Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:35, курс лекций

Описание работы

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т. д.

Файлы: 1 файл

Delovoe_Obschenieotvety.docx

— 283.19 Кб (Скачать файл)

Эффективным средством считается  применение юмора, иронии, сарказма. Они являются обязательными психологическими элементами публичного выступления. Ироническое или шутливое замечание может смутить оппонента, поставить его в затруднительное положение, а порой даже разрушить тщательно построенное доказательство. Эти средства усиливают тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку, помогают полемистам добиться успеха в споре.

Распространенным приемом  опровержения является «доведение до нелепости», «сведение к абсурду». Суть этого приема - показать ложность тезиса или аргумента, так как  следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Довольно часто в дискуссиях применяется «возвратный удар», или прием бумеранга. Это слово  означает метательное орудие, при  искусном броске возвращающиеся к тому месту, откуда он было пущено. Полемический прием заключается в том, что тезис или аргумент обращается против тех, кто его высказал. При этом сила удара увеличивается во много раз. Поражение противника становится очевидным для всех слушателей.

Еще один полемический прием  – атака вопросами. Цель этого  метода – сделать положение оппонента  затруднительным, заставить его  защищаться, оправдываться, создать  себе наиболее благоприятные условия  для спора.

Таковы основные полемические приемы. Использование этих приемов  помогает вести дискуссию, полемику более плодотворно.

25) спор и дискуссии  в деловом общении

Спор, его цели и подходы

     Можно выделить некоторые причины, вследствие которых подчиненные крайне неохотно вступают в спор с руководителями:     

 Чувство собственной безопасности. Подчиненные “боятся за собственную шею”. Они нередко, в ходе наблюдений за развитием событий, приходят к выводам, что люди, всегда соглашающиеся с начальством, как правило, быстрее продвигаются вверх по служебной лестнице, чем те, кто высказывает собственное, пусть даже очень умное и дельное мнение. Они также хорошо понимают, что их будущее в основном зависит от их непосредственного руководителя, и поэтому им нет смыла не согласиться с ним.    

 Статус различий. Различия в занимаемом руководителем и подчиненным положении часто препятствует установлению успешных деловых и межличностных отношений, особенно если такой руководитель постоянно подчеркивает свое “верхнее” положение и не допускает никакого межличностного сближения с подчиненным.    

 Прошлый опыт. Имея “богатый” прошлый опыт попыток ведения споров с руководителями, подчиненные начинают испытывать чувство бесполезности хоть какой-то борьбы за собственное мнение и уверенность в том, что любое несогласие с начальством может привести лишь к появлению антагонизма с его стороны и пустой трате времени со стороны подчиненного.    

 Манера руководителя принимать решения. Если среди подчиненных сформировалось мнение, что кто бы и что бы руководителю не говорил, он все равно останется при своем мнении, вряд ли кто-то рискнет спорить с таким руководителем.     

   Репутация руководителя. Редко, но все же бывает, когда руководитель имеет репутацию человека злопамятного, мстительного, человека, который никогда ничего не забывает и не прощает. В ситуации такого рода весьма сомнительно, чтобы кто-то из подчиненных рискнул поспорить с таким руководителем.      

 Поскольку искусство ведения  спора приобретает для каждого  из нас все более важное значение, то есть все основания для того, чтобы разобраться в его сущности, сравнить его с такими близкими понятиями, как “диспут”, “дискуссия” и “полемика”.   

 

Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы, который вклинивается в контекст, например, семинарского занятия.     

 Слово “полемика” происходит от греческого polemikos, что означает

“враждебный”, “воинствующий”. Нетрудно понять, что для полемики также

характерна процедура  спора, но спора, приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений и подходов в решении определенных проблем.     

 Известно, что дискуссии и  диспуты чаще всего ведут к  мирному исходу событий, к коллективному  поиску истины. Цель же полемического  спора – одержать победу над  противником во что бы то ни стало.     

 Практика показывает, что дискуссия  может вестись с различной  остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика, спор. В любом случае для ведения дискуссии, как минимум, необходимо иметь две различных точки зрения, два различных подхода к решению соответствующего вопроса или проблемы. Хотя реально их, как правило, бывает значительно больше. По существу каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы.        

 СПОР – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя(Отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.    

 В процессе ведения спора  в явном или скрытом виде  проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении.

Андреев выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора:    

 Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.     

 Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.    

 Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.    

 Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко  и власть, навязывает свою точку зрения другим.    

 Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и  позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть  позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение. 

    Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.    

 Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.    

 Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать  дополнительные проблемы и  барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

- обсудить все возможные варианты  решения проблемы;

- выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо  вопросу;

-  привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;

- опровергнуть ненаучный, некомпетентный  подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;

- привлечь на свою сторону  как можно больше лиц, готовых  к сотрудничеству;

- оценить возможных единомышленников  и противников.    

 Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:

- расколоть участников спора  на две непримиримые группы;

- завести решение проблемы в  тупик;

- опорочить идею и ее авторов;

- превратить дискуссию в схоластический  спор;

- используя заведомо ложную  информацию, повести спор по ложному  пути;

- разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.

 Вероятно, этих целей, как  конструктивных, так и деструктивных,  значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило,  не проявляются в рамках одного  спора, а могут реализоваться  в самых разных сочетаниях.

 

26. Письменные формы делового общения: управленческая документация

 


Развитие и поддержание  в заданном режиме работы компании, в современных условиях, невозможно осуществлять без включения в  общую систему управления — управленческой документации. Сущность управленческой документации состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок  организационной деятельности.

Основными целями управленческой документации компании, которая составляет элемент системы управления, являются следующие:

Сообщение информации

  • Инструмент для передачи и переноса информации.

Подтверждение соответствий

  • Обеспечение свидетельств того, что ранее запланированное было в действительности выполнено.

Распространение знаний

  • Передача и сохранение опыта, накопленного компанией. Типичным примером являются стандарты компании, которые могут быть использованы как основа при разработке и проектировании новой продукции и направлений работы, так и в целях обучения нового персонала.

Организация документации должна соответствовать системе процессов, функционирующих в компании. Однако, может применяться и любая другая организация, отвечающая потребностям компании, при решении нестандартных ситуаций.

Характер и глубина  документации должны отвечать требованиям, установленным законами и регламентами, потребностями и ожиданиями клиентов и других заинтересованных сторон, а также потребностям компании.

27. Визитная карточка. Требования  к визитной карточке и её  назначение

Визитная карточка (визитка) — традиционный носитель контактной информации о человеке или организации.

 

Требования к  деловой визитной карточке:

 
1) размер 5х9 см, белый тонкий матовый картон, черный четкий разборчивый шрифт

2) полное без  сокращений название фирмы или организации

3) Фамилия, имя,  отчество полностью

4) Необходимо указать  не только должность но и сферу деятельности  
5) адрес фирмы и телефоны. 

 

Назначение

Визитка выполняет  информационную и рекламную функцию. Она признана не только сообщить сведения, но и оказывать определенное воздействие на того, кому ее вручают. По сути, визитка дается для того, чтобы получивший ее человек решил воспользоваться указанной в ней информацией. 
   28. Обмен невербальной информацией в ходе делового взаимодействия

29.Использование этикетных норм (их типы) в сфере делового общения

Этикетные нормы  поведения носят национальный характер. То, что является знаком уважения в  европейских странах (при встрече поинтересоваться здоровьем жены и близких), в странах мусульманских может быть воспринято как оскорбление. Деловое общение очень часто не просто включает этикетное общение, но с необходимостью предусматривает его. Существуют особые этикетные жанры делового общения: выражение соболезнования, благодарности, поздравления. Руководители, менеджеры, служащие должны хорошо знать и адекватно использовать средства речевого этикета, так как от успешного использования этих средств во многом зависит результат делового общения. "Встречают по одежке, а провожают по уму", — гласит русская народная мудрость. Причем под словом "ум" подразумевается умение общаться, ладить с людьми. Вовремя и к месту сказанные слова назывались в народе "золотыми". Таким образом, речевая культура — это использование средств и возможностей языка, адекватных содержанию, обстановке и цели высказывания при соблюдении языковых норм. Высокая речевая культура менеджера, руководителя проявляется в знании требований, предъявляемых к языку документов, и умении выбрать из богатейшего арсенала речевых средств деловой письменной речи необходимые для составления текста, вести деловую беседу, уметь убеждать в своей правоте. Показателем лингвистической компетентности менеджера можно считать его умение "переводить" информацию с одного типа речи на другой (с языка справочных жанров на язык устной спонтанной речи), свертывать и развертывать ее, т.е. выполнять операции номинации*, вербализации*, тезирования*, перефразирования*, резюмирования*.* Здесь и далее по тексту звездочкой обозначены лингвистические термины, толкование которых приводится в конце каждой главы. Владение этикетными средствами, тактическими приемами ведения деловых переговоров, совещаний, жанрами публичной монологической речи также входит в число необходимых речевых навыков менеджера. С человеком высокой речевой культуры говорить легко и приятно. Если это деловой человек, ему удаются различные контакты и переговоры, ему удается убеждать людей в своей правоте и влиять на собеседников, он может сам составить или отредактировать документ, написать благодарность, поздравительное письмо или презентационную речь. И это все важнейшие составляющие профессионального облика делового человека. Типы речевых культур в деловом общении. В сферу коммерческих и административно-правовых отношений сегодня влились огромные массы самых различных по культурному, образовательному уровню и социальному статусу людей. Естественно, что они являются носителями различных типов внутринациональных речевых культур

Информация о работе Деловое общение