Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:35, курс лекций
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т. д.
Потребность в развитии и саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и к взаимопроникновению- в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивных, дружелюбных, так и негативных, конфликтных, иногда в агрессивных формах.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.
18 вопрос Особенности делового речевого этикета. Социально-этические нормы речевого этикета и их значение.
Специфической особенностью
делового общения является его регламентированность,
т.е. подчиненность установленным правилам
и ограничениям.
Этикетные формулы не содержат прямых
сообщений, но содержат косвенные. Слово
«здравствуйте» в повседневном общении
означает: «я хочу поддерживать с вами
отношения», а отсутствие этого этикетного
знака прочитывается как нежелание поддерживать
отношения. Вот почему нормой является
приветствие сотрудников, клиентов, посетителей
не только в начале беседы. Но и при отсутствии
намерения вступить в речевой контакт.
Обстановка официальности не просто предъявляет требования повышенной вежливости, уважительности к собеседнику, какое бы положение он ни занимал. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-общения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-общение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени и отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор и прочее. Грубым нарушение норм этикета является одностороннее «тыканье», когда во время совещания, собрания начальник обращается к подчиненному на «ты», а тот к нему, в свою очередь, - на «вы
По принятому в России этикету местоимение Вы следует использовать: 1) при обращении к незнакомому адресату; 2) в официальной обстановке общения; 3) при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату; 4) к старшему (по положению, возрасту) адресату. Местоимение ты используется: 1) при разговоре с хорошо знакомым человеком, с которым установлены дружеские, приятельские отношения; 2) в неофициальной обстановке общения; 3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату; 4) к младшему (по положению, возрасту) адресату.
Очень большое значение в
общении имеет тональность. Общая
тональность в зависимости от
сферы общения может быть строго
официальной. Нейтральной, фамильярно-дружеской.
Из чего же складывается тональность?
Это стилистика речи, манера поведения
говорящего (взгляд, мимика, жесты, поза),
но главное – тон.
Несоблюдение нужной тональности не только
мешает общению, но и зачастую создает
ложное представление о личности говорящего.
Так, у иностранцев нередко складывается
впечатление о русских (прежде всего –
о деловых людях) как об агрессивных и
фамильярных людях. Во-первых, потому,
что в официально-деловых беседах не выдерживается
соответствующая тональность: преобладает
безапелляционный, напористый, повышенный
тон. Во-вторых, используется недопустимая
коммуникативная стратегия – стремление
во что бы то ни стало доказать свою правоту.
Одна из важнейших функций этикета –
снятие агрессии. Она реализуется в правильном
выборе тона общения прежде всего. В отсутствии
категоричных оценок. Нужно помнить, что
чем вежливей говорящий, тем менее категоричны
его высказывания. Это не лишает собеседника
возможности судить о предмете самостоятельно.
Вместо «Это чушь!», «Этого не может быть»
используется «Мне кажется, это не вполне
убедительным»; «Боюсь, что не могу согласиться
с вами»; «Едва ли это возможно» и т.п.
Речевое общение представляет собой много функциональное взаимодействие, включающее: информационный обмен, установление и поддерживание контакта, регулировку межличностных отношений. В частности, в деловом общении межличностные отношения представляют собой статусные и ролевые отношения: «начальник» - «подчиненный», «партнер» - «партнер», «производитель» - «получатель».
Общение деловых партнеров, людей одного социального статуса, более свободно, речевая инициатива естественно переходит во время обсуждения от одного участника диалога к другому или перехватывается им с целью закрепления лидирующей позиции. Социальный статус в деловом общении тесно связан с правомочием принятия решений от имени юридического лица. Как правило, людьми, принимающими решения по важным экономико-правовым вопросам, являются руководители первого звена: директора, председатели правления, коммерческие директора и т.п. В отличие от тех, кому это право может быть делегировано (руководители среднего звена), они обладают статусом первого лица, который учитывается при ведении деловых переговоров: это подчеркнутое внимание, учет мнения собеседника, признание его позиции.
Умение успешно вести
деловые переговоры, грамотно составить
текст документа, умение работать с
документами – важнейшие
Низкая речевая культура
Культура речи является
Суммируя сведения об этикетных функциях в деловом общении, необходимо выделить следующие:
- контактоустанавливающая
(формулы, использующиеся при
знакомстве, приветствии, являются
средствами установления
- функция контактоподдержания (контактоподдержание осуществляется с помощью поздравлений, пожеланий, соболезнований: Поздравляю вас…, желаю вам…, С праздником…);
- функция волеизъявления
(реализуется в просьбах, приказах,
приглашениях, разрешениях, предложениях:
хочу обратиться к вам с
просьбой…, Позвольте мне
- функция регулирования подачи информации (реализуется в виде сигналов восприятия, согласия, несогласия: Хорошо, Спасибо, Я вас понял, Замечательно.);
- функция снятия конфликтной
ситуации и напряженности
Этикет – явление национальное. То,
что считается вежливым у одного народа,
может быть истолковано как жест невежливого
отношения к собеседнику у другого. Например,
согласно нормам русского речевого этикета
при встрече давно не видевшихся приятелей
совершенно нормальным считаются вопросы
типа: «Как здоровье Вашей жены, детишек?»
