Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:35, курс лекций
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т. д.
30. психологические аспекты речевого делового общения
Независимо от тактических и стратегических целей сторон в ходе делового общения каждой стороне важно: узнать и понять, что является целью делового партнера, что он думает о предмете переговоров и их перспективе;
Добиться того, чтобы деловой партнер испытывал определенное доверие к своему собеседнику, не находился в подавленном и напряженном состоянии, тем самым создать благоприятные деловые отношения и в идеальном случае добиться того, чтобы деловой партнер был заинтересован и в последующих длительных взаимовыгодных контактах;
Избегать бессмысленных потерь времени, что всегда усложняет взаимоотношения;
Завоевать и развить репутацию дельного, энергичного, надежного, знающего себе цену и уважающего партнеров делового человека.
Независимо от чисто
деловых особенностей организации,
общих норм и правил экономической
деятельности результаты любых переговоров
зависят от личных особенностей, от
психологии их участников. Характер взаимоотношений,
особенно в ситуациях, когда возможно
развитие различных, иногда взаимоисключающих
сценариев деловых контактов, настроение
участников переговоров, их эмоциональное
состояние могут привести к неожиданным
и неблагоприятным
Многие испытывают довольно серьезное внутреннее напряжение, связанное с неизбежным противоречием между целями и желаниями и возможностью удовлетворения этих желаний. В ходе делового общения не следует усиливать это напряжение. Психологическое состояние людей во многом зависит, с одной стороны, от их стремления к самореализации, самоутверждению, желания стать более значимым и заметным, а с другой - от постоянного недовольства собой, своими личными и деловыми успехами. Любой человек невольно положительно относится к любой ситуации, где возможности самореализации возрастают, а комплекс недовольства собой, комплекс неполноценности уменьшается. Ущемление же самолюбия, унижение приводит к сознательной или подсознательной негативной реакции, которая может определить отношение к конкретному человеку, делу или организации.
Человек в известной
мере отождествляет себя с той
организацией, которую он представляет.
Поэтому неизбежна
31. Виды невербальных средств в деловой коммуникации. Фонационные средства.
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата
Функции невербального кода
К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и
Громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…)
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
1) регулировать течение
процесса общения, создавать
2) обогащать значения, передаваемые
словами, направлять
32. Виды невербальных средств в деловой коммуникации. Графические средства.
Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.
33. Виды невербальных средств в деловой коммуникации. Кинетические средства.
К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.
34. Коммуникативная ценность невербальных средств
Коммуникативная ценность невербальных
средств определяется по пяти критериям:
число актуализируемых функций
в связанном и автономном употреблении;
число актуализированных
Значительную роль в актуализации социальной
дифференциации и варьирования играют
ситуативные переменные коммуникации
- проксемика от лат. - "ближайший",
то есть дистанция, устанавливаемая между
коммуникантами во время общения; ориентация
- определенное положение, позиция говорящего
по отношению к слушающему и наоборот;
временной фактор (длительность взгляда);
последовательность (кто первым подает
руку).
35. функции невербальных средств в деловом общении
Жесты, позы, мимика, интонация значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Каждый может вспомнить, как сам он, вовсе не будучи актером, не раз отвечал красноречивым взглядом и жестом или «читал» ответ на лице собеседника. Более того, информация, переданная таким образом, обычно пользуется значительно большим доверием, особенно, когда между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) существует противоречие: говорит человек одно, а на лице у него «написано» совсем другое. Очевидно, что поверят лицу.
Особое значение невербальное общение имеет в первые минуты знакомства. «По одежке встречают...» -- гласит русская народная пословица. И эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, жестикуляция, взгляд, улыбка. Еще не сказано ни единого слова, а первая оценка собеседника уже произошла. Изменить ее впоследствии будет трудно. Одни исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи. Другие авторы отводят на формирование партнерами образов друг друга и того меньше -- 120 секунд.
Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной передачи, судьи и адвоката.
Выделяют следующие основные функции невербального общения:
· выражение межличностных отношений;
· выражение чувств и эмоций;
· управление процессами вербального общения (разговором);
· обмен ритуалами;
· регуляция самопредъявлений.
Особенностью невербального общения является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова.
36. Функции норм профессиональной речи. Оценочная и Экспрессивная
Говоря о сущности нормы,
следует помнить о том, что норма не является
законом (хотя сходство этих двух понятий очевидно).
