству ответственности сотрудника,
к его компетенции, к чувству долга и пр.
14. стремиться к бесконфликтности.
15. свобода, не ограничивающая свободы
других.
16. сотрудник должен не только сам
поступать этично, но и способствовать
такому же поведению своих коллег.
17. не критикуй конкурента.
18. Имеется в виду не только конкурирующая
организация, но и «внутренний конкурент»
- коллектив другого отдела, коллега, в
котором можно «усмотреть» конкурента.
Сегодня мы видим три сферы бизнес-этики,
которые отчасти изолированы друг от друга
и имеют лишь некоторые черты сходства:
а) академическая этика, которую можно
встретить в школах бизнеса на лекциях
и профессорских семинарах,
б) консалтинг и соответствующая ему, воплощающая
его советы практика компаний,
в) деятельность чиновничества в области
этики бизнеса (этические уполномоченные,
специалисты компании, отвечающие за развитие
этических программ, и прочие).
2) Исторические аспекты
зарождения этики, этикета,
3)Этика деловых и профессиональных отношений
Этика делового общения «сверху-вниз».
В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно - психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:
Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» – спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.
Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет – на вас ляжет вся ответственность.
Не обрастайте любимчиками. Относитесь
к сотрудникам как к
Никогда не давайте возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.
Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа, заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочности.
Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.
Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».
Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а так же в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба. Используется в том случае,
если ситуация рядовая, а отношение
между руководителем и
«Доброволец». «Кто хочет это сделать?». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.
Этика делового общения «снизу-вверх».
В деловом общении «снизу-вверх»,
т.е. в отношении подчиненного к
своему начальнику, общее этическое
правило поведения можно
Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете прямо ему что-то приказать.
Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.
Не разговаривайте с начальником
категорическим тоном, не говорите всегда
только «да» или только «нет». Вечно
поддакивающий сотрудник
Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положится, его поступки нельзя предвидеть.
Этика делового общения «по горизонтали».
Не требуйте к себе какого-либо
особого отношения или
Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.
Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.
Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.
Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику.
Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.
Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места.
Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.
4 вопрос. Составляющие деловой этики
реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.
5 вопрос.
Деловой этикет – это установленный порядок делового общения, исходящий из принципов и норм деловой этики. Его знание облегчает ориентировку в повторяющихся ситуациях деловой жизни, помогая избежать промахов или сгладить их общепринятыми способами. Такой этикет – это своеобразное продолжение вежливости и целесообразности, которые способствуют установлению деловых контактов, а само деловое общение делают привычнее и комфортнее, чем обычный образ действий.
Чтобы заслужить
высокий деловой авторитет и
обеспечить расположение к
В основе
создания коммуникативной
Российский деловой мир
с конца двадцатого века активно
контактирует с остальным деловым
миром. Но для того, чтобы великолепно
ориентироваться в смешении культур,
необходимо изучать основы поведения,
принятые в разных странах мира.
Ведь, если в России нормальным поведением
при встрече считается
Самые общие рекомендации, которые актуальны всегда и везде.
• С кем бы вы ни встречались, будьте предельно вежливы и учтивы, так как абсолютно везде хорошо относятся к основам хорошего поведения и подобающим манерам.
• В незнакомых общественных и международных ситуациях правильным будет не скрывать свое незнание особенностей национального делового поведения и выражать его с извинениями: «Будьте любезны мне подсказать, я не совсем уверен, что мне сейчас следует делать». Это покажет ваше желание выучить что-то новое и необходимое из традиций других культур.
• Не используйте все стереотипные представления о представителях иностранных культур. Не все японцы вежливы и беспристрастны, не все немцы пунктуальны, а итальянцы эмоциональны и экспрессивны. Также как и не все русские обладают загадочной «русской» душой.
Деловое общение в мире бизнеса – это игра по особым правилам. Нарушение правил никогда не останется незамеченным и тем более безнаказанным.
6 вопрос. Общие принципы делового общения
К общим принципам, регулирующим протекание процессов делового общения, относят его межличностность, целенаправленность, непрерывность и многомерность.
Межличностность. Межличностное общение характеризуется открытостью и многоплановостью взаимодействия людей, основанного на их личном интересе друг к другу. Несмотря на преимущественно деловую направленность, деловое общение неминуемо имеет характер межличностного контакта, содержит некий межличностный радикал. Осуществление делового общения в любом случае обусловлено не только конкретным делом или обсуждаемым деловым вопросом, но и личностными качествами партнеров, их отношением друг к другу. Поэтому деловое общение неотделимо от межличностного контакта.