Этот вопрос причитывается собеседником
как знак внимания и расположения со стороны
говорящего. Совершенно иначе обстоит
дело в некоторых мусульманских (магометанских)
странах. Там подобный вопрос может быть
сочтен по меньшей мере бестактным, потому
что все, относящееся к женской половине
дома, является запретной темой для обсуждения.
19
вопрос Культура речи
в профессиональной деятельности рекламиста
Для того чтобы рекламный текст возымел действие, нужно, чтобы он распространялся по соответствующему каналу и был надлежащим образом воспринят целевой аудиторией. Для определения этих и многих других факторов, влияющих на эффективность рекламы, необходимы совместные усилия специалистов различных областей.
Практически любой вопрос, касающийся рекламной деятельности носит спорный характер. К числу спорных относится и проблема культуры речи в рекламе и в рекламном бизнесе. Безусловно, большинство согласится с тем, что указанная тема заслуживает внимания. Дискуссионность ее заключается в том, что она тесно связана с вопросом свободы творчества в рекламе, имеющим, в свою очередь, несколько аспектов. Если речь идет о свободе творческого начала в рекламе, то вряд ли кто-либо станет оспаривать необходимость как можно более интенсивного расширения творческих границ и устранения преград, мешающих творческому полету.
Другое дело, если речь идет о правовом регулировании рекламы: говоря о свободе творчества, все рекламисты утверждают, что они стараются действовать в рамках закона. Проблема заключается в том, что если большинство рекламистов признает неоспоримость юридических актов, регулирующих рекламный процесс и творческую деятельность как часть этого процесса, то вопрос о нравственной, этической и социальной сторонах рекламной деятельности остается открытым. Один из наиболее спорных и часто (и бурно) обсуждаемых аспектов рассматриваемой проблемы является лингвистический аспект. Например, насколько допустимо искажение языка в рекламных роликах или печатных текстах? Вряд ли стоит ожидать единства мнений по данному вопросу. Позиции оппонентов зачастую диаметрально противоположны. Ответ на этот вопрос зависит не только и не столько от позиции того или иного участника дискуссии, сколько от того, что является его доминантой. Если в расчет принимается повышение уровня продаж, то зачастую подобные приемы (как утверждают авторы текстов) этому способствуют. С другой стороны, нельзя забывать, что реклама является частью массовой культуры, поэтому, безусловно, следует учитывать, что не только культурные приоритеты целевой аудитории влияют на восприятие рекламы, но и реклама влияет на мировоззрение и общий культурный уровень нации.
20 вопрос Публичная речь: цели и структура
Конкретная цель речи может быть выражена сразу простым и понятным тезисом. Такая цель проста и понятна.
Возможных целей (и соответственно типов речи) достаточно много, например речи воспитательные, речи развлекательные. Выделим две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача- поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.
Для определения цели необходимо
знать аудиторию, мысленно ее представить,
думать о том, как лучше на нее
воздействовать, оправдать ожидание
слушателей. Практика показывает, что
молодежь лучше воспринимает эмоциональную,
выразительно-заразительную
Оратор может тот же
самый текст выступления
Сверхзадача выступления, глубоко продуманная, прочувствованная, поможет создать яркое содержание и родить активное речевое действие.
Важно также отдавать себе отчет в том, какова субъективная цель вашего выступления. Выступление можно готовить для того, чтобы получить отличную оценку на экзамене, можно- для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно- чтобы выиграть спор, например, в суде.
Классическая структура публичной речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
Теперь поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они из себя представляют.
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ
1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно
3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение
4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.
5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.
ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи
2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.
3. Эмоциональное. требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
4. Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершить свою речь
оратор может как угодно и
чем угодно, но важно помнить,
что хорошее заключение может
спасти положение даже при
некоторых недостатках
По классической схеме ораторского искусства:
1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.
2. Кратко повторяет основные мысли своей речи.
3. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.
4. Еще раз на наивысшем
эмоциональном накале кратко (возможно
использовать шутку цитату
Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.
Тезисная форма и план выступления
Тезисная форма –
скелет выступления, его