Закон составляет необходимость, не допускающую никаких
Оценочная функция обращения
В русском языке достаточно велика социальная значимость оценочной функции обращения. Выражая субъективное отношение говорящего к адресату, как в процессе установления речевого контакта, так и в процессе мыслительной деятельности, оно самым активным образом участвует в общении людей друг с другом.
Обращение таит в себе бездну речевых возможностей и способностей, поскольку оно одно называет собеседника (слушающего), т.е. того участника речевого акта, на которого хочет воздействовать говорящий. В то же время сама эта номинация выражает "речевое лицо" говорящего, демонстрируя его вежливость, такт или их отсутствие, а также характеризуя участников коммуникации по тем или иным признакам (полу, возрасту и т.д.).
Экспрессивная функция обращения
Экспрессивная функция речи
Речь
— исторически сложившаяся форма общения
людей посредством языковых конструкций,
создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны,
формирование и формулирование мыслей
языковыми (речевыми) средствами, а с другой
стороны, восприятие языковых конструкций
и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой
психолингвистический процесс, форму
существования человеческого языка.
Экспрессивная
речь – собственная речь.
Экспрессивная
речь - это высказывание с помощью
языка, которое начинается с замысла (программы),
затем проходит внутреннюю стадию речи
и только затем переходит в стадию внешнего
речевого высказывания (в виде устной
речи или письма).
37.Использование эвфемизмов и дисфемизмов в деловой речи; их функции.
Эвфемизм – стилистически нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичной языковой единицы, которая представляется говорящему неприличной, грубой или нетактичной;
Дисфемизм - это замена нейтрального в эмоциональном и стилистическом отношении слова более грубым, пренебрежительным
функции дисфемизмов
Оппонент получает информацию о том, что его поведение отрицательно оценено и от него ожидается: извинение, прекращение действий или прочее. Часто в случае дисфемии характерными являются цели возмездия, мести, наказания противника
2)Дисфемия как средство понижения социального статуса оппонента (унижения).
Основная цель такого употребления дисфемии сводится к изменению самочувствия адресата путем высказывания негативных суждений, прежде всего о его личности, а также о его поступках, качествах и прочих проявлениях некоторых характеристик индивида.
3)Прагматическая
функция угрозы посредством
Угроза в этом контексте понимается как «высказывание, содержащее сообщение о негативных последствиях для адресата в случае каких-либо действий угрожающего, которые будут предприняты, если адресат не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие»
4. Дисфемия в функции оскорбления.
Говорящий выражает свое мнение в резко категоричной форме, навязывает собственную точку зрения, не признает возможность альтернативных мнений, суждений, оценок..
5. Самоутверждение посредством дисфемии.
Функция самоутверждения, несомненно, связана с предыдущей, поскольку часто, порицая других, мы пытаемся выставить себя в более выигрышном свете. пределами.
6. Установление положительного
контакта через поношение
Подобная функция, очевидно, не является частотной, хотя в тех коммуникативных ситуациях, где она представлена, можно говорить о ее достаточно высокой эффективности в заданных целях, а именно формировании позитивного контакта с оппонентом.
7. Дисфемия как искусство в обществе образованных людей.
по статусу людьми, подбадривание.
38. Использование риторических стратегий в деловом общении
Среди стратегий могут быть выделены собственно дискурсивные и риторические стратегии. К первым относим те, которые помогают ведущему организовать речевое пространство передачи, однако не имеют
Отношения к содержанию самого разговора. Это, например, стратегии неуклонного следования теме передачи, вызова на откровенность, разъяснения и т.п. К риторическим относим стратегии, которые непосредственно участвуют в аргументации тезиса выступающего, используются для реализации задачи речи.
39. Имидж делового человека как невербальный элемент делового общения
Понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации, и даже к стране. Имидж фирмы зависит от вашего личного имиджа, и наоборот, имидж фирмы влияет на имидж ее сотрудников.
Значение имиджа очень велико. Когда у нас складывается мнение о другом человеке или о каком-то объекте, это сформированное в нашем сознании (или в подсознании), отношение определяет готовность действовать определенным образом. А на языке психологов такая готовность называется психологической установкой.
Мнение окружающих, которое о вас сложилось, будет определять их психологическую готовность, например, разговаривать с вами почтительно, стремиться сотрудничать, или наоборот, вообще не разговаривать с вами, игнорировать вас. Поэтому ваша задача - сформировать у них на себя соответствующую установку (определенное мнение о себе).
Имидж бывает личностный и профессиональный. Важно определиться, какой из этих двух видов имиджа для вас важнее.